Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

Ноосферное образование – путь в Новый Мир

Эйнгорн Нонна Константиновна
профессор, Уральский госуниверситет им. А.М. Горького, г. Екатеринбург

 

Человек и человечество – у порога Нового Мира. Существует справедливое мнение о том, что со старым сознанием не войти в Новый Мир, да и сам этот Новый Мир может оказаться недоступным «страждущему и мечущемуся человечеству» (Е.Н. Трубецкой). Степень опасностей жизнедеятельности человеческого рода на планете Земля настолько велика, что поиск апокатастасиса (всеобщего спасения от всеобщей гибели) требует кардинального изменения мировоззрения и мироотношения человека, требует поистине прорыва к новому мировидению, к новому пониманию человека не просто как Homo sapiens (человека разумного). Чело-Век, наше родовое имя означает, что каждый из нас – Чело Веков, носитель Вечного и в этом смысле Высшего разума. Но пока – носитель потенциальный, не раскрывающий и не реализующий этой поистине великой возможности, данной человеку самим фактом вхождения в этот Мир не камнем, не растением, не животным, а именно Человеком.

Заниженность самосознания, непонимание своего Места, своей Роли и своей Ответственности в Жизни обусловлены социумной парадигмой образования и воспитания. Ведь традиционно цели и задачи нашей отечественной системы образования сводились к необходимости формирования социально адаптированной, социально послушной и социально полезной личности. Успешно вписаться в социум, успешно в нем обустроиться является естественной потребностью и самой личности. Но беда в том, что развитие социума исторически шло по деструктивному пути. Культура и цивилизация, созданные разумом и трудом человека, все более лишают человека природосообразной, биоадекватной жизни. Прогрессируют наука, техника, материальная культура, а человек на фоне собственных же созданий становится все более регрессирующим, разрушающимся физически и духовно. И в аксиому превращается утверждение А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Чтобы остановить этот процесс разрушения и саморазрушения человека и человеческого рода, чтобы опровергнуть гипотезу тупика человеческой эволюции в теории и на практике, необходимо научное обоснование и безотлагательное внедрение в образовательную практику качественно новой парадигмы, выводящей человека за пределы исключительно социальной детерминации, социального пространства. Ведь сам социум, а вместе с ним и человек принадлежат и обусловлены планетарной жизнью Земли, жизнью Вселенной (А.Л. Чижевский. Колыбель жизни и пульсы Вселенной).

Эко-дом, вместилище человека, многоуровнево, полисферно, иерархично, универсально. Социальная оболочка, социальная сфера – это ближайшая, непосредственно окружающая человека сфера, но далеко не единственная и не самая адекватная для гармоничного развития человека. Сам социум дисгармоничен и деструктивен именно потому, что развивался и развивается вопреки законам природы, законам Универсума, законам Бытия. Законы социума и законы Бытия не только не совпали, но все более конфликтным становится их взаимодействие (А. Манегетти. Система и личность; А. Маслоу. Психология Бытия).

Суть этого конфликта состоит в том, что человечество пошло по пути потребительско-завоевательского отношения к окружающему миру, нарушая порядок, баланс в этом мире, опустошая и разрушая его, внося хаос. Речь идет о пока доминирующей над гармонизацией мира тенденцией. О совершенстве и гармонии человек не переставал мечтать, но суммарный эффект жизни человечества на Земле, к сожалению, оказывается все более разрушительным. Разрушение накапливается и все более начинает преобладать над созиданием. Тяжелыми, мучительными, жертвенными были и остаются поиски путей совершенствования жизни человека и общества. Методом проб и ошибок многие пути признаны неверными, неприемлемыми, бесперспективными. Можно сказать, что человечество буквально выстрадало новый путь прозрения и спасения. И это путь не социальных революций, потрясений, возврата к старому. (Например, к псевдоспасительной роли религии и церкви в перестроечной и постперестроечной России. Религии существуют тысячелетиями, но почему-то не уберегли ни человека, ни человечество от взаимо- и самоуничтожения.)

Это путь осмысленного соответствия, ответственного воплощения своей «заданности» (М. Бахтин. К философии поступка) как Чело-Века, но без мегаломании (самовозвеличивания) и теомании (самообожествления), как «долженствующей единственности в Универсуме».

Должен принципиально измениться масштаб миропонимания и понимания себя в этом мире. Для этого есть необходимые научные предпосылки, выросшие на нашей отечественной почве (исследования русских философов-космистов; известных ученых А.П. Павлова. К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева и др.). Этому новому миропониманию должна соответствовать новая стратегия, новая концепция, новая парадигма отечественного образования. В перспективе – это универсумная парадигма, как необходимое подготовительное и переходное звено – ноосферная парадигма образования всех уровней.

Существенным шагом к ноосферной парадигме является активно внедряемая сегодня на всех уровнях экологизация образования. Экологическое сознание, экологическая культура, действительно, уже сегодня реально открывают дорогу ноосферному образованию, его правильному пониманию и принятию. Сегодня начинает формироваться теория и практика ноосферного образования, которые переводят общенаучную теорию ноосферы на язык педагогической теории и педагогической практики. В педагогическом вестнике «Три ключа» (1999, № 3), выпущенном в свет Издательским Домом Ш. Амонашвили, опубликована статья Н.В. Масловой «Научно-теоретические основы познания и методология ноосферного образования». В этом же вестнике рассказывается о первом педагогическом опыте работы Боровской ноосферной школы в Калужской области. При Красноярском институте усовершенствования учителей работает научно-методический Центр и ноосферная школа и институт педагогических инноваций.

