Педагогические идеи Пакта Рериха

Остро стоящие перед обществом проблемы нравственности тесно связаны с проблемами образования. Установлено, что само по себе накопление знаний еще не гарантирует овладения научным, передовым мировоззрением. Приходится говорить о невежественности образованного человека, которая в сочетании с безнравственностью особенно опасна. Но как остановить деградацию общества? По убеждению академика Д.С. Лихачева, лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности – спокойно противопоставить ей духовность, культуру.

NKR

«Истинно, спасение в культуре» – утверждал Н.К. Рерих. Великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светоносное значение культуры, обращая наше внимание на этимологию этого слова, что значительно углубляет взгляд на привычное понятие культуры и одновременно конкретизирует его. Если «культ» есть почитание, поклонение, а корень «ур» означает огонь, свет, то уже само слово Культура предполагает творческое горение, поклонение свету Знания и Красоты, писал он. Культура есть синтез Познавательного и Прекрасного, и радуга этого синтеза даст продвижение. Такой подход не позволит разрастись псевдокультуре, подтачивающей сами этические основы жизни, тому суррогату, который зовется массовой культурой. Как отмечают культурологи, именно в рамках ее жанров, таких как детектив, вестерн, мелодрама, комикс создаются упрощенные, примитивные “версии жизни”. Все это стимулирует потребительское сознание у зрителя, слушателя, читателя, формирует особый тип обывателя, человека с мещанской психологией, живущего сугубо личными интересами, далекого от понимания Культуры и Общего блага.

Подход к культуре как совокупности достижений в различных областях общественной жизни, сокровищнице человеческих накоплений, как материальных, так и духовных, – наиболее традиционный и приемлемый в российской действительности. Он показывает ясные пути выхода из кризиса переходного периода, когда привычные понятия пересматриваются и осмысливаются по-новому, когда многие истины затуманены и требуется вернуться к жизненным основам, чтобы прояснить их.

Спасение от саморазрушения и самоистребления – в Культуре, в осознании ее духовных ценностей, в том Прекрасном и Познавательном, что лежит в основе творческого культурного созидания. Воспитание на этих ценностях позволит отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного – и не только в произведениях искусства, но в быту, в труде, в поведении людей.

Культурное достояние народов всех стран входит в общее наследие человечества. Но в наше время, когда культурным ценностям угрожают опасности самого различного характера, становится необходимостью забота о сохранении этих ценностей, об использовании их в интересах нынешних и грядущих поколений.

Охраняя духовные ценности человечества, одновременно заботимся о духовном здоровье людей, тем самым сохраняем и здоровье физическое жителей нашей планеты. Если говорить образно – в духовную атмосферу, как и в физическую, каждый выдыхает свое, а вдыхают все вместе. Это является основой психологического климата любого коллектива – об этом климате принято заботиться, но такой подход может быть применим и в общечеловеческом масштабе.

В лучшее будущее без Культуры не войти – без осознания и сбережения прошлых достижений, без устремления личности к самоусовершенствованию и культуротворчеству.

Именно на охрану истинных культурных ценностей указывал в начале XX века Николай Константинович Рерих. Он настойчиво боролся против разрушения художественных ценностей, активно призывал к охране памятников древнерусского искусства. В созданной перед первой мировой войной серии картин он в символической форме показал, какие разрушения, какие бедствия несет с собой война мирным городам, памятникам культуры.

Еще во время русско-японской войны 1904–1905 годов художник осознал острую необходимость заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры во время войн. С докладом, посвященным этому вопросу Н.К. Рерих выступил в Русском Архитектурном Обществе. С аналогичным предложением художник обращается в 1914 году к правительству России и верховному командованию русской армии, посылает телеграмму президенту Франции Пуанкаре, вручает письмо послу США, в котором призывает правительство США выступить с протестом против варварских разрушений культурных ценностей.

«Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей, – писал Н.К. Рерих, – прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество. Если знак Красного Креста всем напоминает о гуманности, то такого же смысла знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных»[1].

Проект договора вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран был опубликован в 1929 году на различных языках и получил всемирную известность.

В своем обращении в связи с Пактом Н.К. Рерих, в частности, писал: «По этому проекту... должно быть воспрепятствовано повторение зверств последней войны, когда было разрушено множество соборов, музеев, книгохранилищ и прочих сокровищниц творений человеческого гения. Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами»[2].

В основополагающих принципах, предложенных Н.К. Рерихом для подписания Пакта Мира, говорится о двух мотивах заключения Пакта:

– во-первых, о «священном долге» договаривающихся сторон «содействовать моральному благополучию своих наций и развитию искусства и науки во имя общих интересов человечества»;

– во-вторых, о том, что «учреждения, которые занимаются образованием молодежи, искусством и наукой, представляют общую сокровищницу для всех наций мира».

banner-3
В этих словах подчеркивается значение развития культуры для всего человечества. Особо следует подчеркнуть, что весь Пакт пронизан идеей мира. Не случайно сам Н.К. Рерих предложенный им флаг называет «Знаменем Мира». Этим отличительным знаком, предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. «Знамя Мира» – это белое полотнище, на котором изображены три соприкасающихся амарантовых круга – прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности. Как художник Рерих придавал большое значение символам. Предложенное им «Знамя Мира» и было таким символом охраны памятников культуры, в котором он хотел воплотить идею связи времен. Он полагал, что, подобно тому, как флаги с красным крестом охраняют госпитали и больницы, над памятниками культуры и музеями должно развеваться «Знамя Мира», которое повелительно скажет вандалам: «Не тронь – здесь всенародное достояние».

