Д.С. Лихачев

К вопросу о современном состоянии науки и культуры в России

(стенограмма)

Выступление Дмитрия Сергеевича Лихачева 4 октября 1995 года
на третьей пресс-конференции ученых и деятелей культуры
Санкт-Петербурга и Москвы

Я хочу сказать прежде всего о том, что я понимаю под Декларацией прав культуры.

Известно, что Декларация прав человека сыграла очень

большую роль не только в нашей стране, но и в многих континентах мира. Я думаю, что такую же большую роль может сыграть Декларация Прав Культуры, которая в значительной мере должна разъяснить, что такое культура, что такое наука, как одна из частей культуры.

Надо помнить, что культуру следует понимать широко. Когда говорят о творческой интеллигенции и о культуре, обычно имеют в виду музыку, исполнительское мастерство, театральное мастерство, но забывают, что культуре принадлежат и все науки, и традиционные религии. Это – явления культуры.

Широкое понимание культуры – это то, что необходимо для нации, для страны, претендующей быть цивилизованной.

Мозг человека имеет огромный запас возможностей. Он не эволюционирует под влиянием потребностей естественного отбора по Дарвину. Он опережает потребности. Мозг полинезийца или жителя Огненной Земли позволяет им окончить три-четыре Оксфордских университета.

Вместе с тем, следует помнить – природа человека не терпит пустоты, не терпит и бездействия того, что предназначено для действия. Орган, который не работает, постепенно деградирует. И это в полной мере касается мозга человека, его умственной жизни. Мозг, ум человека будет работать даже если он не образован, не воспитан, лишен традиций. Но в таком случае он будет работать на зло, а не на добро. Вместо созидания мозг будет применен к разрушению. Человек всегда будет разрушать, если он точно не знает, что и как создавать, строить и организовывать. Если человек не знает конкретно, как построить мир справедливости, он весь мир насилием разрушит. И это происходит интуитивно, помимо человеческого желания. Поэтому человеку необходимо знание права, общая образованность, профессиональная сноровка. Это единственный способ приумножения добра в стране, превращения ЗЛОдеяния в ДОБРОдеяние. ДОБРОдействие должно противостоять ЗЛОдейству. Природа, повторяю, не терпит пустоты. Культура же не терпит остановок в развитии.

Поэтому Декларация прав культуры имеет в виду не просто собрание культурных памятников, которые необходимо хранить, она имеет в виду научные традиции, традиции в области искусства, традиции в области нравственности и в области традиционных религий, которые тоже представляют собой явления культуры. Культура гораздо шире, чем памятники культуры. Это инерция добра, которая наполняет собой все человечество.

Нельзя думать, что добро может где-то сосредоточиться, а где-то перестать существовать. Все человечество должно подчиняться единым законам нравственности, культурным традициям, единым законам обращения с памятниками культуры. Потому что каждому человеку нужны не только памятники его национальности, ему нужна античность, ему нужен ренессанс, ему нужна культура Египта, ему нужна культура ислама, буддизма и, само собой разумеется, традиционная религия его страны.

Вот обо всем об этом и следует говорить в Декларации прав культуры с тем, чтобы она была утверждена каким-то всечеловеческим органом вроде ЮНЕСКО или ООН, я не знаю кем, но единым институтом, который бы следил за сохранением прав культуры в любой стране, потому что нет такой национальности, которая не содержала бы культурные ценности. А если такая национальность без культуры появляется, это уже опасно для всего мира.

Одна из самых важных частей человеческой культуры, это язык. И мы видим, как великий русский язык сейчас портится самым нещадным образом. Депутаты не умеют склонять числительные, особенно трехзначные и больше, неправильно ставят ударения, неправильно склоняют. Различные вульгарные слова вытесняют десятки слов, которые имеют оттенки. Какое-нибудь одно слово, становящееся модным, действует как отравляющее вещество, потому что оно вытесняет нормальную человеческую речь. Поэтому образование, традиции в науке, определенные образованием, – все это должно поддерживаться государством, потому что если государство не будет это поддерживать – культуру и науку – смысл нашего существования, нашей страны просто иссякнет.

Поэтому одна из частей моей Декларации посвящена поддержке культуры государством, необходимости этой поддержки, необходимости субсидий.

Между тем, в последнее время имеется тенденция продавать маленькие библиотеки, не рентабельные, частным лицам, которые там устраивают рестораны или кафе, а книги выбрасывают или продают по дешевке, то есть идет разрушение культуры, если ее не поддерживает государство, во имя коммерции.

Изменению должно быть подвергнуто наше образование. Культурный человек создается, главным образом, в своей семье и в средней школе. Средняя школа имеет колоссальное значение для этого.

У нас нет концепции образования. Я не мог добиться ответа – я об этом запрашивал министерство образования, Академию образования: какая концепция образования существует у нас? Этой концепции нет.

А между тем, с моей точки зрения, образование должно служить воспитанию. Не только воспитанию нравственности и умению себя вести, но приспособленности человека к различным формам деятельности. Одна из ошибок нашего прежнего руководства заключалась в том, что придавалось очень большое значение профобразованию. Но если человек получал узкое профессиональное образование, а потом обнаруживалось, что он не интересуется своей специальностью, то он волей-неволей переходил на недозволенные методы самоудовлетворения. Оттуда черпались силы для хулиганства, для воровства, преступности и так далее.

То же самое нужно сказать и о стране, и о государстве. Если у государства нет своей культуры, культуру оно не поддерживает, если нет науки, то смысла существования такого государства нет. Не занятые площади культурной человеческой деятельности начинают заниматься недопустимыми вещами вроде преступности, просто безнравственности и так далее.

Вот поэтому очень важно создать Декларацию прав культуры, которая сыграла бы такую же роль, как в свое время сыграла Декларация прав человека и которая восстановила бы роль культуры, и в том числе науки, искусства и так далее в жизни государства, страны, нации.

Предлагаемая Декларация прав культуры именно на это и направлена. Она направлена на то, чтобы не просто сохранить накопленное человечеством, все знания, все памятники культуры, памятники искусства и так далее, а чтобы сохранить традицию, рабочий настрой человечества, его желание делать добрые дела.

Занятость мозга добром – вот на это и настроена Декларация прав культуры. Это права культуры действенные, а не лежащие, так сказать, в музеях и в бездействующих библиотеках.