Трофимова Дарья, 10 класс, школа № 232. Рук.: Масленникова О.М.

Для чего живёт человек?

У многих, кто хоть раз задумывался над этим вопросом, есть свой ответ, а кто-то не находит ответа, так и умирает, не понимая, на что ушла его «никчёмная» жизнь. Встречаются и те, кто считает, что могут объяснить и растолковать другим, что есть жизнь и для чего она дана... Да... Много чудаков на свете! Бродят по земле, путаются в толпе, смешиваются с городским духом, спешат на работу и с неё... И каждый несёт свою правду, свою истину. Конечно, у всех без исключения есть выбор: прислушаться ли к советам классиков мировой литературы, к ответам гениев слова; слепо ли принять их точку зрения и навсегда успокоиться или, напротив, строптиво откинуть книгу и искать истину-ответ самому, не вникая в чужие «разглагольствования», не вступая ни с кем в полемику... У всех всегда есть выбор. 

Можно прожить жизнь, просто «переходя» из одного серого дня в другой, ходить на нелюбимую работу, совершенно не понимая, зачем ты туда ходишь. Просто идти каждое утро одним и тем же маршрутом, глядя себе под ноги, не замечая робких лучей солнца, выглядывающих из-за домов и растекающихся пурпурно-алыми рассветами среди шпилей соборов, острых крыш, ржавых труб и рекламных вывесок. Эти восходы словно ненавязчивое напоминание о живой и дышащей природе, которая чувствует себя гостьей в огромных серых городах. Можно точно так же тащиться потом с работы, думая лишь о том, что надо забежать в аптеку за лекарством, оплатить счета и ... ах да, не забыть купить продукты, а то ведь нечем кормить семью... 

Но стоит только поднять глаза к небу, и можно заметить, как в бархатной накидке и венецианской карнавальной маске, ступая по асфальту золотыми театральными туфлями с загнутыми носами, крадётся Чародей-Вечер, пряча машины, голубей, прохожих, скамейки и бездомных собак в синее одеяло темноты. И неважно, что у каждого свои сумерки и рассветы... Стихи, прогулки, лунные тайны, сокровенный шёпот в беседке под липой – всё это осталось на пожелтевших страницах недочитанного романа, на который тоже уже не хватает времени. Живут такие люди и думают, что живут правильно. А вот зачем? Это не их забота! «Что уже и подумать больше не о чем?!»

Есть и другие люди, которые вечно суетятся и куда-то спешат. Из гостей в «Контакт», из «Контакта» на концерт, с концерта в кафе к подружке, из кафе в кинотеатр с очередным ухажёром, а там, глядишь, и день кончился. Всё суета. На мобильном телефоне у них постоянно мигают «напоминалки», холодильник пестрит разноцветными магнитиками, компьютер почти не выключается: «Без него, того и гляди, можно выпасть из жизни!» Зачем живёт такой человек? Как зачем?! А кто будет пить нектар наслаждений, предаваться страстям и забываться в радостном веселье? Если лишить этого человека компьютера или просто вывезти в деревню, он мгновенно зачахнет, скажет: «Тоска смертная! Спасите! Умираю!» – и потребует, чтобы его немедленно вернули в город...

Да... Долго можно бродить по этой галерее портретов-образов современного человека, сочувствовать ему в мелочных жизненных передрягах, разделять его минутную радость при достижении очередной цели, но так и не понять, где, где же та истина, ради которой живёт человек?!

Давайте просто задумаемся на минуту: неужели без постоянного общения нельзя прожить и дня? А если ты живешь, предаваясь в одиночестве светлым мечтам, наслаждаясь пением птиц, радуясь каждому восходу и закату, слушая шёпот тёмной, густой листвы жарким июльским вечером? ... Если ты живёшь в высшей степени чисто, но… один? Не с кем тебе разделить свою печаль и тоску о бренности бытия, некому поведать о тайне, которую открыла тебе давеча Природа... Ты покинул шумные толпы и отстранился от шумных пирушек не потому, что считаешь себя выше этих «заблуждающихся несчастных», а потому, что ты уже много раз предпринимал попытки обрести родственную душу, с которой можно было бы наполнить чудесный мир новыми открытиями, но ни разу тебе это не удалось... Что тогда? Как же найти себя в этом сложном мире? Что лучше: нацелить себя на то, чтобы помогать другим, или углубиться внутрь себя самого, погрузиться в мир творчества и запереться в нём от страшных житейских бурь?.. Нет единого учебника жизни, нет единственного правильного ответа... 

