Культура – Врата в будущее

К преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами [1]. В Новый, грядущий мир со старыми знаниями не войти – нужны новые, более полные сведения о современном мире, а также переосмысление самих основ жизни.

Новая эпоха принесет, как завещано [2], великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости, сослужения Общему благу.

Будущий, Новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты. Обновление будет заключаться также в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом [3] . Но все это возможно лишь на основе единения и взаимоуважения среди людей и, в первую очередь, наиболее просвещенных умов и сердец, которые во многом помогут утвердить этот Новый мир, и чему также будет способствовать развитие движения Культуры.

В лучшее будущее без Культуры не войти –

– без осознания и сбережения прошлых достижений,

– без устремления личности к самоусовершенствованию и культуротворчеству.


ОСОЗНАТЬ И СОХРАНИТЬ КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОШЛОГО

Из древних, чудесных камней
сложите ступени грядущего [4]

 

По-настоящему осознать творческие достижения человечества, накопленные в истории, значит проникнуться глубокой благодарностью и уважением к трудам великих подвижников, к тем духовным ценностям, которыми живет человечество и благодаря которым осуществляется общественный прогресс.

«Зачем это нужно?» – может спросить либо ребенок, либо малокультурный, инфантильный взрослый человек. Ответ на этот вопрос прост: не осознав Прекрасное – не уберечь Красоту, которая и подвигает человека к творчеству, умножая духовную сокровищницу Культуры. Не сберегут люди эту Красоту – жить им в серости будней и тьме невежества, в торжестве безобразия и насилия, поскольку именно Культура привносит в жизнь и самые нужные знания, и свободу, и помогает украсить саму жизнь.

Но главное, стремясь постичь глубины мастерства создателей произведений мировой Культуры («какое счастье – следить за мыслью гения!»), мы учимся понимать жизнь и все прекрасное в ней, а понимая, мы приходим к убеждению, что сокровища мира – все то священное, познавательное и прекрасное, что мы сегодня ценим – должно быть сохранено для Будущего.

Не нужно убеждать, скажут некоторые, что всякое сокровище стоит денег, значит, приносит пользу. Однако мало кто помнит, что любая материальная культурная ценность имеет еще и ценность духовную, которая, в отличие от ценности материальной, имеет особенность быть неистребимой. Именно в этой вечности жизни отличие Культуры от преходящей цивилизации (о чем речь пойдет дальше).

Осознание мировых и культурных сокровищ приходит не вдруг, и чтобы этот процесс не затянулся на долгие годы, надо с самых ранних детских лет помочь новому поколению. Пусть и на школьном уроке, и в лекционной аудитории, и на занятии в детском саду всегда звучат слова о Культуре, и, наряду с обучением грамоте и различным законам, взрослые будут знакомить детей и молодежь с Каталогом ценностей человеческого гения.

Однако, будем помнить, что «образование не должно привязывать учащихся только к прошлому, но должно делать их вполне вооруженными, чтобы светло встретить улыбку грядущего» [5] . И это будущее требует к себе внимания – Новый мир требует сознательной к нему подготовки.

Поэтому пусть каждый учебный день будет днем Культуры, днем Просвещения, осознания света творчества и лучших человеческих достижений; пусть молодые привыкают считать каждый свой новый день днем приобщения к Знаниям и Красоте. И пусть они помнят, что так же, как Родину, Культуру нужно охранять.

И тогда идеи Международного соглашения о защите культурных ценностей прочно войдут в жизнь, и в этом будет знак Нового мира. В этом будет спасение и для самой цивилизации, техническими достижениями которой так гордятся современники и которая переживает ныне глубокий кризис.

 

В УСТРЕМЛЕНИИ К САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ – ЗАЛОГ ЛУЧШЕГО БУДУЩЕГО

Молодому поколению необходимо твердо усвоить, что есть Основы, без которых, как без фундамента, никакое жизненное построение не устоит – такими основами лучшего будущего являются: устремление к Высшему началу, мирное построение жизни и доброжелательство.

