Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

Николай Константинович Рерих (1874 - 1947)

NKR2
Николай Константинович Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Горячий патриот, постоянно думавший о благе русского народа и творивший для него, художник, учёный, философ, деятель культуры, писатель, путешественник. Его необычная жизнь характеризуется многогранностью творческих устремлений.

Николай Рерих родился 9 октября 1874г. в Петербурге, в семье известного нотариуса. Рос он необычайно впечатлительным и любознательным ребёнком.

Беззаботная пора промелькнула незаметно, и в восьмилетнем возрасте Н. Рерих перешагнул порог гимназии. Уже в этом возрасте у него стали чётко формироваться интересы к живописи, театру, истории, археологии, путешествиям, проявилась любовь к литературе, особенно к поэзии.

В 1893 году Николай Рерих окончил гимназию и осенью этого же года сдал вступительные экзамены в Академию художеств и одновременно, по настоянию отца, поступил в Петербургский университет на юридический факультет.

Пытливый интеллект Николая Рериха не знал покоя. Мир, раскрывавшийся перед ним, просился на полотна и в то же время требовал досконального изучения. Обязательные программы Академии и Университета не могли утолить страстную жажду знаний. Диапазон интересов Рериха, кажется, был безграничен. Он изучал книги о персидских захоронениях, о южноамериканских аллигаторах, классиков Эллады, читал сочинения О. Бальзака, А. Франса, Л. Толстого, труды по юриспруденции, общей истории, истории искусств, музыковедению, литературоведению.

30 октября 1895 года Н. Рерих зачислен в мастерскую А.И. Куинджи. Впоследствии Рерих неоднократно вспоминал: «Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни». Действительно, как педагог, как художник и, наконец, как человек Куинджи во многом отвечал идеалам Рериха.

В ноябре 1897 года в Академии художеств состоялся торжественный акт вручения дипломов на звание художников. Это звание присвоили и Николаю Рериху за его картину «Гонец. Восстал род на род». Прямо с выставки «Гонец» был приобретён П.М. Третьяковым (для своей коллекции).

Посмотрев картину «Гонец», Л.Н. Толстой сказал Рериху: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше - жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывёт!». Напутствие Л.Н. Толстого «держать руль выше» вдохновляло на новые творческие дерзания.

В 1901 году Н.К. Рерих назначается секретарём Общества поощрения художеств. Но не смотря на большую загруженность, Рерих продолжает заниматься живописью.

В 1903-1904 годах Николай Рерих посетил более 40 русских городов. Сказания, обычаи, ремёсла, народная музыка, старинная одежда, архитектура давали художнику обильную пищу для творчества. Изучая русскую культуру , Рерих приходит к убеждению, что в течение многих веков восточные влияния на Русь были более действенными, чем западные. Следовательно, нужно изучать именно восточные влияния. Н.К. Рерих выступал решительным противником всех, кто считал, что прогресс России начался с деятельности Петра I и что именно Пётр I приобщил Россию к подлинным сокровищам культуры и цивилизации. Отвергая подобные взгляды, Рерих говорил о неправильном понимании допетровской Руси, которая во многих отношениях ничем не уступала Европе. Эти же идеи художник проводит и в своей живописи.

Показывая далёкие времена, Н. Рерих как бы задаёт вопрос - не растеряли ли мы на пройденных путях нечто очень нужное, не пренебрегли ли той «стариной» , которая никогда не стареет? По мнению художника, к ней относятся чувство человеческого достоинства, доброжелательство в людских отношениях, самобытность жизненного уклада и извечное стремление к красоте, к совершенству.

Весной 1906 года Н.К. Рериха утверждают директором школы Общества поощрения художеств. Терпение, последовательность, организаторский талант, его умение сотрудничать с людьми сделали школу одним из самых крупных и демократических учебных заведений страны.

Наступал 1914 год - год начала войны.

Предчувствия грозных событий и стремление подчинить свои духовные искания общественным интересам сблизили Н.К. Рериха с А. Блоком. В этом случае можно говорить и о творческом «сродстве душ». Было много общего между внешней сдержанностью и внутренним пыланием Рериха и Блока. Общественная деятельность Н.К. Рериха неизбежно привела к знакомству с М. Горьким. они познакомились семьями и стали бывать друг у друга дома. Рерих высоко ценил писательский талант Горького, обращался к нему за советами.