К числу особых принципов Пакта Рериха следует отнести положения о защите культурных ценностей и уважении, которое следует им оказывать. Эти положения носят безусловный характер. Они не ослабляются оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны в условиях военных действий. В этом большое преимущество Пакта по сравнению с Гаагской конвенцией 1907 года и Гаагской конвенцией 1954 года.

 15 апреля 1935 г. США. Вашингтон, Белый Дом. Вице-президент США Генри Уоллес (Henry Wallace) от имени США подписывает Пакт Рериха в присутствии Президента США Ф. Рузвельта (в центре), представителей 21 страны Пан-Американского Союза и сотрудников Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке

 15 апреля 1935 г. США. Вашингтон, Белый Дом. 

Вице-президент США Генри Уоллес (Henry Wallace)
от имени США подписывает Пакт Рериха
в присутствии Президента США Ф. Рузвельта (в центре),
представителей 21 страны Пан-Американского Союза
и сотрудников Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке

 

Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который подписали в Вашингтоне США и 20 стран Латинской Америки, получил известность в международно-правовой литературе как Пакт Рериха. Его часто называют Вашингтонским пактом, а также Пактом Мира.

В ряде стран после заключения договора 1935 года были приняты резолюции в поддержку Пакта Рериха. В Индии в ноябре 1938 года литературное общество Бенареса приняло специальную резолюцию. В Париже перед началом второй мировой войны французский общественный комитет Пакта Рериха направил посольствам ряда европейских государств предложение о принятии этого Пакта.

Договор 1935 года представляет интерес с точки зрения формирования международно-правовых норм об охране культурных ценностей.

Н.К. Рерих выражал уверенность, что его Пакт будет действовать не только во время войны, поскольку он должен предотвратить совершение всех варварских актов, подвергающих опасности памятники культуры: «Для нас Знамя Мира является вовсе не только нужным во время войны, но может быть еще более нужным каждодневно, когда без грома пушек часто совершаются такие же непоправимые ошибки против культуры»[3]. Говоря о Пакте, Н.К. Рерих особо подчеркивал его воспитательное значение, отмечая, что Пакт не в декларациях, а в виде, как он говорил, образовательного закона: «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен... как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества»[4].

Дети с малых лет должны знать, что есть общечеловеческие ценности, которые связаны с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием, и всегда, во все времена считалось нормой – не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, говорить правду, выполнять обещания и т.п.; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность, а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость...

Если эти нормы, устои жизни будут подменены, если произойдет их замена на фальшивые, ненастоящие, поддельные ценности, если будут опошляться высокие понятия, такие как Любовь, Родина, Материнство, и подвергнутся осмеянию чувства долга, чести, достоинства, совести, то ясно, что само здание Жизни окажется без фундамента, и человеческое сообщество окажется, мягко говоря, в сложном положении.

Н.К. Рерих обращал внимание общественности на необходимость помочь молодому поколению осознать духовную сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения внешней, бессодержательной красотой и ложными истинами – в этом состоит сложная и вместе с этим прекрасная задача каждого педагога, преподавателя, воспитателя.

Снова и снова вспомним истину: созерцая прекрасное, слушая прекрасное, мы улучшаемся. Вся культурная сокровищница в распоряжении человека познающего. Культура как совокупность достижений в различных областях человеческой деятельности – не мертвый груз накоплений, но живой организм, полный мощной психической энергии и, наряду с природой, дающий эту жизненную силу каждому, кто устремлен к познанию и совершенствованию.

Важно осознать, что решение вопроса воспитания человечности заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея сослужения Общему благу, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.

В процессе подготовки и продвижения Пакта Мира Н.К. Рерихом была выдвинута идея проведения Всемирного Дня Культуры «...когда во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни» [5].

«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества»[6].

Организацию и проведение Дня Культуры Н.К. Рерих называл одной из самых прекрасных и неотложных задач. Спешность этого с годами, как отмечалось, лишь умножается. "Голодным телесно и духовно будет светло гореть Знак Культуры» – писал он.

Считалось существенно важным издание постановления о Всемирном Дне Культуры в школах и прочих учебных заведениях. Многократно указывалось на неотложность этих действий, на необходимость срочно начинать работу на этом необъятном поле.

Исторические данные о практике проведения Всемирного Дня Культуры в других государствах за прошедшие полвека нам, к сожалению, не известны, но возродившееся в наши дни общественное движение за сохранение культурных ценностей позволяет говорить об определенном опыте в этом направлении.

Уже более 25 лет по инициативе Международной Лиги Защиты Культуры и Международного Центра Рерихов во многих городах России и других странах проводится День Культуры. Выбранная для проведения этого Праздника дата 15 апреля связана с подписанием в этот день в 1935 году Международного Договора – Пакта Мира, или Пакта Рериха.

 _________________________________

[1] Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. – М.: МЦР, 1996. – С. 609-610.
[2] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995. С. 103.
[3] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995. С. 68.
[4] Там же, – с. 161.
[5] Там же, – с. 106.
[6] Там же, – с. 83.