Культура не может существовать без естественной связи с высшим. Платон, Я.А.Коменский и целая серия выдающихся имен в публикациях Антологии Гуманной педагогики (подготовленной Издательским Домом Шалвы Амонашвили) представлена в подтверждение мысли о том, что прежняя педагогика была выстроена на духовности, на устремлении сознания к Высшему началу, которое проявляется в этическом и эстетическом отношении к миру: к природе, к людям и к их творчеству. Воспитание именно такого отношения к окружающему миру было изначально заложено в целях образования – без этого же оно вырождается, предупреждали великие [6].

Может ли культурный, образованный человек являть безразличие к Источнику, который питает все сущее на Земле? Будем считать этот вопрос риторическим – среди создателей лучших творений Культуры таких людей мы не найдем.

Стремление к самоусовершенствованию будет также стремлением к Высшему началу.

Мирное построение жизни – не утопия, но возможная действительность. Мир (в доме, в коллективе, в обществе) начинается с осознания того, что доброжелательство и дружелюбие есть основа быта.

Что же мешает людям проявлять сердечную теплоту по отношению друг к другу, хотя бы в семье, хотя бы в ученическом или трудовом коллективе? – Незнание основ или неумение понять другого? Самомнение или нетерпимость? Губительная раздражительность или легкомыслие? Так или иначе, человек с малых лет должен быть настроен на работу над собой, но такая работа есть, прежде всего, работа над мыслью. Все начинается с мысли – и культура человека, и его дела, и его творчество. Также и Культура всего человечества, в конечном итоге, творится возвышенной и красивой мыслью ее созидателей, – мыслью, воспитанной сердцем.

Доброжелательство и дружелюбие (этому никогда не поздно учиться) проложат дорогу к миру во всем мире – такой мир есть «великий спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут корабли» [7]. Но до этого должна совершиться перемена не столько в политике, сколько в сознании, в самом сердце.

Стремление к совершенствованию, работа над собой продвигают человека к Культуре, и это одновременно является психопрофилактикой личности, которая обеспечивает человеку духовное здоровье и душевное равновесие, сохраняет драгоценную психическую энергию, без которой нет и физического здоровья. В природе и обществе все взаимосвязано, и человек, вступающий в жизнь, должен знать об этом с самого ее начала.

В многотрудном процессе работы над собой человеку поможет мерило Красоты. Если мы будем заботиться о красоте своей жизни – от содержания мыслей до всех наших действий, если будем украшать не только театры и музеи, школы и библиотеки, здания банков и торговых центров, санатории и больницы, но и тюрьмы, которые тоже должны быть прекрасны – «тогда больше не будет тюрем», – так писал Н.К. Рерих [8], обозначая тем самым путь Красоты, на котором нет девиаций и пороков общества.

«В Красоте залог счастья человечества», – эта мысль подтверждается и учеными, которые отмечают, что эстетически мыслящий человек, как правило, более расположен к нравственным мотивам поведения [9].

 

КУЛЬТУРА НЕ СУЩЕСТВУЕТ БЕЗ ТВОРЧЕСТВА

Если человек, получая в процессе обучения необходимые знания, сориентирован на то, чтобы воспитывать умение совершенствовать себя, реализовать свою индивидуальность, связывать самопознание с самоопределением – он, в конечном итоге, должен стать личностью, способной творчески преобразовывать окружающий мир и, в первую очередь, самого себя, быть не только потребителем Культуры, но и ее творцом.

Постепенно, в процессе работы над собой и освоения пространства Культуры, у человека складывается такое мировоззрение, которое является культуротворческим.

Согласно научному определению, мировоззрение человека можно считать культуротворческим, если оно:

– выработано личностью в процессе осмысления Бытия и своей сущности, своего жизненного предназначения;

– является оптимистичным и этичным, жизнеутверждающим;

– сформировано не путем внушения, а в результате личностного выбора тех идей и ценностей, которые придают смысл своей и окружающей жизни;

– одновременно направлено на совершенствование себя и окружающего мира, причем, активность человека, направленная вовне, и активность, направленная вовнутрь себя, должны быть уравновешены [10] .