В начале Первой мировой войны Николай Рерих вынес на обсуждение общественности вопрос о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры, а также попытался придать ему государственное значение. Также он принимает активное участие в работе русского Красного Креста. По инициативе Рериха создаются специализированные классы для обучения раненых при школе Общества поощрения художеств.

В начале 1915 года Николай Рерих заболел воспалением лёгких. Когда кризис миновал, врачи пришли к заключению, что художнику противопоказано жить в большом городе. В декабре 1916 года Рерих арендовал в Сортавале дом недалеко от Ладожского озера, среди соснового леса и переехал туда с семьёй на постоянное жительство. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать туда и заниматься делами школы Общества поощрения художеств.

Однако, после революции 1917 года контакты с теперь уже Советской Россией продолжались не долго. В мае 1918 года финская буржуазия с помощью германских войск установила в своей стране реакционный режим, и государственная граница между Финляндией и Советским Союзом была наглухо закрыта.

Но ещё задолго до Октябрьской революции у Рериха сложилось твёрдое убеждение, что его личный долг перед обществом заключается в сближении духовного наследия Востока с новейшими научными открытиями и прогрессивными социальными учениями. Успешное осуществление такой задачи требовало живой связи с народами востока, с их древней культурой и неумирающими традициями.

Ещё до войны (1914года) Николай Рерих пользовался за границей большой популярностью. И он отправляется в Англию, для того, чтобы добиться разрешения посетить Индию, так как она в то время была английской колонией.

Далее в 1920 году выставочное турне по США: Нью-Йорк и ещё 28 городов. Художнику сопутствовал ошеломляющий успех. Он знакомил слушателей с достижениями русской культуры, призывал к взаимопониманию и культурному сотрудничеству.

Подготавливая поездку в Индию, Николай Константинович не переставал думать о возвращении в Россию. Он писал из Лондона: «Работаю. Готовлю выставку. Конечно, можно и здесь прожить, найти свою публику и средства, но ведь без России как же? Ведь я русский учёный и могу путником пройти по миру; но ведь огонёк дома должен гореть в России».

В США Рерих продолжал общественно-просветительскую деятельность. Художник борется за такое искусство, которое способствовало бы сближению разных народов. Этой идеей руководствуется Рерих, организовывая Институт Объединённых искусств в Нью-Йорке. Почти одновременно в Чикаго было учреждено объединение художников «Пылающее Сердце», а в сентябре 1922 года возник международный культурный Центр «Венец Мира», призванный осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран.

При непосредственном участии Николая Рериха вначале тридцатых годов была создана Всемирная Лига Культуры и выдвинута им идея проведения Всемирного Дня Культуры.

Уже после отъезда художника в США, 17 ноября 1923 года, его друзьями и сторонниками был открыт в Нью-Йорке Музей имени Рериха, куда Николай Константинович передал свыше 300 своих произведений.

Наконец, после многих усилий художник со всей своей семьёй отправляется в Индию. Там в 1925-1928 гг. была совершена уникальная Центрально-Азиатская экспедиция.

В 1929году Рерих вторично поднимает вопрос об охране культурных ценностей, которые должны быть охраняемы не только в военное, но и мирное время. И, наконец, после больших усилий и борьбы сторонников этой инициативы 15 апреля 1935 года в Нью-Йорке Президентом США Рузвельтом и представителями других стран был подписан Пакт Мира (Пакт Рериха).

В мае 1954 года Пакт Рериха был принят за основу при подписании межправительственной Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. А в 1968 году к этой Конвенции присоединился и Советский Союз.

Во время Великой Отечественной войны Николай Рерих всей душой болел за советский народ, за Родину. В Индии было проведено несколько выставок художника с продажей картин. Сборы с этих выставок были направлены в пользу Советского Красного Креста и на военные нужды армии.

Сразу после окончания войны Николай Рерих начал подготовку к переезду в Советский Союз. Свыше 400 картин, лично отобранных художником, упаковывались под его наблюдением в ящики, для отправки в Советский Союз, а всего к этому времени было написано около 7000 картин, которые разошлись по всему миру.

Но отъезду не суждено было состоятся. Художник ушёл из жизни 13 декабря 1947 года.

​Всей своей жизнью и всем своим многогранным творчеством Николай Константинович Рерих призывал человечество к единению и содружеству. Самое главное, утверждал  он, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты.