ОТЗЫВЫ УЧЕНЫХ

ОТЗЫВ
доктора искусствоведения, профессора РГПУ им. А.И.Герцена Овсянкиной Г.П.
на пояснительный материал «День Культуры 15 апреля 2016 года
в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга
под девизом: "Прекрасное есть щит от зла"»

 

Проведение Дня Культуры в современных школах является акцией не только общегосударственного, но и можно без преувеличения сказать, мирового значения.

Культура в ее всеобъемлющем значении всегда и везде связана с Прекрасным – в искусстве, труде, человеческих отношениях, быту и т.д. Но сегодня очень размыто понятие - что есть прекрасное? Каковы его основные критерии? Когда А.П. Чехов высказывал одну из своих самых значительных мыслей: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…», он очень хорошо знал, что такое прекрасное. Сейчас нам предстоит восстановить в своем сознании понимание прекрасного и оценку всего сущего с этих позиций и передать свои знания подрастающему поколению.

Обобщение опыта прошлого подтверждает, что прекрасное должно быть нравственно. Поэтому через постоянное соприкосновение с прекрасным человек вбирает в себя и основы нравственного отношения ко всему.

Самым ярким проявлением прекрасного, в первую очередь, всегда являлось и продолжает являться искусство. Именно через него человек прежде всего входит в мир прекрасного. Но молодые люди должны ясно представлять - каково истинно прекрасное искусство. Если говорить о музыкальном искусстве, то нельзя не заметить, что сегодня во всем мире доминирует псевдомузыкальный «мусор», который наполняет радио, телеэфир, Интернет, составляя основу звукового фона социума.

Вся эта «информация» поднимается в горние выси, и действие ее равноценно отравлению чистых вод и воздушного пространства. В такой обстановке особенно печальна судьба детей и молодежи.

Проведение Дня Культуры 15 апреля в школах Санкт-Петербурга поможет детям и молодежи понять суть прекрасного в музыке и других видах и жанрах искусства и литературе. А через прекрасное молодой человек постигает нормы нравственного, без которого жизнь на планете Земля ставится под угрозу.

Овсянкина Галина Петровна,
доктор искусствоведения,
заслуженный деятель науки и образования,
член Союза композиторов России,
профессор кафедры музыкального воспитания и образования
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

 

ОТЗЫВ
доцента СПб АППО Барышникова Е.Н. на проведение Дня Культуры
 

Человека воспитывает среда, в которой он проживает, люди, с которыми он встречается, события, в которых он участвует. Во многих образовательных учреждениях Санкт-Петербурга складывается годовой круг школьных событий, которые оказывают на учащихся определенное воспитательное влияние.

В качестве школьного события можно рассматривать проведение в школе Дня Культуры.

Опыт проведения Дня Культуры показал их неоспоримый воспитательный потенциал. Методически грамотное проведение Дня Культуры способствует решению воспитательных задач.

Любое событие, к сожалению, можно формализовать и упростить. Хотелось бы надеяться, что, благодаря пояснительным материалам, День Культуры в школах будет иметь лишь положительный эффект.

Барышников Евгений Николаевич, канд. пед. наук,
доцент кафедры социально-педагогического образования
Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО)

 

 

ИЗ НАУЧНЫХ РЕЦЕНЗИЙ НА СБОРНИКИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ

 

РЕЦЕНЗИЯ

Чудо творческого огня: День Культуры в Санкт-Петербурге:  Сборник творческих работ школьников по темам Дня Культуры / Автор-составитель: Л.И. Уварова. – СПб.: Изд-во СПб АППО, 2009. – 144 с.
 

Рецензируемый сборник представляет собой собрание творческих работ учащихся петербургских школ, подготовленный в рамках ежегодно проводимого в Петербурге праздника «День Культуры».

Ценность издания, прежде всего в том, что составитель собрал «под одной обложкой» общие рекомендации, адресованные педагогам, и материалы детского творчества, объединенные общей проблемой, – осознание жизненной необходимости культурных ценностей для общества и каждого отдельного человека.

Структура сборника продумана и логично выстроена. Введение и раздел, посвященный методическим аспектам организации «Дня Культуры», не только дают общее представление об истории возникновения этого праздника, но содержат конкретные методические советы, позволяющие педагогу осмыслить основные педагогические доминанты культурно-образовательной акции.

Наибольший интерес представляет основная часть сборника – сочинения и творческие работы школьников разного возраста, в которых затрагиваются проблемы наиболее сильно волнующие подростков: цель и смысл жизни человека, ценности массовой культуры, культура и цивилизация. Трудно переоценить значение публикации ученических работ для самих школьников, их родителей, педагогов, поскольку такой сборник является своеобразным фактом общественного признания значимости мнений подростков.

Важно отметить и общую «тональность», работ, отобранных для публикации. Их небольшой объем, искренность и самостоятельность суждения авторов придают сборнику «неформальный» характер, фактически, приглашая к дискуссии. Материалы сборника могут быть использованы на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры а также во внеклассной и внеурочной деятельности.

Заведующая кафедрой культурологического образования
СПб академии постдипломного педагогического образования,
доктор педагогических наук – Л. М. Ванюшкина

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

Сборник творческих работ школьников «Чудо творческого огня» по темам Дня Культуры представляет собой оригинальное издание. Его автор-составитель в течение 10 лет ежегодно проводит праздник День культуры в школах Санкт-Петербурга. Он проходит в нашем городе 15 апреля. К каждому празднику автор разрабатывает тематику, методические рекомендации по его проведению, проводит организационную работу с учителями и завучами школ, собирает и систематизирует творческие результаты, созданные детьми по впечатлениям состоявшихся занятий, встреч с явлениями культуры, издает лучшие детские работы в виде книги.

Осознание детьми культуры чрезвычайно важно. Но еще более важно – воплотить свои размышления о культуре в творческий продукт, тем самым создавая новые явления культуры, ценные как для самого человека, сотворившего их, так и для окружающих. Метод проведения Дней культуры имеет большую воспитательную ценность, он позволяет детям приобрести опыт культуротворчества, столь необходимый каждому человеку. Вдохновленный творческим заданием ребенок целенаправленно совершает поступок по дороге Культуры, по пути восхождения, устремления к высоким идеалам. Задумываясь о роли Культуры в жизни людей, определяя для себя ее координаты, человек сам совершенствует себя.

Приобщение к высоким культурным ценностям играет благотворную роль в воспитании духа, столь актуального в современную эпоху. Духовная жизнь противостоит современному засилью ценностей материального благополучия и распространению массовой культуры. Акцентировать внимание школьников на вечных ценностях духовного мира человека – благородная задача. Ее в течение многих лет решает автор сборника, а метод организации и проведения Дня Культуры – один из путей воплощения этой задачи.

Современные условия учебно-воспитательного процесса требуют вспомогательных учебно-методических материалов нового типа, обладающих информационным ресурсом, творческими заданиями, проблемными вопросами. Этим требованиям отвечают «Методические рекомендации» по организации Дня Культуры. Но особо важную роль играют в сборнике сами работы школьников, отобранные для публикации. Среди них особо выделю цикл детских сочинений, написанных в прозаической и поэтической форме «Делать добро спеши». Осмысление школьниками нравственной проблематики в современном мире имеет важнейшее значение.

В сборнике представлены показательные сочинения школьников, написанные на темы нескольких Дней Культуры, проводившихся в последние годы (2003-2009). Литературные опыты детей представляют собой эссе, интересные и детям, и взрослым. Они достойны по нравственно-эстетическим критериям называться литературными произведениями. Жаль, что ограниченный объем издания не может представить весь спектр творческих опытов детей. Издания подобного рода свидетельствуют о духовном мире современных школьников. Поэтому помимо педагогической ценности данный сборник обладает социологической ценностью, позволяющей судить о состоянии культуры в обществе, в детском социуме.

Доцент кафедры художественного образования ребенка
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
кандидат искусствоведения – А.Б. Афанасьева

 

РЕЦЕНЗИЯ

День Культуры в Санкт-Петербурге. Земля в мерцании космических миров: Сборник творческих работ школьников / Авт.-сост.: Л.И. Уварова. – СПб.: Изд-во СПб АППО, 2011. – 140 с.

 

В настоящее время сложилась серия, в которой представлены яркие творческие работы школьников города. Как и предыдущие издания, сборник будет интересен самой широкой аудитории: прежде всего, ученикам (как авторам публикаций, так и всем, кто интересуется проблемами культуры), педагогам, администрации образовательных учреждений, родителям.

