Бушуева Александра, 8-Б кл. школы № 588. Рук.: Гут Н.С.

 

Красота и духовное богатство Индии

Индия – колыбель человеческой расы, мать истории,
бабушка легенды, и прабабушка традиций. Наши самые
ценные и наиболее важные из материалов в истории
человечества хранятся только в Индии!
Марк Твен

Урок русского языка. На доске написаны темы сочинений. Глаза пробегают и останавливаются на одной, связанной с Индией. В мыслях рождаются образы героев индийских сказок, а затем рассказы Киплинга... Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстает перед взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность. Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой стране. Индия является одной из самых привлекательных и загадочных стран нашей планеты. Мне интересны ее традиции и обычаи, и я решила свое сочинение посвятить именно ей. Перебрав множество книг, альбомов, статей, фотографий об этой загадочной стране я попыталась ответить себе на вопрос: «Индия, – какая она?»

Индийская цивилизация образовалась в глубокой древности и существует уже более четырех с половиной тысяч лет. Эти тысячелетия были наполнены борьбой, подъемами и спадами, что проявлялось и в политической, и в культурной жизни страны. Особенность в том, что Индия не похожа ни на одну из азиатских стран и уж тем более ни на одну европейскую страну. В этом ее индивидуальность. Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий. Индия ассоциируется у меня со своеобразной красотой и духовным богатством. Если исходить из понятия «красота», то это единство внешних проявлений и внутреннего духовного богатства. В чем же состоит красота и духовное богатство Индии?

В периоды правления разных династий расцветает духовность Индии, возникают новые культурные образы, развивается архитектура и скульптура, огромное значение уделяется науке, философии, литературе. Как мы знаем, в прошлые века религия вообще имела огромное влияние не только в культурной жизни, но и в политической и общественной. Можно сказать, что Индия – это созвездие религий, потому что здесь существуют почти все религии мира. И хотя, главное, почетное место занимает индуизм, но и другие религии имеют важное место в культурной жизни этой страны. Я вообще считаю, что религия – это главное составляющее культуры. Религия оказывает основное влияние на построение культуры страны, потому как культура развивается с древности и ее обычаи переживают века. Создаются величественные храмы и дворцы, обильно украшенные скульптурой и рельефными композициями. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей все формы. Это доставляет радость, рождает чувство оптимизма.

Кто не знает пещерный комплекс в Аджанте! Скальные ансамбли Аджанты славятся, прежде всего, своей живописью, которая позволяет судить об одном из видов изобразительного искусства Индии начала первого тысячелетия до нашей эры. Росписи пещер сложны по содержанию, в композициях много персонажей. Разнообразие красок невелико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство. Краски на росписях как будто светятся в темноте. Возникает ощущение, что земное и небесное гармонично соединились в этом храме.

Любовь к природе, преклонение перед ее мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех ее проявлениях – вот основная тема индийского искусства. Основные стилистические и идейные особенности этого нашли отражение и в скульптуре той эпохи. Например, образ Будды – идеально воплощающий идею достижения нирваны. Его фигура лишена всех черт живой человеческой плоти. Божественный Будда восседает на троне, богато украшенном скульптурными украшениями и орнаментом в позе «лотоса», его руки сложены в жесте поучения. Именно таким он предстает в знаменитой статуе из Сарнатха (пятый век).

Всему миру известен мавзолей Тадж-Махал в Агре. Уровень мастерства индийских умельцев просто поражает. Тадж-Махал расположен в большом парке, к мавзолею ведут дороги и канал. Сооружение вознесено на платформу, отделяющую его от земли. Многоугольное в плане здание прорезано глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом. Кажется, что все строение парит в воздухе, настолько легким и невесомым создали его гениальные мастера той эпохи. Это памятник любви и человеческому гению. Вот, что ценится в Индии.

Помимо рукотворных памятников в Индии, есть прекрасная музыка. Музыка в Индии изначально понималась как божественное проявление. Через нее открывался путь к единению с божественным началом. В древних трактатах толкование самой природы музыкальных звуков подразумевало слияние явлений физического и духовного порядка. Музыкальному звуку предписывалась способность сильного воздействия, как возвышающего характера, так и разрушительного. Так проявлялась постоянная живая взаимосвязь между природой, музыкой и человеком на самых разных уровнях. В основе индийская классическая музыка представляла собой песнопение священных стихов, музыкально-поэтических гимнов. Позже характер строгого песнопения гимнов вытиснился другими жанрами, но культура классической индийской музыки является «живой нитью» ныне процветающей индийской музыки.

Говоря об Индии, нельзя не сказать об искусстве танца. Классический индийский танец уходит в незапамятную древность и является одной из жемчужин культуры этой красивой и загадочной страны. Танец-молитва, танец-разговор, исполнявшийся когда-то в храмах. Характерной его чертой является то, что каждое из движений танцовщицы, каждая ее поза, поворот головы, мимика и, главное, различные сочетания движений рук и пальцев имеют определенное смысловое значение. Индийцы читают этот язык жестов, как открытую книгу, и сюжеты танцев-рассказов могут быть самыми разными, но чаще всего это сюжеты древних повествований.

Индия живет одновременно на различных многочисленных ступенях развития. Здесь сосуществуют все самые невообразимые противоречия. Это подчас трудно понять. В современной Индии существует культурное и религиозное многообразие. Многое зависит от района страны. Южная, Северная и Северо-Восточная части имеют свои отличительные особенности, практически все штаты выкроили свою собственную культурную нишу. Несмотря на это уникальное разнообразие, вся страна едина как цивилизация из-за своей общей истории, тем самым, сохраняя национальную самобытность и неповторимую красоту. Современную Индию от всех остальных стран отличает культура, самая древняя на Земле и материальные проявления этой культуры – храмы, священная география и тому подобное. Для английской писательницы Кэтлин Рэйн "Индия имеет человеческую красоту и богатство жизни, которые согревают сердце. Индия еще не утратила своей души, принеся ее в жертву технологии". По сей день культура и религия Индии живы и здоровы, и становиться прошлым совершенно не собираются. Истории и легенды, связанные с Индией, при всей своей кажущейся фантастичности помогают раскрыть весь потенциал красоты, культуры и духовного богатства этой страны. Индия является одним из святых мест нашей планеты. Она является мостом – или местом, где по неизвестным нам причинам энергия Земли входит в резонанс с сознанием человека и может наполнить чистотой и позитивностью. Красота и духовное богатство этой загадочной страны – это сочетание самого места и накопленной здесь за многие сотни лет положительной энергетики.

Подбирая материал об Индии, я еще больше увлеклась ее самобытностью, неповторимостью. Я просто влюбилась в эту красивую, загадочную страну. Французский философ Ромэн Роллан писал: "Если и есть на земле такое место, где нашли себе приют все мечты живого человека с тех ранних пор, как он начал мечтать, то этим местом является Индия". Явно, что красоту и духовность Индии невозможно понять просто через статистику и информацию или по стереотипным образам, ее нужно видеть своими глазами. Надеюсь, в будущем мне это удастся.

​