Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

День Культуры в школе № 23 Санкт Петербурга

Мероприятия проводятся ко Дню Культуры, в этом году посвященному теме «Пылайте сердцами, творите любовью», а также к Международному дню дружбы, провозглашённому Генеральной Ассамблеей ООН 27 апреля 2011 года, для реализации функции школьной библиотеки по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Мероприятия ко Дню Культуры-2018

ГБОУ школа № 23 Невского района Санкт-Петербурга

Название:

Организация книжных выставок «Мы – друзья с огромным сердцем» (для начальной школы) и «Равнодушие – путь к одиночеству» (для средней и старшей школы). Беседы у книжных полок, тематические уроки.

Место проведения:

Россия, Санкт-Петербург, ГБОУ средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением финского языка Невского района Санкт-Петербурга.

Дата проведения: апрель 2018 г.

Возраст участников: 8-12 и 12-15 лет.

Цель: на примерах из литературных произведений и случаях из жизни сформировать у обучающихся представление о важности жить энергичной, полной жизнью, общаться и дружить в «реальном» мире, быть энтузиастом, иметь большой круг интересов.

Задачи:

1. Раскрыть сущность дружбы и товарищества как высших человеческих проявлений. Показать необходимость дружбы в семейной и общественной жизни. Определить ценность дружбы в жизни участников мероприятия.

2. Поговорить о дружбе как позитивном энергообмене, воодушевляющем на активное созидание, доброжелательное и ответственное отношение к миру, самореализацию.

3. Показать, как равнодушные люди безучастны к жизни, неуспешны.

Идея: Мероприятия проводятся ко Дню Культуры, в этом году посвященному теме «Пылайте сердцами, творите любовью», а также к Международному дню дружбы, провозглашённому Генеральной Ассамблеей ООН 27 апреля 2011 года, для реализации функции школьной библиотеки по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Актуальность темы обусловлена заботой о сплочении классов в средней и старшей школе, преодолению индивидуализации: известно, что в этот период часто разрушаются привычные дружеские связи, появляется разобщенность, равнодушие некоторых ребят к учебе и жизни класса.

Размышляя о теме, я по-своему переформулировала ее: «Пылайте сердцами – живите с любовью». Действительно, если человек живет с «огнем в груди», то и проявляется это во всем: он энтузиаст в работе, он дружит и любит, он живет в гармонии с природой, имеет активную жизненную позицию и большой круг интересов. Такой человек полон энергии и заряжает ею окружающих, он открыт и доброжелателен. У него много друзей: люди тянутся к нему. Он успешен, т.к. его энергия обеспечивает движение, которое непреклонно влечёт его к победе.

Само слово «энтузиазм» в переводе с греческого языка означает «Бог внутри»: это про огонь, рождающийся в груди того, кто страстно вовлечён в какое-то дело, работу или жизнь в целом.

Равнодушный же человек одинок не только отсутствием друзей: он обедняет свою жизнь отсутствием цели, интереса к жизни. Он безучастен ко всему, его не интересует саморазвитие и реализация, он «тлеет», «существует». Поэтому возникла идея двух выставок-«антагонистов».

Участники мероприятия были разделены на две возрастные группы.

Обучающимся начальной школы адресована выставка о дружбе. Для старшей школы, на примере произведений из школьной программы, работа была ориентирована на тему о преодолении одиночества как следствия равнодушия к жизни. Однако, эти выставки лучше работают вместе, с поправкой на возраст аудитории.

Содержание выставок

1. Выставка «Мы – друзья с огромным сердцем».

С наполнением этой выставки не возникло сложностей: тема дружбы в большей или меньшей степени затронута во множестве литературных произведений. Мировая литература полна примерами дружбы; имена «книжных» друзей, начиная с античных Ореста и Пилада, стали нарицательными. Поэтому было принято решение взять самые читаемые, узнаваемые и красочные книги библиотеки.

Выставка состоит из трех разделов: «Друзья друг другу», «Друзья Планете», «Друзья познанию». Идея такова, что люди увлеченные, с «пытающим сердцем», энтузиасты зажигают своей энергией, притягивают друзей, творят добро «братьям нашим меньшим» и увеличивают свои знания о мире, путем саморазвития через чтение научно-популярных книг, энциклопедий.

Вся выставка озарена «солнцем», расположенным в правом верхнем углу выставочного стеллажа, а «лучи» идут по полкам, «озаряя» представленные экспонаты. Это символ: люди «с огнем в груди» дарят свое тепло, притягивают к себе и освещают все вокруг живительным светом.

Первый раздел выставки: «Друзья друг другу». Представлены книги – признанные образцы мировой классики, содержащие примеры настоящей дружбы:

1. В центре композиции, наверное, самый яркий образ дружбы в мировой литературе – книга А. Дюма «Три мушкетера» (М.:Белый город, 2003. – 49 с.,ил.), литературно обработанная для детей младшего и среднего школьного возраста.

