Казицкая Екатерина, 10 кл. школы № 459. Рук. Смирнова Е.Ю.

 

Учитель сеет разумное, доброе, вечное

Учитель! Пусть тебя стократ
Восславят, возблагодарят
И вознесут на трон из песен,
Чтоб с каждым поколеньем впредь
Тебе волшебно молодеть
В труде, который так чудесен!

Б.Гайкович.

Человек славен тем, какой жизненный отпечаток он оставил после себя в истории. Например, у врачей – это тысячи вылеченных, возвращенных к жизни людей, у писателей – это бессмертные богатства, у художников – гениальные картины, которые удивляют и завораживают человечество на протяжении веков. А для Учителя – какой бы предмет он ни преподавал – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Ему надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Каждому, кто переступил порог класса, закрыл за собой дверь и остался один на один с учениками, предоставляется возможность стать не просто учителем математики и физики, словесности или физической культуры, а учителем жизни в прямом смысле этого слова.

Отношение к учителям всегда являлось таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Они будто объединяют между собой поколения, так как передают свой опыт и знания младшим. Поэтому надо любить учителей, помнить их, помогать им, облегчать их работу, чтобы как можно больше получать от них «умного, доброго, вечного». Издревле на Руси учитель считался и советчиком, и защитником, к которому всегда с любыми вопросами шли крестьяне. «Так сказал учитель», – эти слова были последней точкой в любом споре, при решении любой проблем.

Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он так же, как и тысячелетие назад, должен донести до своих учеников полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества. Каждый человек проходит через волшебный, замечательный, сказочный мир детства. Витиевата и порой запутана тропинка человеческой жизни. Бежит она от колыбели, пересекает множество чужих тропинок, расширяется и сужается от жизненных перипетий. Но далеко не всегда и не у всех превращается в торную дорогу. И очень важно, кто поведет школьников этими тропинками к познанию мира, открывая тайны знаний, силу предмета, науки, процесса самообразования и самосовершенствования. Только тот педагог оставляет часть себя в детях, кто, не жалея сил, творческого воодушевления, таланта, вкладывает в душу воспитанников душевность, человечность, порядочность.

Мои первые учителя – это мои родители. Они дают первый, важнейший жизненный урок: урок добра, порядочности, честности, мужества, любви к своей земле, своей Родине. Но главное, что я получила от них – это желание учиться дальше, так как сами знания (в широком значении этого слова), по их словам, будут моей опорой в жизни, основой моего профессионального успеха, личного счастья. И я им очень признательна за это. Я принадлежу к тем молодым людям, о которых говорят, что им повезло. Мне повезло с хорошими учителями.

Моя мама – Учитель. Работает в школе она уже 13 лет. Безумно любит свой предмет (русский язык и литературу) и своих учеников. Для меня она строгий, но справедливый педагог в школе и друг дома, который в любую минуту поможет, посоветует. Ее рабочий день не заканчивается со звонком с последнего урока. Жизнь учителя – это постоянная работа: самосовершенствование, самоподготовка, работа с учениками, их родителями. Учить детей – великая наука, может быть, самая важная в сравнении с остальными. Не зря учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти... Этот список можно еще долго продолжать. И это все я могу отнести к моей маме. Вот только учителю, в отличие от других профессий, не дано сразу насладиться плодами своего труда. Он работает на будущее и во имя будущего.

Мама говорит, что учительская профессия – не занятие, а судьба. Судьба, включающая в себя сотни, тысячи других судеб. Только учителю дано «тысячекратно в детях повториться». В этом, наверное, состоит уникальность этой профессии.

Учитель – хранитель, созидатель, творец. От веры учителя в возможности каждого ребенка, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания. Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след. Но как же он важен! Великие педагоги не сотворили пирамид, дворцов или плотин, но их мысли изменили мир. Мы не знаем фамилий тех учителей, которые обучали Эйнштейна – физике, Менделеева – химии, Тимирязева и Павлова – биологии. Но в достижениях их учеников есть и вклад учителя. Прав был поэт Дементьев, сказав:

Учителями славится Россия! Ученики приносят славу ей!

Россия всегда славилась своими педагогами: Константин Ушинский, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский, Александр Католиков, Борис Никитин, Виктор Шаталов, Михаил Щетинин... Во времена правления Романовых директор гимназии приравнивался по рангу к генералу, а учитель мог дослужиться до коллежского советника (полковника). Выдающийся польский педагог Януш Корчак во время Великой Отечественной войны погиб в Треблинке вместе с воспитанниками детского убежища, хотя фашистские палачи предлагали ему сохранение жизни. Чем, какими категориями моральных принципов можно измерить мужество и преданность делу этого человека? Не маловатым ли для этого будет даже слово «подвиг»? Да, это что-то более высокое, недосягаемое.

Трудно переоценить заслуги талантливого педагога, который открывает перед ребенком дверь в мир знаний, влияет на формирование его жизненных взглядов. Думаю, что каждый учитель стремится «сеять разумное, доброе, вечное» в своих учениках.

Я считаю, что есть профессии, которым уготована вечность. Профессия Учителя является одной из них и, может быть, самой главной. Служение идеалу, высокой цели облагораживает человека, придает смысл его жизни. Труд учителя – самый благородный и живет долго в учениках, в их делах и помыслах.

У каждого человека в памяти остались воспоминания о своем первом шаге, первом подвиге, первой любви... И каждый помнит человека, который вывел в свет, проложил маленькую тропинку в огромную и яркую жизнь. У каждого в памяти остался первый учитель, классный руководитель, любимый математик или химик. И может только сейчас, мы осознанно можем сказать им "спасибо" за их труд, за то, что они в свое время вылепили маленького человечка и дали ему силы и жизненную мудрость идти дальше.

​