Братковский Дмитрий, 11-А класс, гимназия № 261. Рук.: Селиверстова Н.В.

Что значит быть культурным?

Что такое культура? И что это значит – быть культурным человеком? Как часто в последнее время мы слышим, что нам недостает культуры, культурности. А, с другой стороны, сейчас очень «модно» быть «культурным». 

Чтобы ответить на эти вопросы, следует начать с изучения простого толкования слова «культура» в русских толковых словарях.

Так толковый словарь Ожегова предлагает нам следующие трактовки понятий культура и культурный:

«Культура. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.)… 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение»;

«Культурный. 1. см. культура. 2. Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. Относящийся к просветительной, интеллектуальной деятельности».

Можно ли из этих определений сделать вывод, что образованный, воспитанный, интеллигентный, развитый человек является культурным? Или это просто совокупность качеств и характеристик человека, никак не отражающая уровень его культурности?

В обществе принято полагать, что человек, который много читает, является образованным. Но говорит ли количество прочитанных книг о качестве образования, качестве образованности этого человека? Вряд ли. Несопоставимы по уровню вклада в душевное развитие личности десятки прочитанных пошлых романов и только один роман «Война и Мир» Л.Н. Толстого. Равно как и бесконечное изучение толстых и сухих справочников по точным наукам не сделает человека более образованным, если в его жизни будут отсутствовать другие составляющие развития его душевных качеств. Можно прочитать много книг, но не стать ни лучше, ни добрее. Фазиль Искандер сказал, что «культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых». Значит, мы можем сделать вывод, что образованность само по себе понятие субъективное и является частью чего-то большего, чем количество времени, проведенного за книгами или за изучением иностранных языков. И это приводит нас к мысли о том, что нельзя однозначно назвать человека культурным, опираясь только лишь исключительно на уровень его образования. 

Тогда является ли человек воспитанный, следующий правилам этикета, соблюдающий приличия и обладающий чувством такта – культурным? Этикет, правила приличия – это заданные социумом рамки поведения в различных жизненных ситуациях, во взаимодействии с другими членами общества. Мы рождаемся и живем с требованиями к их безусловному выполнению. Соблюдение неписанных правил не требует от нас никаких усилий, никакого душевного или иного развития. Отчасти это становится нашим инстинктом выживания в обществе. Но если мы вернемся к определению культуры, то увидим, что основными словами, описывающими ее, являются достижение и развитие. А есть ли в следовании инстинкту развитие? Нет. Значит, воспитание не может являться однозначным определением культурности, а только лишь отражать степень адаптации человека в обществе.

Понятие «культурный» человек, по-моему, гораздо сложнее, объемнее. И быть им, стать им, дано не каждому.

В классическом произведении М. Булгакова «Собачье сердце» есть очень показательный пример. Помните, как профессор Преображенский пытался сделать из Шарикова «культурного» человека. И что же из этого вышло? Эксперимент провалился. Ни ношение костюма, ни прививание хороших манер и навыков этикета, ни общение с интеллигентными людьми, ни даже чтение не сделали главного героя Человеком.

Все дело в сердце. 

Культура – это не что-то внешнее, что можно надеть на себя, выходя на улицу или достать из закромов души в подходящий момент. Путь культурного человека начинается в детстве, с наивных мечтаний, стремлений к их осуществлению и вечному стремлению к познанию себя и мира.

Так что же значит быть «культурным»? По-моему, это означает «чувствовать»… Не знать, не уметь, не иметь, а именно чувствовать. Чувствовать момент, чувствовать человека, чувствовать искусство, чувствовать мир. И тогда так просто и очевидно становятся понятны многие вещи: что «спасибо» – это не просто привычка и обязанность; что уважение – это не только долг; что книги – это не убивание времени, а источник развития души; что кино и театр – не дань моде, а грамотная речь без неприличных слов – не пережиток прошлого. Я согласен с Карлом Марксом, который сказал, что «Культура – это мера человечности в человеке!». 

И вот когда ты научишься чувствовать этот мир, его красоту, его многообразие, сложность натур, тогда и думать, и выглядеть, и говорить – ты будешь по-другому, как КУЛЬТУРНЫЙ Человек!

Существует мнение, что культура ограничивает в чем-то человека, задает ему рамки существования: здесь промолчать, там пожертвовать собственными интересами, сдержаться. Но именно это и отличает воспитание от культуры. Культура не может быть ограничением, не может быть отрицанием чего бы то ни было. «Культура человека – это не роль, которую он играет, а свет его истинной сути, который он проявляет во всем, что он делает» (Дина Дин). 

Хорошим дополнением к раскрытию понятия культурности является высказывание Д. Лихачева об интеллигентности.

Интеллигентность, считает Лихачев, является залогом долгой жизни человека. Он определяет ее как «способность к пониманию другого», способность к восприятию и терпимому отношению к миру и к людям. И так же, как и мы ранее, заключает, что «образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового». 

«Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой "штуковины", сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек», – это высказывание Д. Лихачева наиболее полно отражает мое понимание не только интеллигентного, но и культурного человека.

Теперь мы можем ответить на поставленный в самом начале вопрос: что значит – быть культурным человеком?

Культурный человек – это в первую очередь человек духовно богатый, чувствующий, человек думающий и осознающий, постоянно развивающийся. Культурный человек не обязательно должен быть образованным или окончить престижный ВУЗ, но должен иметь стремление узнавать новое. Он может не всегда догматично следовать правилам этикета, но всегда тонко чувствовать другого человека, ситуацию и грани дозволенного. 

Перефразировав замечательные слова Д. Лихачева, можно сказать, что быть культурным – это социальный долг человека. Долг перед самим собой. Залог его личного счастья и счастья окружающих его людей.

​