Ефремова Ульяна, 8-А кл. школы № 583. Рук. Перелыгина Т.А.

 

Учитель сеет разумное, доброе, вечное

«Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является учитель».
А, Дистервег.

С самого детства человек начинает учиться, и на протяжении всей жизни его окружают учителя – сначала это родители, потом это знакомые и окружающий мир, но самый активный период получения знаний – это школьные годы и в течение всех этих лет человека сопровождает Учитель.

Россия всегда славилась своими педагогами: Константин Ушинский, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский, Александр Католиков, Борис Никитин, Виктор Шаталов, Михаил Щетинин... Во времена правления Романовых директор гимназии приравнивался по рангу к генералу, а учитель мог дослужиться до коллежского советника (полковника). Профессия педагога – одна из самых распространенных. Когда мы произносим слово «учитель», то в нашей памяти возникает образ человека, который ввел нас в мир знаний, полный тайн и открытий, научил видеть прекрасное в самых обыденных явлениях действительности, заставил задуматься об истинных человеческих ценностях и поверить в то, что, несмотря на суровую реальность, в жизни все-таки есть место доброте, состраданию, светлой мечте. Профессия учителя, но моему убеждению, требует постоянного творческого поиска, душевной щедрости, безграничной любви к детям и верности своему делу.

Я думаю, что учить детей – великая наука, может быть, самая важная в сравнении с остальными. Не зря учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти... Этот список можно еще долго продолжать. Вот только учителю, в отличие от других профессий, не дано сразу насладиться плодами своего труда. Для этого ему необходимо пройти долгий путь Учительская профессия – не занятие, а судьба. Судьба, включающая в себя сотни, тысячи других судеб. Только учителю дано «тысячекратно в детях повториться». В этом, наверное, состоит уникальность учительского труда.

Учитель закладывает первые «зернышки» разумного и доброго в учеников. Он должен иметь высокие моральные ценности и принципы и понимать, что каждая его ошибка равняется ошибке врача, ведь учитель является первым другом ребенка, наставником его духовной жизни. От манеры преподавания учителя зависит восприятие его учениками. Человек славен тем, какой жизненный отпечаток он оставил после себя в истории. Например, у врачей – это тысячи вылеченных, возвращенных к жизни людей, у писателей – это бессмертные произведения, у художников – гениальные картины, которые удивляют и завораживают человечество на протяжении веков. А для Учителя, какой бы предмет он ни преподавал, это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Ему надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Каждому, кто переступил порог класса, закрыл за собой дверь и остался один на один с учениками, уже одним этим фактором предоставляется возможность стать не просто учителем математики и физики, словесности или физической культуры, а учителем жизни в прямом смысле этого слова. Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след, но как же он важен! Великие педагоги не сотворили пирамид, дворцов или плотин, но их мысли изменили мир. Мы не знаем фамилий тех учителей, которые обучали Эйнштейна – физике, Менделеева – химии, Тимирязева и Павлова – биологии. Но в достижениях их учеников есть и вклад учителя. Трудно переоценить заслуги талантливого педагога, который открывает перед ребенком дверь в мир знаний, влияет на формирование его жизненных взглядов. Думаю, что каждый учитель стремится «сеять разумное, доброе, вечное» в своих учениках.

Мне кажется, что не только профессиональное знание учителем своего предмета влияет на ученика, на него влияет и сама личность преподавателя. Ведь для первоклашки, впервые переступившего порог школы, самым важным человеком становится его первый учитель. Педагог учит не только азам предметов, но и правилам поведения и отношения друг к другу: вежливости, доброте, состраданию, справедливости. Я считаю, что для учеников очень важны человеческие качества преподавателя. Отношения между учителем и учеником должны строиться на взаимном признании личности педагога учеником и личности ученика педагогом. И не имеет значения учитель ли это литературы, увлекающий учеников в мир стихов, сказок и романов, или же это учитель математики, который с таким же усердием и интересом преподносит ученикам методы решения уравнений, задач и доказательства теорем. Главное, с какими чувствами и каким способами учитель доносит материал по предмету, ведь ученики видят и внимают именно этому. Часто случается так, что преподаватель становится старшим товарищем, советчиком и помощником для ученика в преодолении трудных жизненных ситуаций. И тогда на первый план выходят такие черты характера учителя, как житейская мудрость, опыт, желание понять и помочь. Школьные годы – это основной период знакомства ученика с науками, с великими произведениями литературы, судьбами известнейших людей, с тем, что необходимо знать будущей хозяйке или хозяину. И с этим багажом знаний, навыков и приоритетов, который он приобрел в школьных стенах, под влиянием педагога, ученик входит в другую, взрослую, жизнь. Кем станет этот человек? Какой путь выберет? Одно бесспорно – семена разумного, доброго, вечного, посеянные учителем, обязательно принесут свои плоды. Поэтому очень важно, чтобы у каждого ученика был «свой Учитель», который своим и словом, и примером мог затронуть юную душу. Но, чтобы посеять то, доброе, зерно, учитель сам должен быть человеком высоконравственным. И, безусловно, учитель – это, прежде всего педагог. Он учит нас своему предмету, по-своему нужному и интересному, расширяет границы наших знаний, помогает нам понять и определиться, с чем мы в будущем свяжем свою жизнь, старается научить всему, что знает сам.

Я уверена, что есть профессии, которым уготована вечность. Профессия Учителя является одной из них и, может быть, самой главной. Служение идеалу, высокой цели облагораживает человека, придает смысл его жизни. Труд учителя – самый благородный и живет долго в учениках, в их делах и помыслах. И я с уверенностью могу сказать, что учитель сеет разумное, доброе, вечное. Ведь недаром своих учителей мы помним всю жизнь.

​