Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

Культура – Врата в будущее

К преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами [1]. В Новый, грядущий мир со старыми знаниями не войти – нужны новые, более полные сведения о современном мире, а также переосмысление самих основ жизни.

Культура – Врата в будущее

К преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами [1]. В Новый, грядущий мир со старыми знаниями не войти – нужны новые, более полные сведения о современном мире, а также переосмысление самих основ жизни.

Новая эпоха принесет, как завещано [2], великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости, сослужения Общему благу.

Будущий, Новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты. Обновление будет заключаться также в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом [3] . Но все это возможно лишь на основе единения и взаимоуважения среди людей и, в первую очередь, наиболее просвещенных умов и сердец, которые во многом помогут утвердить этот Новый мир, и чему также будет способствовать развитие движения Культуры.

В лучшее будущее без Культуры не войти –

– без осознания и сбережения прошлых достижений,

– без устремления личности к самоусовершенствованию и культуротворчеству.


ОСОЗНАТЬ И СОХРАНИТЬ КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОШЛОГО

Из древних, чудесных камней
сложите ступени грядущего [4]

 

По-настоящему осознать творческие достижения человечества, накопленные в истории, значит проникнуться глубокой благодарностью и уважением к трудам великих подвижников, к тем духовным ценностям, которыми живет человечество и благодаря которым осуществляется общественный прогресс.

«Зачем это нужно?» – может спросить либо ребенок, либо малокультурный, инфантильный взрослый человек. Ответ на этот вопрос прост: не осознав Прекрасное – не уберечь Красоту, которая и подвигает человека к творчеству, умножая духовную сокровищницу Культуры. Не сберегут люди эту Красоту – жить им в серости будней и тьме невежества, в торжестве безобразия и насилия, поскольку именно Культура привносит в жизнь и самые нужные знания, и свободу, и помогает украсить саму жизнь.

Но главное, стремясь постичь глубины мастерства создателей произведений мировой Культуры («какое счастье – следить за мыслью гения!»), мы учимся понимать жизнь и все прекрасное в ней, а понимая, мы приходим к убеждению, что сокровища мира – все то священное, познавательное и прекрасное, что мы сегодня ценим – должно быть сохранено для Будущего.

Не нужно убеждать, скажут некоторые, что всякое сокровище стоит денег, значит, приносит пользу. Однако мало кто помнит, что любая материальная культурная ценность имеет еще и ценность духовную, которая, в отличие от ценности материальной, имеет особенность быть неистребимой. Именно в этой вечности жизни отличие Культуры от преходящей цивилизации (о чем речь пойдет дальше).

Осознание мировых и культурных сокровищ приходит не вдруг, и чтобы этот процесс не затянулся на долгие годы, надо с самых ранних детских лет помочь новому поколению. Пусть и на школьном уроке, и в лекционной аудитории, и на занятии в детском саду всегда звучат слова о Культуре, и, наряду с обучением грамоте и различным законам, взрослые будут знакомить детей и молодежь с Каталогом ценностей человеческого гения.

Однако, будем помнить, что «образование не должно привязывать учащихся только к прошлому, но должно делать их вполне вооруженными, чтобы светло встретить улыбку грядущего» [5] . И это будущее требует к себе внимания – Новый мир требует сознательной к нему подготовки.

Поэтому пусть каждый учебный день будет днем Культуры, днем Просвещения, осознания света творчества и лучших человеческих достижений; пусть молодые привыкают считать каждый свой новый день днем приобщения к Знаниям и Красоте. И пусть они помнят, что так же, как Родину, Культуру нужно охранять.

И тогда идеи Международного соглашения о защите культурных ценностей прочно войдут в жизнь, и в этом будет знак Нового мира. В этом будет спасение и для самой цивилизации, техническими достижениями которой так гордятся современники и которая переживает ныне глубокий кризис.

 

В УСТРЕМЛЕНИИ К САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ – ЗАЛОГ ЛУЧШЕГО БУДУЩЕГО

Молодому поколению необходимо твердо усвоить, что есть Основы, без которых, как без фундамента, никакое жизненное построение не устоит – такими основами лучшего будущего являются: устремление к Высшему началу, мирное построение жизни и доброжелательство.