2. Дружинина М.В. Классный выдался денек!. – М.: Дет.лит, 2010. – 171 с., ил. – (Школьная библиотека) – сборник рассказов о современных девчонках и мальчишках: озорниках, непоседах, фантазёрах. Вот уж у кого "время никогда не тянется бесконечной жвачкой"!

3. Твен М. Приключения Тома Сойера; Приключения Гекельберри Финна: Повести/ Пер. с англ. – СПб.: Лениздат, 1993. – 495 с., ил. – (Библиотека для детей). – Классическая история о приключениях неразлучных друзей Тома Сойера и Гекльберри Финна уносит читателей в мир детства, где царствуют безудержная фантазия, озорство и неутомимая энергия.

4. Крюкова Т.Ш. Женька Москвичев и его друзья. – М.: Самовар, 2013. – 110 с., ил. – (Школьная библиотека). – Истории про неразлучных друзей от любимого детского писателя. «Если бы Женьку Москвичева и Леху Потапова сложить, а потом разделить пополам, то получилось бы два… в меру бойких, … в меру стойких…обыкновенных средних ученика… Они представляли собой полную противоположность друг другу… но они были неразделимы».

5.  Драгунский В. Где это видано?...: Сборник рассказов. – М.: Астрель, 2003. – 173 с., ил. – (Хрестоматия школьника). – Признанный шедевр детской прозы, любимый тремя поколениями читателей. Сборник рассказов Дениски Кораблева – мальчика с открытым добрым сердцем. Он рассказывает о своей дружбе с Мишкой, родителях, учебе в школе, своих приключениях и нравственных открытиях.

6. Яковлев Ю.Я. Верный друг: Повести. – М.:Детлит, 1990. – 271 с., ил. Книга содержит повесть о жизни Саманты Смит, простой американской девочки, «самого маленького миртворца», которая своим горячим сердцем растопила лед «холодной войны».

Второй раздел выставки: «Друзья Планете». Здесь представлены экспонаты, посвященные созидательному отношению человека к природе.

1. Зубко В.И. Воспитай щенка. – М.: Патриот, 1992. – 176 с., ил. – («Практическое руководство о выращивании здоровой, умной и дисциплинированной собаки»).

2. Рябинин Б.С. Друг, воспитанный тобой. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1977. – 214 с., ил. – (Еще одна книга на эту тему, однако, в ней больше внимания уделено зоопсихологии, а также содержится «Очень Важная Глава "Хочешь иметь друга – будь сам другом!"»).

3. Юный натуралист. – 2013. – № 5 – (Юбилейный номер, перепечатавший обложку журнала за 1938 г. с портретами детей-юннатов. – Самому известному журналу СССР и России для школьников о живой природе в этом году исполняется 90 лет!)

4. А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц. – М.: Эксмодетство, 2017. – 112 с., илл. (Книги – мои друзья). (Все мы знаем расхожую фразу Лѝса «Мы в ответе за тех, кого приручили»).

На эту же тему и следующая книга:

5. ДиКамилло К. Спасибо, Уинн-Дикси: Повесть /Пер. с англ. О.Варшавер. – М.: Махаон, 2009. – 176 с., ил. – (Рассказ о дружбе, которая стала возможной благодаря собаке Уинн-Дикси. Девочка, брошенная своей матерью, чувствовала себя одинокой, как и многие жители городка, в который она приехала. Однако благодаря Уинн-Дикси, они все смогли обрести друг друга и согреться душой).

6. Коптяева А. Как я была доктором: рассказы. – М.: Детлит, 1988. – 48 с., ил. – (Сборник рассказов о простых деревенских людях – наших современниках, живущих в гармонии с природой).

Третий раздел выставки: «Друзья Познания» или, для маленьких участников: «Мой друг – Пишичитай» (аллюзия на серию рисованных мультипликационных фильмов режиссёра Юрия Прыткова 1978-80 гг. – для оформления использованы кадры и шрифты из мультфильма).

В этом разделе помещены выпуски журнала «Наш друг – компьютер», книги о книге (Горбачевский Б. В стране книголюбов. – М.: Детлит, 1979. – 159 с., ил., и Мегаи Л. Книжка о книжке. – Будапешт, Корвина, 1976), а также энциклопедии, справочники и прочее.

Мы поговорили о дружбе между людьми, о дружбе с домашними животными. В этом разделе с младшими школьниками предполагается беседа о «дружбе с книгой», «учении с увлечением». Идея раздела – люди с горячим сердцем обладают пытливым умом, тянутся к знаниям.

Старшим школьникам напоминалось, продолжая тему «страстного» отношения к жизни, что для того, чтобы обладать ценностью, страсть должна сопровождаться знанием. Перед тем, как дать себе волю, мы должны удостовериться, что объект нашей страсти – достойный и не разрушительный. К примеру, те, кто находится в духовных поисках, должны проявить осторожность, прежде чем присоединиться к новой группе (чату и проч.): изучить наполнение, состав участников и т.п.

