Ковтанюк Екатерина, 9-Б класс, гимназия № 406. Рук.: Карпова Т.А.

Kovtanuyk2015

Преобразится мир под знаком Красоты


А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(с) Николай Заболоцкий


Красота – в жизни мы так часто слышим это слово, что порой начинаем произносить его, совершенно не задумываясь о значении. Мы восклицаем: «О Господи, какая красота!», глядя на блеск золотых куполов Екатерининского дворца; увидев красивого человека на улице, украдкой шепчем на ухо подруге: «Посмотри, какой красавец!», а иногда, глядя из снижающегося самолета на ночные огни приближающегося города, думаем, пряча улыбку: «Как же красиво!». И для нас все это – красота, но разве города, здания и люди красивы одинаково? Что мы имеем в виду, когда говорим «красиво» о женщине, о городе или о картине известного художника-пейзажиста? Одно и то же или все-таки значение этого слова неуловимо меняется в каждом из случаев?

Конечно же, я не могу в своей работе охватить все мнения, касающиеся вопроса о том, что же есть красота, поэтому расскажу только о том, как вижу ее я – тем более, эта тема настолько субъективна, что очень трудно в принципе дать определение этому неоднозначному понятию. Однако, я думаю, что красота – это вовсе не внешность, как считают довольно многие, а, в первую очередь, то, что стоит за ней; это какой-то таинственный блеск в глазах, особенная лучезарность улыбки, слова, сплетенные в емкие, точные предложения, от смысла которых по спине пробегает дрожь, музыка, мягко прокрадывающаяся в душу и касающаяся самых чувствительных струн души; это небо, высокое и радостное, как будто желающее сорваться на счастливый смех, это свобода птиц, вольных лететь вместе с ветром куда им угодно, это… Да, это именно то, о чем писал Николай Заболоцкий, чьи слова я взяла в качестве эпиграфа, это именно «огонь, мерцающий в сосуде», поскольку для меня красота внешняя невозможна без внутреннего света, без какой-то искры, без чего-то необычного, что трогает тебя и пробирает, как говорят, «до дрожи», имея в виду – задевает за живое.

Возможно, некоторым это определение покажется несколько неточным – кто-то захочет поспорить со мной, иные постараются внести свои поправки, но эта тема действительно слишком субъективна, а предмет обсуждения – неоднозначен, чтобы пытаться вести какие-либо споры. Здесь нет правильного ответа, есть только мнения и теории – множество недоказанных теорий, которые невозможно проверить, поэтому, наверное, суть далеко не в том, чтобы угадать верное направление, в том, чтобы предложить посмотреть в совершенно новом, еще не описанном ни одним из тех людей, что были до тебя, не так ли?

И если касаться непосредственно темы, то, да, это правда – мир действительно преображается, расцветает перед глазами, точно бутон алой розы, когда начинаешь видеть в нем Красоту; да, именно так, с большой буквы, потому что можно расценивать красоту как сухое определение очередного явления в человеческой жизни, а можно – как душу и основу всего живого, и мне бы сейчас больше хотелось поговорить о душе.

Знаете, в жизни каждого человека бывают такие дни, когда весь мир вдруг начинает казаться ярче и светлее, расцветает миллионом новых красок и оттенков, и он, как зачарованный, словно в первый раз видит небо глубокого лазоревого цвета, зеленые кроны деревьев, отбрасывающих густую, вязкую тень на молодую, еще жесткую траву, людей, среди хмурых лиц которых теперь гораздо более заметны счастливые, вдохновленные, как у творцов, только что закончивших работу над своим новым творением; слышит птиц, что где-то в заоблачной вышине поют о главном, обрывки разговоров, наполненных новым, потаенным смыслом… Все перед глазами становится каким-то иным, более одухотворенным, озаренным каким-то внутренним сиянием, льющимся из самой глубины души – твоей собственной, другого человека или всей природы. Неважно, что служит причиной такого состояния: первая глубокая влюбленность, новый визит непостоянного вдохновения, исполнение заветного желания или просто один короткий взгляд прохожего, пришедшийся как раз ко времени и к месту, но именно в эти минуты человек по-настоящему начинает видеть Красоту, ту самую, про которую написано «огонь, мерцающий в сосуде». И, поскольку внешне в мире ничего не может измениться существенно за пару часов, можно предположить, что, наверное, есть и нечто иное – какое-то ощущение, чувство, которое в один момент переворачивает мир перед глазами.

