Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

Будущее, которое мы создаём своими руками…

День Культуры в школе № 326 Санкт-Петербурга

В 2015 году вся мировая общественность будет отмечать событие особой важности – восьмидесятилетие подписания Пакта Рериха. И сам день подписания Пакта – 15 апреля – в нашем городе является праздником – Днём Культуры. Не может не радовать то, что с каждым годом всё больше школ участвуют в праздновании этого Дня, что растёт и число участников ставшего традиционным городского конкурса сочинений.

Будущее, которое мы создаём своими руками…

День Культуры в школе № 326 Санкт-Петербурга

           

В 2015 году вся мировая общественность будет отмечать событие особой важности – восьмидесятилетие подписания Пакта Рериха. И сам день подписания Пакта – 15 апреля – в нашем городе является праздником – Днём Культуры. Не может не радовать то, что с каждым годом всё больше школ участвуют в праздновании этого Дня, что растёт и число участников ставшего традиционным городского конкурса сочинений.

Наша школа тоже начинала с участия в этом конкурсе: темы, предложенные Оргкомитетом, заинтересовали своей глубиной, давали возможность порассуждать на актуальные, волнующие молодых людей вопросы. Для нас, учителей словесности, стало очевидным, что это – плодородная почва для воспитания современных школьников.

Но, чтобы говорить с детьми на подобные, очень серьёзные темы, необходимо было продумать сопутствующие формы работы. Очень важно помочь нашим детям понять, прочувствовать и принять сердцем такие понятия, как милосердие, бескорыстие, духовность, порядочность, совесть, честь, долг; способствовать «формированию у них представления о человеке как неотъемлемой части мира, находящегося с ним в неразрывном единстве, и воспитанию культуры чувств». Так и возникли Проекты «Я – петербуржец, а это значит…» и «Чтение – вот лучшее учение», а это: ученические конференции, диспуты, беседы, конкурсы творческих работ. Необходимо было и учитывать специфику нашей школы: здесь учатся дети более десяти национальностей, многие из которых плохо владеют русским языком, не знакомы с русской культурой. А, как известно, именно культура – «лучший связной между народами». Или, как писал Д.С. Лихачёв, «культура – это огромное целостное явление, которое делает людей из просто населения – народом, нацией». 

На своих уроках, на классных часах мы говорим с детьми о правах Культуры: право на защиту, на уважение, на бережное отношение к себе. Говорим о людях, являющих собой образец истинного петербуржца, по-настоящему культурного человека. Говорим об ответственности каждого из нас за всё происходящее на планете. Нам важно помочь детям определиться в своём будущем, найти своё место в жизни. Ведь так грустно, когда ученики выпускного класса за два-три месяца до окончания школы понимают, что ещё «не определились» в этой жизни, не знают, чем хотят заниматься, куда поступать… Надо ли говорить, откуда « получаются» безграмотные экономисты, ненавидящие детей педагоги, бездушные врачи… Как не вспомнить здесь Н.К. Рериха, который призывал постоянно задумываться над тем, что есть главное в человеческом существе – это «жизнь души», и его слова: «Любите Родину… Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные… Даны дарования во всех областях искусства и знания. Дана мысль об общем благе. Дано познание труда и бесстрашная устремлённость к обновлению жизни». А М.Б. Пиотровский назвал культуру «ДНК человечества».

В этом учебном году все дела, в том числе и традиционные, проводимые Методическим объединением учителей словесности, посвящены Году Культуры. Неделя русского языка и литературы, в рамках которой был проведён терминологический диктант, конкурс сочинений «Культура – это движение вперёд», уроки внеклассного чтения «Не позволяй душе лениться!», старт исследовательской деятельности «Прояснение слова», прошла под девизом «Культура – врата в будущее».

Культуре вообще и духовной культуре, в первую очередь, было посвящено и главное дело этого учебного года – общешкольное мероприятие Родительский День в библиотеке: итог большой работы по изучению проблемы чтения в современной школе, проблемы общения, воспитания, взаимоотношений в семье… Участники Дня – дети, родители, педагоги, сотрудники библиотеки, гости – говорили о духовных ценностях: о памяти, о традициях, о культуре отношений… В работе Дня приняли участие Учёный Совет, Совет родителей, Экспертный Совет старшеклассников, Совет юных читателей. Выставки, театрализованные действа, презентации, литературно-музыкальная композиция, интервью с участниками и гостями, конкурсы – всё это было на празднике (а именно праздником и стал для всех этот День).

Каждый год, являясь участниками городского конкурса, в своих сочинениях наши дети рассуждают о русской истории и её богатырях, о духовных подвижниках России и о нашей планете Земля, но темы этого года заставили ребят размышлять о главном, философском – для чего живёт человек, что значит быть культурным? Лучшие работы стали участниками городского конкурса «Лишь культурными ценностями живо человечество».

В этом году день 15 апреля начался с радиопередачи, посвящённой Дню Культуры в Санкт-Петербурге. 

В этот день прошли классные часы:

– Что такое КУЛЬТУРА и почему надо беречь культурные ценности?

– Пакт Рериха и его мировое значение.

– Культурная столица. Культурные петербуржцы?..

– Быть культурным – это значит… 

– Н.К. Рерих и Д.С. Лихачёв – великие гуманисты мира

Ученики седьмых классов на уроке « Д.С. Лихачёв – «символ духовности» и гордость русского народа» обсуждали книгу «Письма о добром». А старшеклассники размышляли о вечных ценностях, работая в семинаре «Проявление милосердия и великодушия в современном мире».

В рамках общешкольного Проекта «От слова – к слову» ученики 6–7 классов продолжают подготовку к майской конференции «Прояснение слова». Один из традиционных конкурсов этого Проекта – «Сначала было Слово» – предложил ребятам поразмышлять над словом КУЛЬТУРА. Многогранное и необыкновенно ёмкое – духовная культура, культура речи и культура общения, великая русская культура… – оно нашло отражение в работах детей. Результатом конкурса стала открытая в этот день выставка творческих работ учащихся.

    

   

И общешкольная газета «Калейдоскоп» посвятила свои страницы Дню Культуры в Санкт-Петербурге. Юные корреспонденты взяли интервью у одноклассников и сотрудников школы; рассказали о Пакте Н.К. Рериха и Декларации прав культуры, предложенной Д.С. Лихачёвым, об истории памятной даты; напечатали выдержки из лучших сочинений.

И как отрадно было слышать такие ответы ребят на вопрос, как они понимают значение слова КУЛЬТУРА:

– Культура – это то, что делает людей людьми.

– Культура – это вечное движение вперёд, это жизнь.

– Культура – это то, чего многим из нас, к сожалению, не хватает…

– Культура – это показатель истинного петербуржца.

– Культура – это гордость и богатство страны, это то, что надо беречь, чтобы передать другим поколениям.

Эти высказывания вселяют веру и надежду на светлое будущее. Будущее, которое мы создаём своими руками.

 

Андрейчук Галина Борисовна, Жеренкова Елена Вячеславовна
учителя русского языка и литературы школы № 326, 
Санкт-Петербург, 2014 год.

​