Нельзя не поддержать инициативу авторов-составителей сборника – организаторов Дней Культуры, которые видят свою задачу в том, чтобы «способствовать объединению людей в их духовном устремлении к совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству». В этом контексте особенно важно, что они обращаются к решению серьезнейшей педагогической проблемы – развитию и поддержке чтения, используя для этого городской конкурс сочинений. Стимулирование школьников к написанию творческих сочинений и эссе, несомненно, одна из приоритетных задач школьного образования и ведущее направление государственной стратегии в области образования.

Ценность данного сборника в том, что авторы-составители задали «высокую» смысловую доминанту, которая объединяет детские работы.

Авторы-составители предложили школьникам «на равных» включиться в обсуждение глобальных цивилизационных проблем, высказать собственное мнение по поводу жизненных культурных ценностей, приоритетных для общества и для каждого отдельного человека.

Ученические работы, представленные в сборнике, отличает прекрасное владение письменной речью, образность и нестандартность литературного языка, полет творческой фантазии. Всё это делает собранные материалы весьма ценными, подчеркивая значение публикации школьных сочинений, фактически формально закрепляя факт общественного признания значимости мнений подростков.

Материалы сборника могут быть использованы на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры, а также во внеклассной и внеурочной деятельности.

Заведующая кафедрой культурологического образования
СПб академии постдипломного педагогического образования,
доктор педагогических наук – Л. М. Ванюшкина.

 

РЕЦЕНЗИЯ

 День Культуры в школах Санкт-Петербурга. Помоги Земле Русской: Сборник творческих работ школьников / Сост. Л.И. Уварова. - СПб.: «Издательство "Левша Санкт-Петербург"». 2012. - 136 с.
 

Осознание детьми культуры чрезвычайно важно. Но еще более важно – воплотить свои размышления о культуре в творческий продукт, тем самым создавая новые явления культуры, ценные как для самого человека, сотворившего их, так и для окружающих. Метод проведения Дней Культуры имеет большую воспитательную ценность, он позволяет детям приобрести опыт культуротворчества, столь необходимый каждому человеку. Вдохновленный творческим заданием ребенок целенаправленно совершает поступок по дороге Культуры, по пути восхождения, устремления к высоким идеалам. Задумываясь о роли Культуры в жизни людей, определяя для себя ее координаты, человек сам совершенствует себя.

Каждый год в методике проведения Дня Культуры появляются новые и оригинальные темы для творческих работ, насыщенные духовно-нравственной проблематикой…

В своих творческих эссе ребята, независимо от возраста, рассуждают о сложных вопросах, о глобальных проблемах современности, о необходимости сохранения культурного наследия и развитии творчества. Создать культурное пространство в своей душе, наполнить его ценностями, смыслами, высокими стремлениями – вот что необходимо человеку – в прошлом, настоящем и будущем.

Жаль, что ограниченный объем издания не может представить весь спектр творческих опытов детей. Издания подобного рода свидетельствуют о духовном мире современных школьников. Поэтому помимо педагогической ценности данный сборник обладает социологической ценностью, позволяющей судить о состоянии культуры в обществе, в детском социуме.

Доцент кафедры художественного образования ребенка
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
кандидат искусствоведения – А.Б. Афанасьева

 

 
 

 

Сборники лучших творческих работ участников ежегодного Конкурса сочинений

Чудо творческого огня: День Культуры в Санкт-Петербурге. Сборник творческих работ школьников по темам Дня Культуры / Автор-составитель: Л.И. Уварова. – СПб.: Изд-во СПб АППО, 2009. – 144 с.

2009 год

Скачать (PDF) (Flash)

Человек будущего – человек нравственный: День Культуры в Санкт-Петербурге / Сборник творческих работ школьников по темам Дня Культуры / Автор-составитель: Л.И. Уварова. – СПб.: Изд-во СПб АППО, 2010. – 142 с.

2010 год

Скачать (PDF) (Flash)

День Культуры в Санкт-Петербурге. Земля в мерцании космических миров: Сборник творческих работ школьников / авт.-сост.: Л.И. Уварова. – СПб.: Изд-во СПб АППО, 2011. – 140 с.

2011 год

Скачать (PDF) (Flash)

День Культуры в школах Санкт-Петербурга. Помоги Земле Русской: Сборник творческих работ школьников / Сост. Л.И. Уварова. - СПб.: «Издательство

2012 год

Скачать (PDF) (Flash)