Иванов Виктор, 11-А класс, гимназия №261. Рук. Лужинская В.В.

 

И вместе мы создадим России будущей дивную повесть

Во все времена существования государственности на Руси, а также самой России особое внимание уделялось культуре и экономическому развитию.

Культура на Руси – это сфера жизни общества, которая позволяла, позволяет и будет позволять нам жить, как единое целое, гордиться достижениями предков и со скоростью пули нестись в будущее, строя на основе прошлого фундамента новое здание великого и вечного союза народов России.

Здесь достаточно вспомнить времена становления Руси.

Ещё в V веке нашей эры славяне жили многочисленными племенами от реки Эльбы на западе до Волги на востоке, от Невы на севере до Чёрного моря и Балканского полуострова на юге. В те суровые Тёмные века (как их называют историки) племена объединялись в союзы: ильменские словене, поляне, древляне, белые хорваты, волыняне и прочие. Прошло ещё два века и к рубежу VII-VIII веков союзы славян стали объединяться в суперсоюзы. Например, таковым являлась всем хорошо известная Киевская Русь, возникшая в IX веке на территориях нынешних Белоруссии, Украины и европейской части России.

Суперсоюзы возникали не только по причинам безопасности (защита от кочевников), но и потому что человек раннего Средневековья хотел создать поле для интеграции, узнавать что-то новое, творить и созидать. Наиболее известный пример – это культурная связь Киев – Константинополь.

Византийская империя, чьей столицей являлся Константинополь, охотно согласилась на такое сотрудничество с Древней Русью.

Русь рванула вверх в XII-XV веках с общекультурной точки зрения.

Икона, привезённая из Византии (икона Владимирской Богоматери), стала каноном в изображении всех икон на Руси. Византийские архитекторы построили при князе Владимире в X-XI веках Десятинную церковь в Киеве, которая позже станет эталоном шатровой архитектуры, процветавшей до конца XVII века.

Другой пример интеграции – правление Петра I. После Великого посольства (1697 – 1698 года) в Россию были приглашены разные специалисты: архитекторы, художники, кораблестроители, политики и офицеры. Самым известным приглашённым архитектором был Д.Трезини. Позже открылись школы для учёбы на все вышеперечисленные специальности. Известный пример – архитектор М. Г.Земцов, ученик Д.Трезини. Именно он впервые смог связать исконную архитектуру Руси и новые веяния, привезённые Петром из Европы, создав шедевр зодчества того времени – Аничков дворец. Его дело продолжили другие российские архитекторы: К. Росси ( Михайловский дворец), А. Воронихин (Казанский собор), А. Захаров( Адмиралтейство), С.Чевакинский (Никольский собор) и многие другие.

Я хочу сделать первый вывод, который поможет нам понять, что надо сделать, чтобы поднять культуру в её созидательном проявлении, а также и страну в целом. Нам нужна интеграция с другими странами, но она будет особая: российские творцы и сама Россия должны как губка впитывать новые технологии, но позже перерабатывать их под культуру именно нашей страны и народа. Если это не будет соблюдено, то известное мировое явление, носящее пугающее название « глобализация», просто-напросто проглотит всю самобытность нашей культуры, закусит историей и вытрет себе рот российской уникальностью. Не надо сдирать с запада всё без разбора. Это был первый момент, на котором я хотел остановиться подробно.

Следующая составляющая успеха тесно связана с культурой. Я назову её так: патриотическая гордость за страну, социализация общества в единое целое и коллективная векторная направленность. Получилось длинно и заумно, но иначе нельзя, ведь понятие «социально-культурная сфера жизни общества» является очень широким понятием, наверное, даже лучше сказать, пластом. Я постараюсь вкратце объяснить и раскрыть свою точку зрения. Итак, приступим.

Патриотическая гордость за страну. Под этим я понимаю то, что каждый россиянин должен заботиться о своей стране, гордиться ею. Патриотическое воспитание предлагаю начать ещё в детстве, продолжить в школе и закрепить в ВУЗе. Считаю необходимым повесить российские флаги на школах, детских садах, общественных зданиях, на улицах. Это должно поднять дух граждан, сделать так, чтобы каждый день они, идя на работу, были готовы совершить трудовой подвиг во благо своей Родины.

В вышеописанном фрагменте я не изобретаю велосипед. Если вы когда-нибудь были в Западной Европе или в Китае, то там очень часто можно увидеть государственный флаг страны на улице или на общественном здании.

Социализация и общая сплочённость. Это качество живёт в каждом россиянине; всё дело в том, что многие скрывают его, прячут в глубине души, не хотят раскрыть его в пределах своей профессиональной деятельности, круга друзей, знакомых и товарищей.

Вспомните трагические события 1941-1945 годов. В Великую Отечественную войну мы победили именно за счёт сплочённости и массового героизма.

Как человек, часто бывающий в лесу, могу продолжить вышеописанную логическую линию следующим примером. Вспомните муравьев, их дома. Тут уж не устоишь и скажешь про себя: « Один за всех, и все за одного». А чем мы, россияне, хуже муравьев?! В настоящее время нам не хватает этой сплоченности, чувства плеча товарища, на которое можно опереться в трудную минуту.