Не стоит забывать, что если жить только ради денег, можно в какой-то момент вдруг перестать жить по-настоящему. И тогда начнется тусклое простое существование, влекущее за собой тяжкие последствия: разрушение личности, превращение Человека в серую тень, в белку, которая бежит, не понимая, куда и зачем катится ее колесо. Если человек думает лишь об удовлетворении своих растущих материальных потребностей, он постепенно превращается в зависимого и ограниченного раба бренного мира. Таких людей, увы, миллионы... Они движутся не вертикально, а горизонтально. Их души превращаются в тени, мысли в системы алгоритмов... Мир уже не Волшебный Источник Познания, а беговая дорожка с витринами магазинов и бешеными скоростями... 

Лишь немногие способны долго смотреть на звезды, Луну, Солнце и стремиться мыслями к высшему Свету небесного таинства, вечному диалогу между душами ушедших гениев и ныне существующих прохожих-странников... Это общение происходит через творения подлинного искусства, способные вне зависимости от времени и эпохи всколыхнуть в душе живые ниточки чувств и переживаний. Изучая творческое наследие великих гениев, можно понять себя, окунуться в бездонные глубины бытия и достигнуть нового уровня осознания философии мира... 

В подтверждение своих слов я расскажу историю, произошедшую со мной несколько лет назад, в том самом возрасте, когда первые мысли о неоднозначности всего сущего вкрадываются в детские грёзы, разрушая простое и такое понятное представление о жизни, взятое из сказок, рассказанных взрослыми перед сном... 

Мне было 12 лет... Хмурое осеннее небо. Тяжёлые, висящие низко облака давили на улицы дождём. Повсюду слышался хрип завывающего сентябрьского ветра. Улицы блестели чёрными лужами, в которых отражалось мрачное, неприветливое небо. Дома приобрели серовато-грязный оттенок. Голуби, взъерошенные и мокрые, жались к водосточным трубам, по которым стекали металлические струи небесной воды. Люди превратились в силуэты, в жалкие измученные очертания и плавно скользили по улице, почему-то в одном и том же направлении… Мир словно находился в каком-то немом полусне, где не существовало эмоций, радости и насыщенных красок...

Я чувствовала такую невыразимую тоску, что невзрачность этого серого мира иногда казалась мне зеркалом моей собственной души... Надо было «плестись» в школу, где не с кем поговорить, потому что никто тебя не поймёт, да и вряд ли даже захочет понять, бороться со своей душой, жаждущей чего-то неизведанного, и чувствовать неистребимое желание преодолеть эту тоску... Вот что заполняло мои осенние дни, монотонные и однообразные, как и вся природа вокруг меня. Это было, наверное, самое тяжёлое время в моей жизни. Тогда я просто устала верить в чудеса и почувствовала, что все требуют от меня слишком многого, чего дать я не в силах и чего у меня, наверное, просто нет... 

Самым страшным проклятием, принесшим безотрадность в мою жизнь, было непонимание. И ладно, если бы только окружающих... Я сама не понимала, что со мной. Не находила выхода для своих чувств и эмоций. Не видела радости в привычных, окружающих меня лицах. Все куклы разом надоели мне, словно умерли от эпидемии; родители казались мне врагами, желающими мне только горя. Даже собака уходила, когда я пыталась с ней поговорить... Отчуждение окружающих меня людей, разочарование в жизни, ещё совсем недавно казавшейся сказкой, чувство невысказанности, потому что некому выслушать, – все это погружало меня в мглу депрессии. 

В один из таких мрачных дней я открыла «Белые ночи» Ф.М. Достоевского и решила прочитать эту повесть, потому как читала в то время много, лишь бы только забыться и не думать о себе. Как быстро пролетело время, проведённое мною вместе с Мечтателем, словно я стояла за его спиной! А эти строки: «Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают и что все от меня отступаются», – это же мои мысли! 

Как-то сразу стало и грустно, и весело! Что-то родственное проникло в мою душу, будто кто-то, близкий мне, рассказал свою исповедь, так похожую на мою... Я уже не одинока! Есть человек, который так же ходит по городу, думает о чём-то своём и тесно ему в своём углу, не с кем ему разделить свои необычные чудаковатые мысли! Его история, метания его души, предрассудки и сомнения, порывы и неуверенность были так простодушны, понятны мне, что, того и гляди, я бы приписала на полях книги карандашиком: «Да не бойся, всё будет хорошо!» Такое бывает, когда появляется настоящий верный друг! Мне очень захотелось написать ему письмо. Я представляла себе, что Мечтатель – это дух нашего города, что его образ до сих пор бродит где-то вдоль набережной и наслаждается покоем и одиночеством, с грустью вспоминая свою несчастную влюблённость...

