Турчанинова Екатерина, 11 класс, школа № 210. Рук.: Титова Т.А.

 

На общее Благо трудясь и творя, поможем стране и культуре

Культура – это стремление к совершенству посредством познания того,
что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...
Мэтью Арнольд

Каждый день человек сталкивается с проблемой нехватки культуры, низкого поведения и бедной человеческой речи, способной выразить лишь естественные потребности человека. Довольно редко можно встретить людей, по-настоящему ценящих родную культуру, язык и традиции. Но даже среди них существуют корыстолюбивые люди, говорящие о высоких вещах, но по сути их не понимающие. Таким образом, подрастающему поколению чрезвычайно сложно сформировать свое собственное представление о том, как надо себя вести, что такое хорошо и что такое плохо. Оно оказывается под неограниченным влиянием современных СМИ, современной молодежной культуры, навязывающая свое представление о смысле жизни и правилах поведения. Разумеется, ребенку нужна помощь в усвоении истинной культуры. И эта помощь должна быть оказана всеми нами, старшим поколением. Иначе процесс деградации невозможно будет остановить, и культура останется лишь в немногих людях.

Но с другой стороны, этот процесс неизбежен. Появление новых технологий существенно упростил жизнь человеку. Сегодня ему намного сложнее задумываться о высоких понятиях, когда на каждом шагу его отвлекают посторонние мысли об удовлетворении своих материальных потребностей. Появляется новая культура, новые идеи, новые возможности, а это не так плохо, как кажется, ведь если бы человечество не придумывало бы новых идей, не было бы и смыла жизни. А смысл этот и заключается в совершенствовании человека, стремлении к всеобщему благу. Проблема остается одна: как же сохранить первостепенные ценности и понятия у подрастающего поколения и не дать им исчезнуть? Следует задать нижеизложенные вопросы:

Какие же существуют способы просвещения молодого поколения? И как их осуществить при помощи новых технологий и достижений науки?

Предложений существует целая масса. Поскольку ограничение популярных развлечений и организаций вызовет лишь волну протеста среди молодежи, нужно разработать современные методы «культурной пропаганды». Осуществлять эти методы нужно прежде всего в самых первых классах школы, так как именно в раннем возрасте закладываются основы культуры у ребенка, которыми он будет руководствоваться всю свою последующую жизнь. Для начала нужно сделать преобладающие практические занятия над теоретическими. Так, следует не просто читать детям лекции о культурах разных народов, заставлять их перепечатывать научные статьи о культуре, превращая их в рефераты, но и разговаривать о том, что понял или не понял ребенок, попросить его изобразить то, как он себе это представляет. Проводить такие культурные уроки следует на свежем воздухе, в ближайшем парке или сквере, или в залах музеев, в крайнем случае (если это какой-либо региональный, а не столичный город) – в библиотеке.

Вообще надо создавать такие библиотеки, в которые бы современные дети стремились и не боялись ходить. Такие, в которых наряду с книжными полками и электронными ресурсами существуют комнаты отдыха, где можно расслабиться, поспать, посмотреть фильм или послушать музыку. Подобные библиотеки не только стимулируют детей к самостоятельному познанию культуры, но и не лишает их возможности развлечься и отдохнуть, посмотрев какой-нибудь фильм или поспав на мягком пуфике. Такие библиотеки есть, но их слишком мало, и до них сложно добраться всем желающим. Так что это неплохая тенденция.

Научить детей творить добро можно только своим примером. Каждый взрослый должен понимать, что все, что сказал, сделал или написал, будет отлично усвоено ребенком. Поэтому мы должны следить не только за поведением детей, но в первую очередь за своим собственным. Из этого следует необходимость «воспитания» преподавателей. Ведь только тот учитель, который уважает ребенка, способен научить его уважать других. А взаимоуважение – одно из всеобщих благ человечества.

Чтобы ребенку был интересен процесс освоения культуры, нужно проводить специальные игры, направленные на вырабатывание у ребенка социальных культурных способностей: умение культурно излагать свои мысли, оказание помощи постороннему или близкому человеку, проявление уважение ко всем вне зависимости от пола, национальности и религиозной принадлежности. К примеру, можно разыгрывать различные сцены, изображающие случаи из реальной жизни (помощь упавшему человеку, не способного самостоятельно подняться, или помощь отстающему ученику в решении задачи или написании сочинения).

Следует часто организовывать конференции по обсуждению реальных, бытовых проблем, где ученики научатся не только культурно излагать свои мысли, но и свободно общаться со своими одноклассниками. Учителю, в данном случае, ни в коем случае нельзя ориентироваться на более успешных учеников, чтобы те, которые не смогут на первом этапе завести разговор, в будущем были открытыми и общительными. Ведь, как мы знаем, «в тихом омуте черти водятся», т. е. некоторые из них как раз и вырастают преступниками, которые просто в детстве не были услышаны соратниками.

Помимо всего перечисленного очень важно устраивать встречи детей с авторитетными и культурными людьми, как правило, с людьми искусства (например, с Денисом Мацуевым, Тимуром Бекмамбетовым, Татьяной Устиновой и др.). Известные режиссеры, музыканты, художники, хореографы, танцоры и писатели лучше и точнее всех смогут рассказать детям о творчестве и культуре, заинтересовать молодежь в развитии искусства, научить их культурный мыслям и словам. И чем больше будет таких встреч, тем крепче будет закрепляться идеал поведения человека у ребенка, что как раз и будет способствовать формированию его как культурной и образованной личности.

Таким образом, многое вложив в первые годы жизни детей, мы можем быть уверены, что первые основы культуры помогут детям выбрать правильный путь в своей жизни. Но нельзя забывать и о молодежи. Поскольку в современном мире преобладает стремление молодых людей в получении образования и повышении квалификации, а не в совершенствовании внутреннего, духовного мира, то следует подумать, как сочетать получение научных знаний с духовными. Самый приемлемый способ – оказывать влияние через те же СМИ. Наличие бесплатных культурных каналов и сайтов, а также различные поощрения за их просмотр или посещение будет хорошим стимулом для молодежи в изучении культуры. Очень будут интересны международные объединения молодежи по созданию и обсуждению материальной и духовной культуры (объединения музыкантов, художников, режиссеров, поэтов, писателей и тому подобное). Такие объединения будут способствовать не только дальнейшему развитию культуры и искусства, но и развитию такого качества, как взаимопомощь (например, в создании новой песни или фильма) и взаимопонимания между людьми с различной национальной культурой.

Подводя итоги, можно заключить, что целью нашего современного общества является создание общего Блага, то есть того, что будет хорошо для всех, а именно: взаимопонимание, взаимоуважение и взаимопомощь между людьми. Только при достижении этих основных качеств в каждом человеке возможно стабильное существование культурного общества. Эти основы следует закладывать на самой первой стадии развития человека. И чем раньше, тем лучше. А также надо постоянно подкреплять эти основы различными культурными мероприятиями и программами. Таким образом, следуя всем перечисленным советам, мы можем помочь нашей культуре, формировавшейся на протяжении более, чем тысячи лет, и сохранить ее на еще более долгие лета. Главное не забывать, кто мы есть, где мы родились и что нам дала наша великая страна.

​