Я думаю, после этого можно заметить, что, на мой взгляд, в некоторой степени красота – это еще и чувство, это просто такое особенное состояние, когда все кажется лучше, чем есть, или просто несколько иным. В любом случае, это нечто гораздо более значительное, чем просто внешность.

И когда это чувство охватывает тебя, когда в твоей душе теплым клубочком сворачивается красота, мир неуловимо меняется – да, для тебя одного, но, мне кажется, если бы все люди научились видеть в жизни чуть больше прекрасного, чем замечают сейчас, у них был бы шанс изменить все и в реальности – или хотя бы просто прийти к осознанию того, что это возможно не только в мечтах или фантастических сюжетах кинофильмов – это происходит и на самом деле тоже. Мир действительно становится иным, как только начинаешь относиться к нему не как к должному, а как к чуду, чему-то особенному, некому дару, который необходимо ценить и оберегать. Красота похожа на луч света, а реальность – на драгоценный камень; вы замечали, насколько разным кажется бриллиант в тени и при солнечном свете? Стоит только поднести его к свету, камень начинает играть сотней новых оттенков, бликов, отраженных тонкими гранями, он словно сам начинает излучать какое-то сияние. На мой взгляд, точно такую же роль играет в жизни и красота – она заставляет мир светиться изнутри, приоткрывает завесу обыденности, делая его еще прекраснее и ярче, чем казалось до этого, хотя сам мир, по сути, как был, так и остается прежним.

Но хотелось бы рассмотреть и иные обличия красоты – и, разумеется, я не могу не затронуть тему искусства. В жизни мне встречалось множество удивительных личностей – людей со своими уникальными мыслями, характерами, вкусовыми предпочтениями, и один из них однажды в разговоре ненароком обмолвился, что считает, будто бы красота – это искусство. И, наверное, в чем-то он прав, потому что искусство тоже меняет мир, оно поражает и восхищает, задевает за живое; искусство – это душа того, кто занимался им, это красота, которая отражает свое время, свою эпоху и свои взгляды, застывшая во времени и прошедшая сквозь все времена бессмертная красота. И, да, конечно, два этих понятия неотделимы друг от друга.

Музыка, литература, скульптура или живопись, все они хранят в себе не просто определенный сюжет, они – как сосуд для частицы души их творца, потому что невозможно, создавая шедевр или подобие шедевра, не вложить в творение что-то свое, что-то личное, сокровенное, вечное… А что может быть сокровеннее души? И именно поэтому искусство столь сильно влияет на людей, на мир вокруг и человеческие действия – в нем присутствует душевность, некоторая искра, внутренний свет самого творца, а разве не это есть определение красоты истинной, которая, как луч света, освещает жизнь, позволяя ей играть новыми красками? Да, конечно, искусство и красота неразрывно связаны – как замкнутый круг, где одна змея пожирает другую, только немного иначе; искусство вытекает из красоты природы, того чистого, первозданного мира, который открывается лишь перед истинными гениями, а красота в восприятии людей – из искусства, отображающего то прекрасное, что доступно лишь исключительным личностям.

Но, если продолжать говорить на эту тему, для меня наиболее близка к определению красоты литература. Слова – вот то, что представляется мне безукоризненно, абсолютно прекрасным, то, как талантливые люди сплетают их в предложения, придавая им такой глубокий, поражающий до глубины души смысл – разве это не красота? Разве не красота то, как слова сплетаются в прекрасное кружево, выстраиваются стройными рядами в строках, повествуют о героях своих произведений и их чувствах так, что до костей пробирает легкий холодок? По-моему, в области искусства литература – это апогей красоты, потому что она слишком многое заставляет переосмыслить и понять, слишком многое переворачивает в душе и привычных вкусах, ломает мировоззрение и заново отстраивает его. Литература, на мой взгляд, слишком сильно влияет на разум, наиболее сильно, я бы сказала, а красота невозможна без влияния на человеческие умы, потому что иначе она не сможет дотрагиваться до души, вызывая необъяснимый, восторженный трепет у тех, кто чувствует подобные касания.

