Родионова Дарья, 10-Б кл. школы № 255. Рук.: Игнатенко Л.Л.

Rodionova

Чутким сердцем постигаем красоту мира

...Высшее чудо как раз в том и заключается,
что мы способны чувствовать хоть в чём-то красоту,
что мы способны тосковать о ней и оплакивать лебедя,
потерявшего над океаном подругу.
В.В.Конецкий «Путевые портреты с морским пейзажем»


Слово «красота» знакомо всем нам с детства. Мы употребляем это слово, не задумываясь над его смыслом. Ведь всем нам ясно, что такое красота. Но, оказывается, что в словарях нет чёткого определения этого понятия. Неприрученная, своевольная красота бушует по всему миру, и никто не умеет объяснить, из чего она сделана.

Но наука эстетика тем не менее предполагает ответ на этот вопрос. Красота – это эстетическое понятие, входящее в состав главной эстетической категории – категории прекрасного, в основном, как отражение внешних черт явления, предмета, человека и его поступков.

Интересно, на каком этапе своего развития человек научился понимать красоту? Когда он познал чувство восторга, не от удовлетворения своих физических потребностей, а от осознания красоты окружающего его мира? Как возникли песнопения, прообразы танцев? Что подвигло первобытного человека запечатлеть на стене пещеры сцены удачной охоты, трофеи? Вероятно, у существа, становящегося человеком, развивалось особое чувство – чувство прекрасного. И может, именно оно явилось одним из важнейших факторов развития человека как такового.

Люди, поколение за поколением, пытались постичь суть прекрасного. Древние греки понимали прекрасное в жизни и искусстве как дар богов. Великий Леонардо да Винчи считал: «Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их...» Другой титан Возрождения Микеланджело Буонаротти утверждал, что талант имеет не земное происхождение, а является небесным даром. Выдающийся французский философ Рене Декарт был уверен, что «не может быть и речи о безусловном мериле красивого и приятного», так как люди по-разному воспринимают мир. Великий деятель эпохи Просвещения Вольтер так же признавал различия вкусов, определённые условиями жизни людей. Но, с другой стороны, предупреждал, что отсутствие твёрдых правил в искусстве ведёт к хаосу. Для того чтобы распознавать прекрасное, необходим отменный вкус. «Чтобы его воспитать, нужны время и сила привычки», – писал Вольтер.

В Древней Руси не писали специальных трактатов, посвященных вопросам миропознания. Но летописи, жития святых, былины и песни, изобразительное народное искусство и архитектура свидетельствуют о высокой эстетической культуре наших предков. И по сей день основой российской эстетики остаётся гражданская духовность. Ещё в XVII веке видный историк и философ В.Н. Татищев считал главным двигателем прогресса культуру. О необходимости развития вкуса писал А.Н. Радищев: «Чувства наши, как гибкое молодое дерево, можно вырастить прямо и криво... Блеск наружный может заржаветь, но истинная красота не поблекнет никогда».

Размышляя над темой сочинения, изучая историю развития понятия «красота», я поняла, что восприятие красоты – явление субъективное. А это значит, что именно формирование вкуса, развитие умения различать прекрасное должно быть одной из главных задач человеческого общества.

Считается, что сердце – это часть человеческой души, отвечающая за чувства. На мой взгляд, развивать чувство прекрасного надо с самого раннего детства. Ребёнок может слышать музыку, ещё находясь в утробе матери. Красота родного языка, хорошая классическая музыка, книги, стихи, песни, красота природы во всех её проявлениях – всё это маленький человек должен прочувствовать с самого рождения, благодаря заботе своих родных и близких. Необходимо научить ребёнка отличать красоту подлинную от яркой, манящей мишуры. «Одни слепы глазами, а другие – сердцем», – гласит индийская мудрость. Очень важно, чтобы малыш стремился к красоте, умел находить её в простом и в сложном, в хрупком цветке и в звуках симфонии.

