Бочаров Николай, 10-Б кл. гимназии №144. Рук. Харина Г.А.

 

Человек Будущего – человек нравственный

Мораль (нравственность) – система представлений человека о жизни в обществе, этические нормы, регулирующие его поведение.

Наука социология выделяет четыре сферы жизнедеятельности общества: экономическую, политическую, социальную и духовную. Через эти составные части жизни социума я предлагаю рассмотреть положение и проблемы нравственных устоев в современном мире.

Экономика. За последние несколько десятков лет в сознании человека резко изменились понятия и приоритеты моральных ценностей. Для большинства людей сейчас главенствующую роль играют скорее материальные блага, нежели духовные потребности и саморазвитие. Если касаться экономической сферы напрямую, то более высокая выручка, более выгодный контракт легко заставляют человека забыть о первостепенных ценностях (об интересах окружающих, о нравственной стороне своих поступков). Яркой иллюстрацией этого может служить ситуация с разрушением архитектурных памятников, сложившаяся в последнее время в нашем городе. В этих условиях интересы бизнеса идут вразрез со всеми представлениями о морали, так как ради получения высокого дохода некоторые люди оправдывают для себя пренебрежение сложившимися ценностями, а также мнение общественности, совершенно справедливо защищающей архитектуру города.

Политика. О морали в этой сфере жизни общества говорить особенно трудно, ведь доступность власти, возможность управлять другими людьми резко меняют человека, и зачастую для достижения собственных целей он легко может переступить через мораль. В этом аспекте я бы хотел привести два исторических примера.

Если верить работам Ф. Энгельса, то в наиболее развитом и просвещенном государстве Древнего мира, Афинском полисе, при создании первых органов правопорядка власти столкнулись с неожиданной проблемой – жители полиса отвергали службу в полиции, так как сложившиеся твердые нравственные устои не позволяли им применять какие-либо санкции к таким же свободным гражданам, как и они, в результате чего полицию приходилось набирать из рабов, и эта служба считалась наказанием.

Второй пример отсылает нас во временном отношении не так далеко. Как известно, в середине прошлого века в Ливии произошла народная революция, идеологическая почва которой и сейчас играет основную роль в развитии этой страны. Так, там не существует власти как понятия, а порядок поддерживается лишь благодаря крепким моральным принципам жителей этого исламского государства. Это можно объяснить сложившимся и устоявшимся понятиям о поведении человека, заложенным в Коране, беспрекословное исполнение которых для мусульманского мира абсолютно естественно и объясняется высокой религиозностью людей.

В идеальном обществе, по моему мнению, должны быть преодолены сложившийся сейчас кризис ценностей, люди должны вернуться к неоспоримым нравственным ценностям, каждый должен понимать свою роль, права и обязанности, что само по себе избавит от необходимости управления человека человеком.

Что касается социальной сферы, то есть отношений между людьми в обществе, то сейчас мораль уже не играет основополагающей роли. На первое место вышли такие понятия, как расчет и личная выгода, что однозначно негативно сказывается на взаимоотношениях людей. Уже никого не смущает, что люди, делающие что-либо соответственно своим представлениям о моральных нормах, встречают непонимание со стороны основной массы людей или же все-таки вынуждены принимать в расчет некоторые материальные аспекты своей деятельности, что автоматически убивает нравственную ценность поступка.

Обращаясь к духовной сфере, я повторюсь, что в данное время мы можем наблюдать, несомненно, кризис морали в обществе, который отражается и на духовном развитии людей. Здесь первичную роль играет так называемая массовая культура (телевидение, Интернет, индустрия развлечений и так далее). Так. обществе уже отрицает возможность восприятия человеком таких видов искусства, как живопись, классическая музыка, называя это элитарной культурой. Я считаю, что духовное развитие человека сейчас резко пошло на спад, а главную проблему я вижу в том, что масс-медиа пытаются опустить культуру до уровня простого человека, а не поднять планку его развития до восприятия высокого искусства. Человек, несомненно, может сам дойти до необходимости внутренне саморазвиваться, но для этого нужна хоть какая-нибудь почва, которую упорно не хочет предоставлять современное общество.

В заключение, возвращаясь непосредственно к теме сочинения, я выражу свое мнение, и, думаю, многие со мной согласятся, что нравственные люди, осознающие необходимость развития моральных и нравственных ценностей, явятся той необходимой платформой, на которой должно строиться будущее самодостаточное общество.

​