И, конечно же, сказав о мире, об искусстве, мне трудно обойти стороной и самого человека – то, что я имею в виду всякий раз, когда говорю кому-либо о его красоте, то, что, на мой взгляд, всем стоит иметь в виду, оценивая человеческую красоту. Я уже говорила, для меня это далеко не внешность, я ставлю красоту истинную гораздо выше обыкновенной правильности черт и формы глаз, пропорций фигуры и гладкости кожи, я считаю, что любая внешность пуста, если в ней нет главного – души, какого-то внутреннего света. Вы замечали, есть такие люди, у которых очень живой взгляд? В их глазах отражаются эмоции, мысли, они постоянно горят таинственным, лихорадочным блеском и словно вспыхивают, если их обладатель начинает говорить или делать нечто, что ему интересно – отчего так происходит, и почему не каждый одарен этим странным талантом – общаться на уровне взглядов? А есть люди с лучезарными улыбками, они словно светятся, даря тепло и ласку даже без прикосновений – ведь так тоже улыбаются далеко не все, но отчего это происходит?

Я считаю, что все это – красота, но внутренняя, которая как раз таки придает человеческим лицам одухотворенность, глазам – выразительность, а улыбке – нежность, это их душа, проявляющаяся во внешнем образе в незначительных, но столь важных мелочах. Разве может человек, увлеченный, с живой речью и мудрым, выразительным взглядом, показаться некрасивым? Ведь нам не кажутся уродливыми портреты писателей, художников, музыкантов, хотя в их лицах нет ничего особенного? Нет, потому что в них есть большее – их глаза пылают мудростью, ясные, просветленные выражения на лицах, невероятный талант, с помощью которого они получают возможность творить целые миры из звуков, слов и красок, и именно это придает им настоящую красоту, которая, если не сразу, то со временем все равно начинает очаровывать куда больше, чем просто правильные черты лица.

Говоря об этом, мне хочется процитировать одного известного древнего поэта, философа и математика, Омара Хайяма, знаменитого своими четверостишиями «рубаи». Одно из таких посвящено красоте и наиболее полно и точно отражает всю суть того, что я вкладываю в это понятие и хочу, чтобы вкладывали другие люди:

«Красивым быть – не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою человек –
Какая внешность может с ней сравниться?»

По-моему, к этим словам просто нечего добавить, уж слишком они точны и выразительны. Я думаю, внутреннюю и внешнюю красоту можно сравнить с цветами – только первые цвели бы в саду, а вторые – увядали в вазе. Да, внешняя красота недолговечна, она ускользает сквозь пальцы, а внутренняя вечна, и потому лишь она способна изменить мир – то, что само меняется, постепенно угасая, не может дать миру столько, сколько дает то, что с каждой минутой становится все полнее, прекраснее, и глубже – думаю, это крайне трудно оспорить; цветы в вазе прекрасны, но сколько они могут ублажать человеческий взор – пару дней, неделю или две? Цветы в саду же завянут очень нескоро, если правильно ухаживать за ними, и на следующий год снова порадуют вас – наверное, последнее несколько ценнее простого наслаждения на ближайшее время.

И наконец, чтобы подвести некоторый итог всем этим разрозненным рассуждениям о красоте и о том, где она берет начало, необходимо снова вернуться к основной теме – да, мир действительно меняется, преображается, когда начинаешь видеть в нем истинную Красоту, настоящую, первозданную, которая налетает, как ураган, сметая всю ненужную шелуху привычного и открывая перед тобой совершенно иные грани жизни. Но, пожалуй, главное, что мне хотелось бы подчеркнуть особенно – красота не меняет мир, она всего лишь открывает людям глаза на то, для чего они раньше, по глупости или иным причинам, не находили времени или желания; в чем-то красота меняет только самого человека, заставляя его переосмыслить некоторые ценности, заглянуть в себя и разобраться в собственных мыслях, она влияет лишь на сознание людей – а мир меняется исключительно в их воображении.

​