Валиева Василина, 5-В кл. гимназии № 524. Рук.: Васильев Р.А.

 

Чутким сердцем постигаем красоту мира

В древнем китайском манускрипте есть притча о человеке, за которым погнался тигр. В страхе несчастный выбежал на край обрыва и сорвался вниз. Перед падением он задержался за тонкую ветку и вдруг увидел цветок, росший в расщелине. «Красота – то, какая!» – невольно воскликнул человек и полетел вниз, но уже без страха.

Что же утешило человека перед неминуемой гибелью? Что же привело его дух к спокойствию, к гармонии с миром, в момент, когда он должен был расстаться с самым дорогим – с жизнью? Это был горный цветок, который вырос, несмотря на суровые условия, и напомнил человеку о лучших мгновениях его жизни. Осознать это, наверное, было дано человеку, который сумел чутким сердцем постигнуть всё то прекрасное, что нас окружает

С детства мы слышим от взрослых слова « красиво», «прекрасно», «красота». Мы учимся красиво сидеть за столом, красиво двигаться, красиво разговаривать. Мы слышим эти слова о самых разных предметах, красках, звуках, людях, животных, растениях. Ещё не понимая, что общего может быть между яркой игрушкой и цветком, между картиной и новогодней ёлкой, следуя советам взрослых, прислушиваясь к их объяснениям и рассказам, участвуя в совместных экскурсиях на природу и в театр, в музей и в кино, на выставки и концерты, в цирк и на фестивали, занимаясь совместным творчеством – музыкой, рисованием, лепкой, шитьём, вышиванием, резьбой по дереву, чеканкой, моделированием и многим – многим другим, мы учимся постигать красоту окружающего нас мира.

Я помню, как в первый раз мама привела меня в Третьяковскую галерею, мы тогда гостили у бабушки в Москве. Она показала мне картины Васнецова: «Три богатыря», «Алёнушка», «Иван царевич на Сером волке», «Царевна-лебедь». Мне сразу же вспомнились русские народные сказки, даже вспомнилась интонация маминого голоса, на какой-то миг мне показалось, что именно такими и виделись в моих снах герои сказок. Вот передо мной Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, в кольчугах, зорким и суровым взором обозревают богатыри просторы матушки Руси, кони бьют копытом о землю, всегда они готовы отправится в поход против недругов. Царевна-лебедь поразила меня величием, сочетающимся с кротким взглядом, с красотой лица. Одиноко сидящая у чёрного омута сирота Алёнушка тронула моё сердце.

Повзрослев, я начала понимать, что красота бывает не только радостной, как на утренниках в детском саду, когда мы в нарядно украшенном зале, в красивой одежде читаем стихи, но и торжественно-печальной. Это я ощутила впервые на крещении. Меня крестили в Александро-Свирском монастыре, тогда я впервые увидела лики Христа, Божьей Матери и многих Святых. В их чудотворных образах – милосердие и заступничество. На занятиях в художественной школе мы рассматривали репродукции картин Рафаэля Санти « Мадонна на лугу» и Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем». Картины отражают не только божественную красоту, но и самую, пожалуй, главную красоту – красоту материнства. Глядя на картины, понимаешь, что в лике матерей нет ничего случайного, поверхностного. В их взгляде и любовь, и нежность, и жертвенность. Вспоминаются строки из сонета А.С. Пушкина «Мадонна»:

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель...
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах...

Издревле люди стремились к прекрасному. В пещерах археологи нашли изображения убегающих от охотника антилоп. Видимо, древнего художника поразил стремительный бег красивых и сильных животных, и в рисунке до нас дошли не только атмосфера и быт того времени, но и красота окружающей природы. Из истории и уроков краеведения, узнала о том, что ещё в античном мире появилось понятие о канонах красоты, о правильных пропорциях человеческого тела, которые зрительно воспринимаются глазом как нечто совершенное и гармоничное. В качестве примеров произведений, созданных на основе канонов красоты, можно выделить скульптуру Поликлета «Копьеносец», статуя Афродиты Милосской, скульптуру Микеланджело «Давид», картину Сандро Боттичелли «Рождение Венеры».

Посещая Эрмитаж, мы узнали, что древний мир начал применять чернофигурную роспись на чашах, отражая сюжеты «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Нам рассказали о существовании Спарты, в которой получали суровое воспитание атлеты, доводившие упражнениями своё тело до совершенства. Узнали мы и о первых Олимпийских играх, где и по сей день сила, быстрота, ловкость, красота человеческого тела вызывают радость и слёзы на глазах болельщиков. Мы восторгаемся победам спортсменов-параолимпийцев. Когда инвалидам в колясках стоя рукоплещет зал, по коже пробегают мурашки.

Красота – это одна из самых загадочных и не объяснимых характеристик. Ведь иногда под красотой мы понимаем и внутреннюю, не видимую глазом красоту. Когда незрячие люди рисуют картины или глухие пишут музыку, как Бетховен, мы понимаем, что красота это нечто большее, чем... заставляющее творить, любить, совершать подвиги.

А.С. Пушкин полюбил одну из самых красивых женщин своей эпохи – Наталью Гончарову и за её честь пошёл на смерть. Во время Великой Отечественной войны работники музеев, солдаты жертвовали жизнями ради спасения памятников архитектуры, чтобы будущие поколения могли постичь красоту и совершенство мира.

Когда герой романа В. Каверина «Два капитана» Александр Григорьев, следуя девизу: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» находит пропавшую экспедицию и доказывает великое открытие новой земли капитаном Татариновым, мы понимаем, что воля, сила духа, стремление к победе – тоже красота.

В Японии, окруженной океаном, с малых лет учат постигать прекрасное. Восхищаться цветением сакуры, расположением камней, обучают искусству икебаны. В деревнях Вологодской области сохранили искусство вышивки кружева коклюшками, в Средней полосе России хохломскую роспись, гжель, майолику, искусство вязания оренбургских платков и многое другое – всё это наши прабабушки и прадедушки сохраняли для последующих поколений очень трепетно, понимая, что только через красоту приходит понимание окружающего нас мира. Только сохраняя и приумножая наследие прошлого, мы сможем радоваться трели соловья и весенней капели, первому подснежнику и морозному узору на стекле, плакать и радоваться, слушая Бетховена и Моцарта, глядя на картины великих художников. Именно поэтому в нашем городе вот уже два года проводит обучение студентов Высшая школа народных искусств.

Созерцание красоты природы, осознание красоты окружающего мира, произведений искусства и художественной литературы дают мне ощущение гармонии с миром, ощущение своей значимости и духовный подъём. Я чутким сердцем постигаю красоту мира.