Кормилицына Екатерина, 8-А кл. школы № 425. Рук: Павлова И.П.

 

Глядя на Прекрасное, слушая Прекрасное, человек улучшается

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе... В природе вечный источник прекрасного.

Мощью красота владеет лишь там, где в душе человека жива божественная искра, где его глаз, и ухо и сердце просветляются, где он, более или менее, начинает сознавать красоту. Ведь до нашего уха может доходить даже музыка сфер, но если наше сознание закрыто и спит, то наше ухо не слышит. Так же "можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим произведением искусства", ибо как тьма, так и свет – в нас.

Наша обычная обитель красоты – музеи, оперы, театры, дворцы и соборы, немногие хорошие книги и картины. Между тем, если кто и приобщается к искусству, то далеко не ежедневно, а лишь в отдельные, чаще всего, в редкие случаи жизни. Большинство людей привыкло разделять свою жизнь на две части – на праздники и на будни. В праздники молятся Богу, сияют проблесками лучшего, тогда мелькает некоторая красота, чтобы после снова одеться в серость будней. Но разве самую серую, самую тяжкую обыденность, где строится храм нашей жизни, не следует озарить светом прекрасного? Разве каждое мгновение жизни не должно быть претворено в праздник, каждый труд и каждый отдых – в богослужение и устремление к прекрасному? Красота должна стать нашей каждодневной одеждой, в которой сидим за столом, идем на работу и в храм, – а не предметом роскоши, как до сих пор. Красота должна стать хлебом насущным, освященным нашим духом, топливом нашего очага, окном, сквозь которое взираем на даль будущего. Истинное понимание прекрасного, сам человек как прекрасная душа, все это способствует развитию сознания социальной правды. Внушая человеку возвышенные и гуманные чувства, стремление все соизмерить мерою абсолютно-прекрасного, красота, вместе с тем, делает человека сострадательным к бедствию другого и порождает в нем желание устранить таковое. Ведь искусство должно не только украсить, но и улучшить и возвысить жизнь во всей ее шири. Таким образом, истинное и существенное познание красоты может способствовать также разрешению социальной проблемы.

Поэтому, чтобы распространять искусство и красоту, нужно учить человека стремиться к культуре прекрасного: познать красоту, стать прекрасным и творить красоту, в самом широком смысле слова. Прежде всего, в каждом человеке уже с самого раннего детства нужно развивать "глаза прекрасного". Учить детей красоте – это самая высшая, священная задача воспитания. Надо утвердить их глаз к красоте, также как все существо – к благу. Нужно развивать эстетическую способность ребенка видеть, его чутье прекрасного. Но и этого недостаточно: нужно научиться, как уже было указано, также видеть правильно, т.е. созерцать все таким, каково оно на самом деле. Так, "глаза прекрасного" должны стать глазами осознания красоты, которые светом своего сознания пронизывают всякую материальную форму. Истинно, природа становится чудом для того, кто умеет смотреть; "величие Космоса его поражает и возносит". Истинное сознание красоты постигает явления цельно и синтетически, цельному взору во всем раскроется высшая поэзия, его ухо уловит отголоски музыки сфер.

Постоянное соприкасание с источниками гармоний, чистая радость о красоте пробуждают в человеке чувство благоговения и благожелания, добродушие и стремление к самоотдаче. Так личное восхищение прекрасным научит ребенка радоваться также возможности давать радость другим, научит сознанию, что обрадовать и возлюбить другого – высшая красота.

Как расцвел бы дух человека, если бы он стал интересоваться лишь возвышенной музыкой, лишь облагораживающим искусством и красотой. Очистив телевидение, радио, средства массовой информации от пошлости.непристойных выражений и грубости мы смогли бы сделать мир чуть выше и краше.

Французский писатель Ж.Жубер писал:»Лишите мир красоты – и вы лишите его половины нравственности, половины ее правил». Надо учиться слышать и видеть красоту в звуках и цветах окружающего мира, беречь ее и самим стараться создавать Прекрасное.

​