Общая векторная направленность. Как мне известно, из базового курса по геометрии за 9 класс: вектор – это отрезок, имеющий направление. Скорость (из физики) – это величина, показывающая быстроту изменения пройденного расстояния. А теперь перенесём эти понятия на механизм общего развития. Сделав это, нетрудно открыть для себя следующее: общество, слившиеся в единое целое и работающее, как один организм, имеющее культуру и знающее рамки поведения и нормы приличия, должно побеждать(!), но для этого необходимо направление. Итак, отрезок – это всё вышеописанное, а направление – общее развитие. В итоге, я могу отчётливо перенести определение геометрическое на социальную сферу нашей с вами современности.

На этом раздел социально-культурного аспекта пока можно закрыть.

Отдельно хочется отметить понятие «чести» перед тем, как перейти к следующему «киту» моих рассуждений.

Немногие знают, почему после революции Мэйдзи в Японии(1867 год) эта восточная страна дико рванула вверх по всем показателям: экономическим, культурным, социальным. А дело заключается в том, что Средние века в Японии закончились именно в 1867 году. Самураи (японские рыцари-феодалы), которые учили кодекс чести Бусидо, стали в эпоху перемен превосходными чиновниками, не бравшими взяток. Сейчас в Японии это уже всё существует на подсознательном уровне. В российской культуре и фольклоре честь тоже фигурирует. Например, в знаменитой книге А. Ишимовой «История России в рассказах для детей» можно прочитать о том, что славяне, дав слово, говорили: «Исполню я слово своё, или да будет мне стыдно». И всегда исполняли обещанное. Подтверждает это и книга Карамзина, посвященная становлению и истории России. Другой пример: слово купеческое. Это то же самое только в денежном обороте у купцов на Руси. С советских времён всем известен оборот «честное пионерское». Так чем же мы хуже японцев?! У нас даже больше примеров из истории. Пришло время действовать!

Итак, сделаем второй вывод.

Если всё вышеописанное будет воплощено в жизнь (а это не так уж сложно), то мы получим общество, которое готово к тому, чтобы работать и развиваться. Почему?

Ответ прост и логичен. Посеешь социально-культурную стабильность – пожнёшь общество достатка, посеешь его – получишь граждан, устремлённых к успеху и смотрящих в будущее, посеешь их – пожнёшь общее развитие; получив развитие, заметят все, что жить стало лучше, жить стало веселее. А если такое произойдёт, то появится смысл жизни, и вместе мы сможем создать России будущей дивную повесть. Для этого надо будет работать усердно, а, именно, не экстенсивно, а интенсивно.

Чтобы это стало возможным надо, наконец, понять, что общество потребления – тупиковый путь, оно приведёт к деградации. Страна должна производить больше (лучший вариант, профицит), либо столько же, сколько потребляет, но не меньше (дефицит). Любое общество потребления рано или поздно (через несколько лет) приходит к дефициту, инфляции и коллапсу.

Для того чтобы организовать общество производства, нужна концепция культуры производства. Что это такое?

Я постараюсь объяснить. Это не означает, что надо штурмовать горизонты человеческих возможностей: выплавлять за смену годичную норму стали, строить дома за день или метаться с одной работы на другую в течение дня. Человек, закончивший ВУЗ, считается специалистом в том, что он изучал. Он идёт туда, куда его определили (профессиональное кадровое распределение при ВУЗах) и начинает работать по своей специальности. В идеале данный работник должен понимать, что работа – это его гражданский долг.

Следует снизить долю сферы услуг (непроизводственная сфера) в структуре производства – материального должно быть больше, чем нематериального (сельское хозяйство – 5%, сфера услуг – 35% и промышленность – 60%). Я за промышленность, так как считаю, что постиндустриальное общество (общество потребления) изжило себя. По всему миру прокатились волны экономических кризисов: 1990-е, 2003, 2005, 2007, 2010 года. А что дальше? Если продолжить наращивать долю сферы услуг, система может не выдержать и рухнуть. Россия – это не Антильские острова, являющиеся оффшорной зоной (100% сфера услуг) или Монако, живущая за счёт игорного бизнеса. Россия – страна, которая способна и обязана созидать, творить и производить; иначе, какая тут культура, производства и счастливое будущее.

Я предлагаю возродить индустриальную мощь. Представьте счастливую страну, полностью обеспечивающую себя товарами и продуктами. Ещё в начале XX века великий географ-экономист Кондратьев, составивший знаменитые на весь мир «циклы Кондратьева», писал о необходимости повторной индустриализации после краха общества потребления; так называемая научно-технически-революционная индустриализация (НТР-индустриализация) должна, по его мнению, произойти в 2020-2040-х годах. Я верю, что так будет.

Если это случится, то станет возможным осуществить грамотный подход к нашей стране: развить промышленность и производство, создать условия для социальной стабильности. Сделав это, можно перейти к поднятию культурного уровня, который к этому моменту итак вырастет за счёт сплочённости и активной гражданской позиции россиян. Всё это, описанное после второго вывода, и есть культура производства (вообще культура, теоретически, присутствует во всём).

Темпы роста будут зашкаливать. Культурные люди, как известно, имеют честь и совесть. А теперь вспомните пример с Японией конца ХIХ века – посмотрите, чего добилась эта бедная ресурсами страна за это время. Мы не хуже японцев и сделаем так же и даже лучше.

Давайте, наконец, поймём, что нельзя сидеть, как Емеля на печи – надо слезть с неё, взять вёдра, топор, отправиться работать, ведь именно трудящийся человек живёт дольше, а трудящийся культурный, вдобавок ко всему, веселей и разнообразней.

Вот увидите, что, соединившись в единое целое, мы создадим России будущей дивную повесть, возвысим культуру, нравственность, поднимем промышленность и авторитет России в глазах других стран.

Итак, в добрый путь!

​