Филиппова Анастасия, 7-Б класс, школа № 135. Рук.: Кузнецова Е.А.

 

Сергий Радонежский – воспитатель русского народного духа

«Возлюби Бога и поступай, как х очешь».

Аврелий Августин

Я с самого детства слышала имя Сергия Радонежского и привыкала думать, что это просто какой-то святой, который много чего сделал для России. И я никогда особенно не интересовалась историей его жизни. А также у меня сложилось впечатление, что он жил совсем недавно, ведь память о нем так свежа. И каково же было мое удивление, когда я узнала, что родился он почти семьсот лет назад, а именно в 1319 году. Жил он так давно, но память о нем сохранилась. Вот я и стала искать о нем больше информации.

Итак, в Ростовском княжестве у боярина Кирилла родились три сына. Старший – Стефан, средний – Варфоломей и младший – Петр. И вот пришло время учиться братьям грамоте. У старшего и младшего все получалось легко, а Варфоломею наука не давалась. Так он печалился по этому поводу! И вот как-то раз шел мальчик полем и на дороге увидел инока чернеца. Сам не зная почему, Варфоломей рассказал монаху о своей беде, а тот дал ему сухарик и научил, как молиться, чтобы Бог помог ему в учении. Через мгновение старец исчез, а мальчик лишь потом понял, что это Ангел был послан ему Богом. И вот через молитву озарился ум будущего подвижника, и жизнь его наполнилась великим Знанием, неведомым земным учителям. В двенадцать лет он уже жил по высочайшим канонам монашеской жизни. Я знаю, что многим святым довелось видеть ангелов, Богородицу, а вот Святую Троицу удостоились лицезреть только Варфоломей и еще один русский святой Александр Свирский. В честь Святой Троицы Варфоломей и назвал построенный им с братом храм в дремучем лесу, куда они ушли отшельниками.

Представляю себе, как мне было бы страшно пойти в дремучий лес и потом остаться там одной, а вот Варфоломей не испугался. Пустыня лесная была настоящая и очень суровая, вот и старший брат Стефан не смог долго выдержать таких условий и покинул брата, уйдя в Москву. Но юного отшельника не пугало одиночество. Молитвой и постом побеждал он всякие искушения. Вскоре игумен Митрофан постриг Варфоломея в монахи и дал ему новое имя – Сергий, в честь одного мученика. Живя в лесу, молодой отшельник научился находить общий язык с дикими зверями. Мне очень хочется описать один милый момент, который я не могу упустить. У Сергия был друг – медведь, который приходил к нему и ел хлебушек только с его руки, а сам инок всегда делился с ним, как с родственником. 

В это было бы сложно поверить, но с моей прабабушкой произошел подобный случай. Когда к ее дому в деревне пришел медведь и ревел у нее под окном, она сначала испугалась, но потом увидела, что медведь показывает ей свою лапу, из которой торчат колючки, ему было очень больно. Тогда эта маленькая, худенькая, но очень смелая старушка вышла из дома и вытащила из лапы колючки, смазав йодом. Медведь все это вытерпел и не тронул ее. Как она не побоялась, я не понимаю. Наверное, медведь пришел к ней не случайно, почувствовав, что именно она ему сможет помочь. Так и к Сергию животные приходили, ощущая его доброту и святость. 

Скоро между монахами ближайших монастырей нашлись те, которые тоже захотели стать такими же, как он, и молиться вместе с отшельником. Так и была основана Троице – Сергиева Лавра. 

Парадоксально и странно то, что Сергий всю жизнь избегал общества людей – а в результате стал духовным предводителем народа. Никогда не воевал и не держал в руках оружия, но стал вдохновителем побед русских воинов. Например, в битве против Мамая. Также он помогал князьям не допускать кровавых междоусобиц. 

В чем же заключалось его духовное предводительство? Почему его можно назвать воспитателем народного духа? Его идея «высокого жития» – пример нравственного совер-шенства человека: «Иметь чистоту душевную и телесную и любовь не лицемерную, смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что не ставить честь и славу жизни этой, а от Бога воздаяние ожидать». Сергий считал, что мирские заботы мешают сосредоточиться на молитве, но все-таки монахи должны были трудиться, чтобы обеспечивать себя всем необходимым и не просить милостыни. Аскетический подвиг монахов в Троицкой обители должен был быть не для «истязания плоти», а для «осветления души». Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал, что ее можно устраивать только добром и любовью; если отвечать злом на зло, в результате будет еще большее зло. 

Что еще включало в себя понятие «высокое житие»? Это внутренняя свобода – то, о чем говорил Иисус Христос: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Внутренняя свобода – это высшая степень свободы, потому что человек приближается к Божественному образу. Никакая другая свобода, а особенно та, которая установлена в человеческих законах, не может сравниться со свободой «внутренней». Например, преподобный Сергий совершенно свободно общался с князьями и епископами, заботясь больше о Божьем, чем о человеческом. 

Сергий Радонежский был «светильником» для своих современников и потомков, так как всю свою жизнь подчинил евангельским заповедям. Он не осуждал и не заставлял никого жить, как он. Но учил своим примером, своим образом жизни и отношением к людям. Это была «безмолвная проповедь», но ее услышал русский народ. Это удивительно, как и то, что даже современники считали Сергия Радонежского символом единства Руси. И не только из-за миротворчества и благословения воинов, идущих на Куликовскую битву. Он своим «высоким житием» внушил людям веру в их силы. Твердость духа и вера в себя были очень важны для людей. Может быть, даже важнее, чем оружие! 

Уже шестьсот лет Сергия Радонежского называют Игуменом Земли русской. Его заветы – любовь к людям, нестяжание и единение народа. У историка Ключевского есть фраза: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, <…> политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

Я думаю, что сейчас, в наше время, очень нужен такой подвижник, который бы поднял русский народ из той ямы безнравственности и вседозволенности, в которой мы все оказались. И вместо мнимой свободы подарил бы людям пример настоящей внутренней свободы, которая была присуща многим великим русским людям, впитавшим в себя все те великие духовные знания, которые принес им святой преподобный Сергий Радонежский!

​