Концепция ноосферного образования находится в стадии становления. Инстинкт самосохранения человека и человеческого рода привел нас к необходимости этого нового универсально-мировоззренческого вида образования. Над понятием ноосферного образования, его методологией и методиками предстоит много и совместно работать ученым-теоретикам и педагогам-практикам.

Рабочая гипотеза ноосферного образования может быть представлена следующим образом.

Поиски путей в будущее ставят концептуальную задачу: приоткрыть завесу человеческой Вселенной и понять ее как естественную составную часть большой Вселенной, Макрокосмоса, Универсума: «Без этого единства вряд ли можно говорить о глобальной стратегии человечества» [1].

Первым уровнем этой стратегии является коэволюционная стратегия взаимодействия биосферы и человека, требующая кардинального изменения наших научно-исследовательских установок и установок в сфере всех уровней образования. Коэволюция – совместная, взаимозависимая и взаимообусловленная эволюция природы и человека, биосферы и ноосферы, биологической и социокультурной эволюции. Коэволюционная стратегия позволяет наметить пути синтеза между эволюционизмом в биологии и эволюционизмом в социокультурных науках. Коэволюционная стратегия выдвигает новые ориентиры человеческой жизнедеятельности; новые формы экологической сбалансированности и динамического равновесия человека и природы, правовые регулятивы вторжения человека в природные экосистемы; определяет ценности биосферной экологической этики, направленной на поддержание, защиту и расширение жизни, на увеличение ее разнообразия. «Тем самым создаются глубинные истоки экологического кризиса и намечаются пути выхода из него – подчинить материально-техническую деятельность человека целям совершенствования биосферы, осознать сложное взаимоотношение между организованностью биосферы и организованностью ноосферы»[2].

Что означает эпоха ноосферы? Как решить проблему спасительного взаимоотношения человека и природы? Как определить место человека во Вселенной? Как наилучшим образом открыть внутреннюю Вселенную человека, его микрокосм? Создатель учения о ноосфере В.И. Вернадский утверждал: «Биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно в ноосферу»[3].

Ноосфера – единственно возможный путь дальнейшего продолжения развития жизни на человеческой социальной стадии. Вновь создавшийся геологический фактор – научная мысль – меняет явления жизни, геологические процессы, энергетику планеты. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете, – писал В.И. Вернадский. – В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету»[4]. Наступило время правнуков В.И. Вернадского. Мы отстали по времени от прогнозов нашего знаменитого соотечественника на целое поколение. А промедление буквально «смерти подобно», гибели всего человечества, так как, как отмечает академик Н.Н. Моисеев, биосфера может перейти в новое состояние (без человека) за очень короткий срок: «Катастрофа может разразиться совершено неожиданно и столь стремительно, что никакие наши действия уже ничего не смогут изменить»[5].

П. Данеро сформулировал закон необратимости взаимодействия человека-биосферы (1957): возобновимые ресурсы становятся невозобновимыми в случае глубокого изменения окружающей среды, значительной переэксплуатации естественного ресурсного потенциала[6].

Сегодня специалисты утверждают о начале самодеструкции биосферы. Умирание же биосферы неизбежно приведет к исчезновению человечества, причем человечество может исчезнуть гораздо раньше наступления деструктивного состояния биосферы. Вот почему необходимо объединение усилий ученых естественных и социально-гуманитарных наук для определения параметров «роковой черты», необходима «обширная научная программа изучения предельно допустимого загрязнения атмосферы и океана, предельно допустимого сокращения генетического разнообразия, деформации почвенных покровов и т.д.»[7], деформации и деградации общества и человека. Все подобные программы должны носить принципиально международный характер и проводиться под эгидой ООН, ЮНЕСКО.

Наряду с научными исследованиями необходима всеохватная просветительская, образовательная работа. Необходимо, чтобы каждый человек на Земле имел представление об окружающей среде, о трудностях и опасностях жизни человека и общества. Для этого нужно не просто организованное на всех уровнях образования и просвещения распространение ноосферных знаний, нужна своеобразная «экологическая атмосфера» в мировом сообществе (Н.Н. Моисеев). В просвещенном сознании людей должны утвердиться «экологический приоритет», «экологический императив» с обязательной этической, морально-нравственной доминантой, необходимым «нравственным императивом» настоящего, а тогда и будущего времени, будущей жизни.

Ноосферное образование – часть ноосферного пути развития будущей России. Процессы обучения и воспитания влияют прежде всего на мышление человека, а должны влиять и на его нравственность: «Истинный гуманизм – это реальная помощь человеку в преодолении всех ограничений на пути к счастью, к гармонии с собой, другими людьми, миром. Понимание Этики как ненарушения естественного базового права человека развиваться гармонично своей природе, организация природообразного процесса познания – важнейшие характеристики ноосферного образования»[8].

 ____________________________________

[1] Моисеев Н.Н. Человек и Ноосфера. М., 1990.С. 348.
[2] Карпинская PC, Лиссев И.К. Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. С. 12.
[3] Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1998. С. 431.
[4] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1998. С. 509.
[5] Моисеев Н.Н. Природный фактор и кризисы цивилизации // Общественные науки и современность. 1992. №5. С. 91.
[6] Когай Е.А. Учение о биосфере и биосферный класс наук // Социально-гуманитарные знания. 1999. №3. C. 105.
[7] Моисеев Н.Н. Человек и Ноосфера. М., 1990.С. 339.
[8] Новые концепции // Три ключа. Педагогический вестник. 1999. №3. С. 131.

 


Источник: Идеи космизма – педагогике и образованию: место человека на пути эволюции
/ Материалы науч.-пед. конф. Екатеринбург, 14-15 марта 2008 г.
– Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. – С. 161-167.