Кузнецова Кристина, 5 класс, школа №326 Рук.: Андрейчук Г.Б.

Тема сочинения: «Человек культурный – это…»

Мечта становится явью

Человечество мечтает лишь о том,
 что можно воплотить в жизнь.

Своё сочинение я начну с того, что расскажу вам одну свою мечту.

Я очень хочу, чтобы моя страна – Россия – была самой уважаемой в мире: чтобы никто, никакие другие страны не смели оскорблять её или сомневаться в её величии; чтобы россияне не просто любили и гордились ею, но и делали всё, чтобы она постоянно развивалась и становилась всё краше и лучше.

Но я, конечно, понимаю: чтобы так было, каждый должен осознавать, что всё зависит от нас самих. От каждого из нас… Со взрослыми – понятно, а вот что могу сделать я, ученица пятого класса? Какой я должна стать, чему должна научиться? Поэтому, прочитав тему сочинения, я и решила поразмышлять об этом.

Россия будущего – это страна, где будут жить по-настоящему культурные люди: «Россия будущего – страна Культуры». Эти слова когда-то сказал очень уважаемый человек – художник, писатель и философ Николай Константинович Рерих. Поэтому – так и будет. А вот что значит – быть культурным, стремиться к этому? Как можно стать культурным человеком?

 Что-то заложено в нас родителями с самого раннего детства – с рождения, ведь воспитание начинается именно в семье. Ребёнок должен научиться понимать, «что такое хорошо, и что такое – плохо». И это очень важно, потому что невоспитанный человек, по-моему, не может быть культурным. Постепенно в окружении малыша появляются и другие хорошие, важные люди: воспитатели, педагоги, тренеры…Они прививают привычку к труду, воспитывают своим примером.

Спустя годы, ребёнок приходит в школу, где его не только учат писать и читать, но и помогают разобраться в себе – «найти себя». На уроках литературы я впервые, например, услышала, что такое нравственный выбор; поняла, что каждому рано или поздно необходимо сделать его в своей жизни так же, как и героям любимых книг. И вот здесь-то и проявляются такие качества человека, как порядочность, совесть, бескорыстие, доброта: черты, характеризующие культурного человека.

Понять, что культурный человек – это тот, кто знает историю, мне тоже помогли в школе. Об истории Древней Руси и об Отечественной войне 1812 года, о блокаде Ленинграда и об освоении космоса нам рассказывают наши учителя. И не просто рассказывают, а делятся своим жизненным опытом, который, возможно, важнее где-то прочитанного.

И ещё очень важное я смогла понять… Каждый из нас – это малюсенькая частичка большой страны, у которой есть своя история, свои корни, свои традиции. И знать их, уважать и беречь – наш долг. А иначе как же наши дети и внуки узнают об этом? Что будут делать, чтобы не повторять или исправлять ошибки прошлого, что и как будут развивать для его прекрасного будущего?.. Но история страны складывается из истории каждой семьи, каждого человека… Кем были твои предки, чем занимались, как воспитывали своих детей… Очень важно изучать свои «корни», передавая «семейные истории» от поколения к поколению.

Именно в школе я впервые услышала и такое слово как толерантность… Вместе и рядом с нами учатся дети многих национальностей… Мы все разные, но все мы – жители большой и прекрасной страны. Поэтому и умение быть толерантными, то есть уважительно относиться к людям другой веры, признавать их традиции – показатель культурного человека.

Всему этому мы учимся ещё в школьные годы. И хочу сказать, что культурный человек всегда будет благодарен всем, кто стал Учителем для него, кто помог разобраться, понять, заставил задуматься, смог научить…

Но получить хорошее воспитание можно не только в семье или в школе, но и… у самого себя.

Культурный человек – это тот, кто постоянно стремится к самообразованию: читает книги, посещает театры и музеи, хорошо учится. В наше время для этого есть неограниченные возможности. Культурный человек – это человек трудолюбивый и целеустремлённый, ответственный и честный. Это тот, кто уважает людей и старается сам стать лучше.

Научившись всему этому, я смогу научить этому и своих будущих детей и внуков. И все вместе мы и будем строить будущее.

…В начале сочинения я написала о своей мечте. А потом подумала – почему только «мечта»? Ведь всё это может быть на самом деле. И обязательно будет! Надо только очень постараться…