Культура не может существовать без естественной связи с высшим. Платон, Я.А.Коменский и целая серия выдающихся имен в публикациях Антологии Гуманной педагогики (подготовленной Издательским Домом Шалвы Амонашвили) представлена в подтверждение мысли о том, что прежняя педагогика была выстроена на духовности, на устремлении сознания к Высшему началу, которое проявляется в этическом и эстетическом отношении к миру: к природе, к людям и к их творчеству. Воспитание именно такого отношения к окружающему миру было изначально заложено в целях образования – без этого же оно вырождается, предупреждали великие [6].

Может ли культурный, образованный человек являть безразличие к Источнику, который питает все сущее на Земле? Будем считать этот вопрос риторическим – среди создателей лучших творений Культуры таких людей мы не найдем.

Стремление к самоусовершенствованию будет также стремлением к Высшему началу.

Мирное построение жизни – не утопия, но возможная действительность. Мир (в доме, в коллективе, в обществе) начинается с осознания того, что доброжелательство и дружелюбие есть основа быта.

Что же мешает людям проявлять сердечную теплоту по отношению друг к другу, хотя бы в семье, хотя бы в ученическом или трудовом коллективе? – Незнание основ или неумение понять другого? Самомнение или нетерпимость? Губительная раздражительность или легкомыслие? Так или иначе, человек с малых лет должен быть настроен на работу над собой, но такая работа есть, прежде всего, работа над мыслью. Все начинается с мысли – и культура человека, и его дела, и его творчество. Также и Культура всего человечества, в конечном итоге, творится возвышенной и красивой мыслью ее созидателей, – мыслью, воспитанной сердцем.

Доброжелательство и дружелюбие (этому никогда не поздно учиться) проложат дорогу к миру во всем мире – такой мир есть «великий спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут корабли» [7]. Но до этого должна совершиться перемена не столько в политике, сколько в сознании, в самом сердце.

Стремление к совершенствованию, работа над собой продвигают человека к Культуре, и это одновременно является психопрофилактикой личности, которая обеспечивает человеку духовное здоровье и душевное равновесие, сохраняет драгоценную психическую энергию, без которой нет и физического здоровья. В природе и обществе все взаимосвязано, и человек, вступающий в жизнь, должен знать об этом с самого ее начала.

В многотрудном процессе работы над собой человеку поможет мерило Красоты. Если мы будем заботиться о красоте своей жизни – от содержания мыслей до всех наших действий, если будем украшать не только театры и музеи, школы и библиотеки, здания банков и торговых центров, санатории и больницы, но и тюрьмы, которые тоже должны быть прекрасны – «тогда больше не будет тюрем», – так писал Н.К. Рерих [8], обозначая тем самым путь Красоты, на котором нет девиаций и пороков общества.

«В Красоте залог счастья человечества», – эта мысль подтверждается и учеными, которые отмечают, что эстетически мыслящий человек, как правило, более расположен к нравственным мотивам поведения [9].

 

КУЛЬТУРА НЕ СУЩЕСТВУЕТ БЕЗ ТВОРЧЕСТВА

Если человек, получая в процессе обучения необходимые знания, сориентирован на то, чтобы воспитывать умение совершенствовать себя, реализовать свою индивидуальность, связывать самопознание с самоопределением – он, в конечном итоге, должен стать личностью, способной творчески преобразовывать окружающий мир и, в первую очередь, самого себя, быть не только потребителем Культуры, но и ее творцом.

Постепенно, в процессе работы над собой и освоения пространства Культуры, у человека складывается такое мировоззрение, которое является культуротворческим.

Согласно научному определению, мировоззрение человека можно считать культуротворческим, если оно:

– выработано личностью в процессе осмысления Бытия и своей сущности, своего жизненного предназначения;

– является оптимистичным и этичным, жизнеутверждающим;

– сформировано не путем внушения, а в результате личностного выбора тех идей и ценностей, которые придают смысл своей и окружающей жизни;

– одновременно направлено на совершенствование себя и окружающего мира, причем, активность человека, направленная вовне, и активность, направленная вовнутрь себя, должны быть уравновешены [10] .