   

 

2.Выставка «Равнодушие – путь к одиночеству». Выставка выполнена в черно-серой гамме, эффект должен усиливаться черными тучами. Выступает антитезой к первой выставке, расположена на стеллаже напротив.

На выставке подобраны произведения из школьной программы о равнодушии людей друг к другу и обществу, в котором они живут, а также о равнодушии людей к природе. В конечном итоге, равнодушие ведет к саморазрушению личности, распространяется на все составляющие жизни – люди живут «на автомате» работа-дом, пытаясь встряхнуть себя острыми ощущениями, излишествами и дурными пристрастиями (об этом мы говорим с посетителями – старшими школьниками).

Многие философы считали равнодушие самым страшным грехом, т.к. такой человек способен на любое предательство и преступление. В нем нет эмпатии – способности чувствовать другого человека. Здесь же мы вспоминаем слова А.П. Чехова: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть», рассуждаем с участниками выставки о духовном обнищании и вытекающими из него агрессии и жестокости.

На первой полке (напротив раздела «Друзья друг другу» выставки «Мы – друзья с огромным сердцем») представлены классические произведения из школьной программы, где главные герои – равнодушные жестокие люди или претерпевают равнодушное отношение общества к себе: «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Обломов» И.А.Гончарова, сборник рассказов А.П.Чехова, содержащий рассказы «Крыжовник», «Ионыч», «Господин из Сан-Франсциско» И.А.Бунина и др.

На второй полке (напротив раздела «Друзья Планете» выставки «Мы – друзья с огромным сердцем») представлены произведения: «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Л.Васильева, «Белый Бим Черное ухо» Г.Н. Троепольского, «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина – книги о жестоком отношении человека к природе и животным.

Центральным местом экспозиции является реальное объявление, взятое с сайта «Авито.ру»: люди наигрались с котенком и хотят от него избавится. Рядом картинка – котенок на улице. Библиотекарь рассказывает посетителям, что по статистике, голодная кошка умирает на морозе в –7°С в течение получаса и что редкое бездомное животное доживает до 3 лет.

   

 

Информация к размышлению

Мероприятие произвело впечатление на участников. Многие делились своими личными историями, обсуждались ситуации в классе, известные события.

Воспитание книгой позволило преподнести нужную информацию в доступной форме, вводя ребенка в мир человеческих взаимоотношений и давая пример для подражания, который иногда сложно найти в действительности. Рассказы о дружбе, о сверстниках, воодушевлённых какой-то совместной детальностью (ребята припомнили повести Н.Носова «Дневник Коли Синицина» и «Веселая семейка»), может оказать огромное воспитательное влияние.

Подлинным открытием для участников мероприятия стала рекомендованная библиотекарем книга о жизни Саманты Смит (Ю.Яковлев «Верный друг»). Современным детям это имя не знакомо, им было сложно представить, как ребенок может помирить две супердержавы и поверить в то, что голос ребенка что-то значит во взрослом мире. Участники узнали о Медали Четырёх Девочек (Тани Савичевой, Анны Франк, Садако Сасаки и Саманты Смит), и о том, что значили эти девочки тогда и что их имена значат для нас сейчас. Слушатели поверили, что в их силах поменять свою жизнь и жизнь близких людей.

Участники мероприятия заметили (вполне справедливо), что книги о дружбе представлены, в основном, для детей младшего возраста, а о предательстве и равнодушии – для старших читателей. Однако, затруднились назвать книги о верной дружбе взрослых людей, предположив, что «жизнь – сложная штука, в ней не бывает все безоблачно». Вообще, разговор о дружбе шел тяжело, вызывал иронические замечания. Многие ребята признавались, что «с одноклассниками у меня мало общего…, все мы заняты подготовкой к ЕГЭ, дружить особо некогда».

Вместе с тем, старшеклассники на уроке русского языка продемонстрировали затруднение при написании сочинения на тему «Равнодушие – путь к одиночеству»: возникли сложности при подборе аргументации. Прежде всего, приходили на ум произведения о героях неравнодушных, что лишь частично соотносилось с темой. Благодаря выставке, участники смогли вспомнить подходящие примеры из классики. Так, некоторые участники мероприятия открыли для себя новый взгляд на изученные «Мертвые души»: ведь «мертвыми» душами можно назвать равнодушных к себе и стране помещиков, которых интересуют только деньги и сплетни.

А в заключении был задан риторический вопрос: «Почему с возрастом искренние и пылкие дети утрачивают свой энтузиазм и становятся равнодушными к своей жизни подростками и взрослыми людьми?» Может быть, на него сумела ответить школьный психолог, предположив, что дело в выученной беспомощности, когда, после ряда неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды, смиряешься и прячешься в равнодушие. И можем ли мы – взрослые, педагоги – как-то повлиять на эту практику?..

Данилова Ольга Владимировна
заведующая библиотекой ГБОУ школы №23