Познавать мир через его красоту, не только внешнюю, но, главное, внутреннюю, увидеть за некрасивым лицом чистое и доброе сердце – к этому призывает нас классическая литература. Она воспитывает в человеке душу через художественный образ, носящий обобщающий характер. Как часто внешне непривлекательный герой оказывается добрым и благородным, а красавец – жестоким и бессердечным, порой ещё и глупым. «Красота без разума пуста», – давно подметил русский народ.

Не научившись с детства слушать и понимать классическую музыку, читать хорошие книги, не посещая музеи, не разбираясь в живописи, человек может оказаться отрезанным от великой культуры, от многовекового опыта поколений. Так как воспитание определяет образ жизни, то такой человек может стать своего рода Маугли в мире культурных, просвещённых людей.

Конечно, не следует думать, что красота – панацея от всех бед на Земле. Очень часто безнравственное, антигуманное явление прикрывается внешне красивыми атрибутами, яркими ритуалами, привлекающими к себе людей. Так, например, фашисты использовали в качестве своего знака древнюю индийскую орнаментальную фигуру, обладавшую определённой красотой, служившую религиозным символом у некоторых древних народов. В результате для нас этот символ потерял свою привлекательность, так как он связан в сознании со страшной трагедией в истории человечества. И ещё: известно, что многие тираны, диктаторы, злодеи любили наслаждаться великой музыкой, живописью, были коллекционерами, трогательно относились к животным, но это не мешало им мучить и убивать людей. Значит, красота без развития души, сердца не может сделать человека гуманным, по-настоящему человечным.

«Душа обязана трудиться». Все мы помним эти строки Николая Заболоцкого. Я уверена, что всё настоящее искусство создано не для простого созерцания, не ради отдыха или развлечения, а для совершенствования души – для познания нового, ранее не известного. Никто не будет заставлять взрослого человека читать, ходить в музеи, на концерты, в театры. Но если у него сформировалась такая потребность к самоусовершенствованию, то жизнь его будет наполнена яркими событиями, впечатлениями. Прислушиваясь к голосу своего сердца, сохраняя свою индивидуальность, человек приобщается к богатству мировой культуры.

Мне повезло, что я родилась в Петербурге, в уникальном по красоте городе, созданном по законам гармонии. Живя здесь, невольно проникаешься духом этой величественной красоты. Очень больно, не все петербуржцы способны оценить великолепие своего города. Кто-то, как первобытный человек, рисует на стенах, кто-то ломает исторические памятники архитектуры в угоду современным бизнес-центрам, кто-то строит здания, разрушающие удивительные панорамы Санкт-Петербурга. Может быть, эти люди были обделены прекрасным в своём детстве и не понимают, что, уничтожая красоту, они разрушают себя, свои души. Люди уходят из жизни, а творения их рук остаются надолго на Земле. Придутся ли по сердцу потомкам «памятники» нашего времени?

И всё же я верю, что скоро наступит эпоха, когда люди поймут, что именно Культура является главной движущей силой развития человеческого общества, что только Прекрасное и Красота, как её важная составляющая, спасут Мир.

Недавно, читая книгу о Старой Ладоге (очень люблю это место и интересуюсь историей России), я узнала, что в 1899 году Н.К. Рерих предпринял поездку по русским городам. В Старую Ладогу он прибыл водным путём. Открывшаяся его взору красота, природная и рукотворная, поразила художника. Опасаясь за сохранность всего виденного, Н.К. Рерих восклицал: «А настанет ли время, когда у нас выдвинется на сцену неприкосновенность ценных исторических пейзажей, когда прилепить отвратительный современный дом вплотную к историческому памятнику станет невозможным не только в силу строительных и других практических соображений, но и во имя красоты и национального чувства». Увы, этот вопрос и по сей день остаётся без ответа. Но как хочется надеяться, что это время скоро настанет.

Господи, помоги людям сохранить чистоту своих сердец, не разучиться видеть, ценить, беречь и чувствовать истинную Красоту!

​