Андреева Вера, 6-А класс, гимназия № 652. Рук.: Панина Т.А.

«Человек культурный – это...»

Культурный человек – это атлант

Из них ослабни кто-то – и небо упадёт…
А. Городницкий

Человек культурный – это атлант, на котором держится небо, а значит, держится мир. А что такое мир? Порядок, лад, гармония и красота. Всё это не существует самостоятельно, без помощи добрых и ответственных людей, людей культуры. Попытаюсь доказать это.

Итак, мне потребуется на полную мощность включить фантазию и силой своего воображения унестись в мир, где нет культурных людей. Что это будет за мир? Дикий. Это первое слово, которое сразу приходит на ум. А что в этом страшного, собственно? Вокруг нас всегда шумели и шумят дикие дремучие леса. Дикие животные бегают в чащах. Дикие птицы поют в небесной выси. С диким рёвом обрушиваются с гор водопады. Красиво? Дух захватывает от такой красоты! Где здесь культура? Нет её. Да и не нужна она тут вовсе. Сохранить бы этот мир вокруг в его первозданной дикости!

Теперь представим, что человек бескультурный вторгся в мир дикой природы. Он и там, как в мире людей, оставит после себя разрушение и запустение, наследит. Сожжены будут леса, вытоптаны луга, убиты звери и птицы, так как этому дикарю и невдомёк, что нужно не только пользоваться, потреблять, но и заниматься сохранением и восстановлением того, что он забрал у природы. Ведь и щедрость матери Земли не безгранична. Взял у природы в долг – верни вдвое больше. Ведь долг платежом красен. Вот здесь-то, где нужно сохранить, и необходим человек культурный. Без него погибнет эта красота. Он напишет таблички «Береги лес», он не разведёт костёр, он не будет стрелять в живое существо на охоте забавы ради. Он, наконец, тот разумный, кто остановит безумца.

А теперь перенесёмся в мир людей: сёл, городов, заводов… Ой, забыла совсем, что из этого мира я тоже временно уберу культуру. Тогда в нём не будет ни книг, ни фильмов, ни музыки, ни музеев, ни театров, ни школ, ни библиотек… Ничего, что опирается на культуру. Не будет, иными словами, ни знаний, ни искусств. Какой же будет мир без культуры? Серый, жестокий это будет мир, я так думаю. Много будет в нём злобы, разрухи. Опять, придётся просить человека культурного навести порядок в том, что и миром назвать сложно. Строить театры, петь, рисовать, читать – вот что он начнёт делать, чтобы навести порядок. Трудно ему будет. Придётся бороться с агрессией, невежеством. Бороться ради будущего, чтобы победить тьму. Таков долг перед народом и временем у этого человека, атланта, что держит на своих плечах привычный нам всем добрый мир.

Поэтому, когда я решила написать о том, каким мне видится человек культурный, я сразу вспомнила стихотворение А. Городницкого «Атланты». Некоторым покажется странной такая ассоциация с бардовским текстом. Постараюсь объяснить, что же общего вижу между мифологическим героем и человеком. Итак, вначале несколько слов о тексте, вдохновившем меня. Эти не боги, человеки, стоят не где-нибудь в пустыне, а у нашего Эрмитажа, сокровищницы национальной и мировой культуры. Читаем, что держат они небо. А что же такое небо? Небо – это Мир, Вселенная, жизнь, Божественное провидение. Таким образом, устанавливается связь материальной культуры с духовной. Не случайна также отсылка к мифическому герою Древней Греции Атланту. Ведь с мифа, объясняющего устройство мира и дающего человечеству, еще только начинающему осознавать себя таковым, первые нравственные и духовные ориентиры, и начинается культурное развитие человеческой цивилизации.

Итак, эрмитажные атланты, носители античной традиции и хранители российской и мировой культуры, сообща держат небо. Своим единством, своей сплоченностью, верностью долгу, своей волей и упорством они противостоят худшему злу всех времен и народов – войне, варварству, а значит, уничтожению культуры и насаждению хаоса и бездуховности. В этом и состоит, по моему мнению, основное отличительное свойство, а также долг и обязанность культурных людей – прежде всего, быть гуманистами и всеми силами души способствовать сохранению суммы знаний, накопленных цивилизацией, и во всеобщем единстве и сплоченности активно защищать вечные нравственные и духовные ценности.

Тяжело им, но свод небесный не бросишь, так как погибнет под его тяжестью земля. Вот и терпят ради жизни на земле эти исполины. И нас учат терпению и мужеству.