Евсюков Илья, 6-Б класс, гимназия № 446. Рук.: Антонова Ю.А.

 

Мысль – сокровенный могучий творец, мощный рычаг для горящих сердец

Мысль. Великое слово!
Что же и составляет
величие человека,
как не мысль?
А.С. Пушкин

«Все люди действуют под влиянием мысли» (Н.К. Рерих). Мысль, идея, размышление – то, что заполняет сознание человека, овладевает им. Мысль бывает научной, поэтической, музыкальной, художественной, в то же время мысль может быть светлой или коварной. Обращаясь к великому наследию человечества, надо «из духовного очага наших предков брать не остывший пепел, а пылающий огонь». Есть вечные ценности, пронизывающие века и даже тысячелетия и непрестанно влияющие на развитие мировой культуры. Высшая творческая способность, когда человек владеет знаниями в различных областях науки и искусства, называется гениальностью.

Ярким примером «универсального человека» является великий итальянский художник (живописец, архитектор, скульптор), ученый (естествоиспытатель, анатом), изобретатель и писатель Леонардо да Винчи. «Сущность человека выражается творческой деятельностью» – отмечал Леонардо. Художника он приравнивал к ученому. Этот человек изобрел автомобиль, танк, вертолет, планер, парашют, акваланг, прожектор, катапульту, робота, двухлинзовый телескоп. Он оставил после себя более 7000 страниц научных работ и зарисовок. Мощным рычагом для Леонардо был опыт, который он считал главным источником знаний о человеке и мире. Опыт понимался им широко – это и наблюдения природы, и физический эксперимент, и рисунки, и инженерные конструкции. Современные изобретатели и инженеры по сохранившимся чертежам и рисункам Леонардо да Винчи создали действующие аппараты и устройства. Они доказали, что большинство спроектированных в XV-XVI веках изобретений великого мыслителя способны работать по своему назначению. Выдающийся ученый был еще и гениальным живописцем. Леонардо превзошел своих предшественников и современников в изображении движения, областей светотени, в передачи осязательной ценности и выразительности. Его кисти принадлежат такие знаменитые картины как «Мона Лиза (Джоконда)», «Мадонна Литта», «Анна, Мария, Младенец и агнец», фрески «Тайная вечеря», «Битва при Ангиаре» и многие другие гениальные произведения. Глядя на картины, понимаешь, что художником, прежде всего, руководила мысль, создававшая образ, а потом рисование, при помощи которого он изображал чувства через черты лица и положения тела, волнующие зрителя сюжеты. Леонардо да Винчи называл живопись «наукой и законной дочерью природы». Он считал, что лишь ей доступно показывать самые высокие достижения человеческого разума.

«Щедро на мысль отвечает Природа.
Мысль созидает дворцы Красоты…»

(Н.Д. Спирина)

Печатью высшей красоты было отмечено все, что создал гений XX века – физик-теоретик Альберт Эйнштейн. Его теории рождались «на кончике пера». В строгих, мудрых формулах, пугающих непосвященных, не содержится ни одной лишней физической величины. Он изменил представление о пространстве и времени, о массе и длине. Будучи семилетним ребенком, Эйнштейн задумался: «Что будет, если побежать за световым лучом?». Это был первый мыслительный эксперимент будущего ученого.

«Мысль - это сила всех действий и слов,
Мысль - это зёрна посевов и всходов,
Первопричина видений и снов,
Ключ от ворот сокровенного входа».

(Н.Д. Спирина)

Гениальная формула Е=mc² отличается от других не только глубоким смыслом, но и красотой написания и, особым, завораживающим звучанием. Ее действие простирается на всю Вселенную. Статьи Эйнштейна, научные работы по теории относительности являются величайшим открытием человеческой мысли. Наука раскрывает неизвестное в природе, а музыка в человеческой душе. «Что есть Природа? Это царство музыки.» (Танеев И.С.) Подобно тому, как в теории Эйнштейна нет ничего лишнего, так и в музыке Моцарта не содержится ни одной лишней ноты. Смысл жизни Эйнштейна составляла не только наука, но и музыка была его любовью. От образа ученого неотделима скрипка. Эйнштейн был не только физиком, но и скрипачом-виртуозом. Современники писали о том, что когда играла его скрипка, казалось, стены зала расступались. Это было божественно! Ему были близки прозрачность, изящество и гармоничность произведений И.С. Баха и В.А. Моцарта. Музыка Моцарта настолько совершенна, что, кажется, она существовала всегда во Вселенной и ожидала прихода композитора, который открыл бы ее. Музыка Космоса, Вселенной становится единым языком современного мира. Когда ученые на борту автоматической станции поместили аудиокассеты с записью классической музыки, джаза, народной музыки различных стран они были уверены, что внеземные цивилизации поймут эти произведения и, может быть, получат удовольствие. Эйнштейна можно назвать Моцартом науки. Он писал: «Доброта, красота и правда – вот идеалы, которые освещали мой жизненный путь».

Именно крылатые добрые мысли владели сознанием, руководили действиями Леонардо да Винчи, Эйнштейна, Моцарта и других людей с чистыми помыслами и добрыми намерениями. Н.К. Рерих назвал такую настоящую, чистую, возносящую дух, мысль «ясносияющей», советовал остерегаться пагубных, темных, коварных мыслей. Опасность возникает тогда, когда мысль человека устремляется на зло. «Много худого на свете, но нет хуже худого разума.» (Л.Н. Толстой) Этой истиной пренебрегли те ученые, художники, композиторы, которые приняли фашизм. Ярые нацисты в Третьем Рейхе приобрели невиданную власть в науке, искусстве. Они решали, кто имеет, и кто не имеет право заниматься наукой, живописью, музыкой. Их мысли были направлены на создание «арийской культуры», «оружия возмездия», непобедимого фашистского государства. Нет опаснее людей, которым чужда человечность. Ученые не должны использовать результаты научных работ в злонамеренных целях.

Каждый из нас должен помнить, что мысли надо держать чистыми, светлыми, контролировать свои эмоции. У человечества есть результаты мыслей величайших мыслителей, которые в продолжение тысячелетий очистились и стали более глубокими нужными истинными.

Мысль – «корень всего, что есть, было и будет.» (Н.Д. Спирина)

​