 

ПЕДАГОГ И ТВОРЧЕСТВО

Прежде чем такая программа действий, направленная на выявление созидательного начала личности начнет осуществляться, много труда придется приложить не только самой этой личности, но и педагогу – тому, кто «ведёт дитя». Не в этом ли заключается высокая миссия образования – помочь раскрыть творческий потенциал духа?

Как отмечают ученые, культуротворческое мировоззрение есть основа профессионально-личностного самоопределения школьного учителя; оно проявляется, прежде всего, в особом характере и структуре ценностей, определяющих смысл его жизни и профессиональной деятельности. На этом пути мы должны пройти три последовательных шага: а) сосредоточиться на себе – найти себя и самоосуществиться; б) сместить центр на другого – цель жизни в любви и служении другим; в) сконцентрироваться на чем-то большем, высшем, чем ты сам – служении Богу, человечеству, реализации своей жизненной миссии, задачи [11].

Ученые, работающие в области педагогической науки, пишут также о формировании культуротворческой парадигмы, отличие которой «в принципиально иной доминанте содержания (культура), понимании человека как находящегося в процессе становления целостного существа, где цель школы – "взращивание" человека, способного к культурному созиданию, продуктивному диалогу с природой и социумом» [12]. Это, как отмечается, «требует времени и целенаправленных усилий высшей педагогической школы». Но может ли быть иначе? – Где Культура, там и труд, и только упорным, сознательным трудом, практичным и озаренным, можно достигнуть большое жизненное следствие и испытать настоящую творческую радость. Но прежде нужно осознание великого значения Культуры.

___________________________

[1] Русская философия. Словарь – М.: Терра-Кн. Клуб, Республика, 1999, с. 240

[2] Эти заветы, предназначенные для нынешнего поколения, являются частью духовной сокровищницы человечества и требуют немедленного их осмысления – об этом с трепетом и глубоким душевным волнением писали русские философы-космисты, соединявшие в своем творчестве самобытные ценности отечественной Культуры с научными концепциями о мире - см. сборник «Русский космизм»: Антология философской мысли – М.: Педагогика–Пресс, 1993.

[3] Письма Елены Рерих. Том 1. – Минск: 1992, с.320 – 12. 12. 1934.

См. также - Субетто А.И. Ноосферизм. Том 1. – СПб: КГУ им. Н.А. Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001, с. 591.

[4] Н.К. Рерих. Письма в Америку. – М.: Сфера, 1998, с.84

[5] Н.К. Рерих. О Вечном... М.: Политиздат, 1991, с. 22.

[6] В арсенале культурных достижений человечества имеются труды мыслителей, оставивших нам в наследство блестящие модели постановки проблем и их решений, на которые не влияют никакие временные границы. Так, впервые в истории мысли проблему образования поставил великий Платон, и метод, которым он пользовался в ее разрешении, по словам видного педагога С.И. Гессена, остается до сих пор образцовым. Этот метод состоит в том, что проблемы отдельной личности необходимо отождествлять в основе своей с проблемами культуры, и, что особенно важно – в единстве образования, этики и политики, принимая во внимание внутреннюю связь индивида и общества в части их развития и целостности. Но, что самое главное – отход «от животворящего высшего начала приводит к вырождению образования» – см. Платон. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000, с.26.

[7] Н.К . Рерих. Врата в будущее. – Рига, «Виеда», 1991, с.11.

[8] Там же, с. 220.

[9] Русских Л.В. Отношения экономики и культуры в истории классической европейской мысли: опыт культурологического анализа. – Автореф. дисс...канд. культурологии. Челябинск, 2000, с. 22

[10] Никитина Н. Н. Культуротворческое мировоззрение как основа профессионально-личностного самоопределения учителя» – Сб.: «Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании. - СПб: Изд-во «Левша», 2001, с.26

[11] Там же.

[12] Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса. – «Педагогика», 1998, № 4, с. 12.

Уварова Лариса Ивановна,
ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры»,
специалист Санкт-Петербургской Академии постдипломного
педагогического образования