А когда вечером я просматривала названия дисков с музыкой, под которую я собиралась написать свое письмо Мечтателю (я всегда пишу под музыку), меня привлекла «Лунная соната» Бетховена. Что же это? Включаю диск и... С первыми звуками моё воображение улетело куда-то прочь от этого осеннего, усталого, пыльного мира. Я словно шла за руку со своим Мечтателем и говорила, глядя ему в глаза, что-то очень важное и необыкновенно волнующее душу... Писать было легко, рука сама выводила слова… Что это было? Обретение новой Сказки? Уход в нереальное пространство? Общение со своей собственной душой на языке музыки? Или просто ощущение спасительного Света, хлынувшего на меня из «Белых ночей» под «Лунную сонату»?

....С тех пор прошли годы. Я основательно познакомилась с творчеством Бетховена, полюбив многие его произведения, прочла не один роман Достоевского, выносила в сердце не одну мысль, но то светлое воспоминание, подарившее спасение моей измученной одиночеством душе, стало звездой, внезапно осветившей по-новому мир, рассеявшей непроглядную мглу человеческого непонимания. Это означало, что кто-то уже переживал ту же тоску, чувствовал такую же глухую боль от столкновения с серой реальностью, но не утонул в глубоких черных лужах, не задохнулся в толстых серых облаках, а вышел к Свету, познал мир и сумел раскрасить свою жизнь разноцветными красками. Это и есть присутствие Гения, ибо красота его произведений и его знания помогают другим выйти из чахлого небытия в непостижимую вечность Света и Откровения, где знание о неоднозначности и красоте мира становится благородным и высоко поднимает наши души, унося в завораживающий Космос... 

Общайтесь с гениями, открывайте для себя великие творения их, и вы не будете одиноки в этом мире смыслов, великих открытий и ярких звёзд! Ведь если осмыслить хотя бы часть великого наследия, оставленного нам гениальными предками, будет намного проще осознать и своё место в мире! Нельзя забывать, что помимо собственной жизни каждого отдельного человека существует ещё и общая Жизнь человечества, ответственность за которую лежит на каждом из нас! Я всегда стараюсь помнить, что мир неоднозначен, у каждого есть право выбирать свой путь. И, возможно, человек живёт именно для того, чтобы найти себя в этом мире и... стать Человеком. Чтобы совесть была чиста, а душа светла, и можно было бы уверенно признаться себе: «Я прожил свою жизнь не зря, так, как и должен был прожить, и иного пути просто не было!»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Поиск смысла в мироздании

Луна взойдёт на небосводе, 

Глазами улыбаясь мне,

Печально до дверей проводит

И растворится в вышине.

 

Пройдут года, исчезнут будто

В вечерней талой тишине.

И лишь луна – сверкая мутно,

Всё будет мне светить во сне.

 

В том сне, где нет тревог, волнений,

Где даль кристальна и чиста,

Где нет вопроса и сомнений:

Напрасно ль жизнь я прожила?

 

Вот человек идет по свету,

Побаивается, но идёт

Зачем пришёл он на планету?

Какая участь его ждёт?

 

Об этом знает странник-ветер,

Что воет ночью в городах, 

Угрюмо скачет он в карете,

Ночуя призраком в сердцах.

 

Об этом травы шепчут громко,

Играя с ветра сединой, 

Они всё это знают. Только...

Лишь посмеются над тобой.

 

Об этом солнышко узнало

Однажды утром, пред грозой,

Ему весна пролепетала

В обмен на лучик золотой.

 

Ещё есть горы великаны,

Дожди, листва и соловьи,

Но не откроют они тайны

Тебе не скажут, не зови.

 

Свой путь пройди один, смиренно,

Всё по дороге замечай

И с Божьего благословенья

Коснёшься правды невзначай.

 

Случайно, клавиши рояля

Лаская грубою рукой,

Глазами, полными печали, 

Беседуя с немой луной,

 

Поймаешь ветра дуновенье,

Травы услышишь лепетанье,

Приметишь солнца откровенье,

Почувствуешь горы дыханье.

 

Вот это тот мотив, который 

Ты на пути своём искал,

С луной рыдал и горя полный,

Себя жалел и проклинал.

 

Едва услышишь, вмиг запомни!

Все звуки свято сохранив,

Вдохни его, собой наполни!

Всегда следи, чтоб он был жив!

 

Не в этом ли любовь природы?

Не здесь ли красота её?

Не истинно ль звучат аккорды?

Ведь небо откровенье пьёт!

 

А значит, смыслом оно полно,

А значит, ты не зря прожил!

Да, ты тонул в житейских волнах,

Но душу в них не утопил!

​