 

ПЕДАГОГ И ТВОРЧЕСТВО

Прежде чем такая программа действий, направленная на выявление созидательного начала личности начнет осуществляться, много труда придется приложить не только самой этой личности, но и педагогу – тому, кто «ведёт дитя». Не в этом ли заключается высокая миссия образования – помочь раскрыть творческий потенциал духа?

Как отмечают ученые, культуротворческое мировоззрение есть основа профессионально-личностного самоопределения школьного учителя; оно проявляется, прежде всего, в особом характере и структуре ценностей, определяющих смысл его жизни и профессиональной деятельности. На этом пути мы должны пройти три последовательных шага: а) сосредоточиться на себе – найти себя и самоосуществиться; б) сместить центр на другого – цель жизни в любви и служении другим; в) сконцентрироваться на чем-то большем, высшем, чем ты сам – служении Богу, человечеству, реализации своей жизненной миссии, задачи [11].

Ученые, работающие в области педагогической науки, пишут также о формировании культуротворческой парадигмы, отличие которой «в принципиально иной доминанте содержания (культура), понимании человека как находящегося в процессе становления целостного существа, где цель школы – "взращивание" человека, способного к культурному созиданию, продуктивному диалогу с природой и социумом» [12]. Это, как отмечается, «требует времени и целенаправленных усилий высшей педагогической школы». Но может ли быть иначе? – Где Культура, там и труд, и только упорным, сознательным трудом, практичным и озаренным, можно достигнуть большое жизненное следствие и испытать настоящую творческую радость. Но прежде нужно осознание великого значения Культуры.

___________________________

[1] Русская философия. Словарь – М.: Терра-Кн. Клуб, Республика, 1999, с. 240

[2] Эти заветы, предназначенные для нынешнего поколения, являются частью духовной сокровищницы человечества и требуют немедленного их осмысления – об этом с трепетом и глубоким душевным волнением писали русские философы-космисты, соединявшие в своем творчестве самобытные ценности отечественной Культуры с научными концепциями о мире - см. сборник «Русский космизм»: Антология философской мысли – М.: Педагогика–Пресс, 1993.

[3] Письма Елены Рерих. Том 1. – Минск: 1992, с.320 – 12. 12. 1934.

См. также - Субетто А.И. Ноосферизм. Том 1. – СПб: КГУ им. Н.А. Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001, с. 591.

[4] Н.К. Рерих. Письма в Америку. – М.: Сфера, 1998, с.84

[5] Н.К. Рерих. О Вечном... М.: Политиздат, 1991, с. 22.

[6] В арсенале культурных достижений человечества имеются труды мыслителей, оставивших нам в наследство блестящие модели постановки проблем и их решений, на которые не влияют никакие временные границы. Так, впервые в истории мысли проблему образования поставил великий Платон, и метод, которым он пользовался в ее разрешении, по словам видного педагога С.И. Гессена, остается до сих пор образцовым. Этот метод состоит в том, что проблемы отдельной личности необходимо отождествлять в основе своей с проблемами культуры, и, что особенно важно – в единстве образования, этики и политики, принимая во внимание внутреннюю связь индивида и общества в части их развития и целостности. Но, что самое главное – отход «от животворящего высшего начала приводит к вырождению образования» – см. Платон. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.26.

[7] Н.К . Рерих. Врата в будущее. – Рига, «Виеда», 1991, с.11.

[8] Там же, с. 220.

[9] Русских Л.В. Отношения экономики и культуры в истории классической европейской мысли: опыт культурологического анализа. – Автореф. дисс...канд. культурологии. Челябинск, 2000, с. 22

[10] Никитина Н. Н. Культуротворческое мировоззрение как основа профессионально-личностного самоопределения учителя» – Сб.: «Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании. - СПб: Изд-во «Левша», 2001, с.26

[11] Там же.

[12] Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса. – «Педагогика», 1998, № 4, с. 12.

Уварова Лариса Ивановна,
ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры»,
специалист Санкт-Петербургской Академии постдипломного
педагогического образования