Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

День Культуры 15 апреля 2024 года

в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга

«Дума о Культуре есть врата в будущее»

К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

NKR Zemlya Slavyanskaya

Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она еще не перестроит жизнь. Может ли сознание среди каждодневности обойтись без книг, без творений красоты, без всего многообразного Музейона – Дома Муз?

Н.К. Рерих. ТВЕРДЫНЯ ПЛАМЕННАЯ

Большая радость видеть, что сердца ваши горят при мысли о Культуре, и действительно, мы должны собрать всю нашу твердость духа, чтобы защитить нахождения Культуры, так сейчас пренебрегаемые среди водоворота механической жизни. Мы должны найти лучшие формы взаимных дружеских сношений и обмена творческими достижениями.

Н.К. Рерих. ВЕХИ КУЛЬТУРЫ

ЖИЗНЬ и ИСКУССТВО НА ДАЛЬНИХ МИРАХ

Знание духа поведет вас
в глубины Космоса, к Звездам Далеким

Искусство на Высших Планетах

Трудно понять по-земному формы уявления искусства на Высших Мирах.

Возьмем музыку и творчество композитора. Представьте себе огромный открытый амфитеатр. В одном конце его возвышение, по которому поднимается композитор, исполняющий свое изобретение. Он в белой одежде, в руках у него два металлических жезла, очень похожие на обычные дирижерские палочки. Оркестра нет, исполнителей нет, музыкальных инструментов нет. Амфитеатр наполнен слушателями, которые ждут напряженно. Вдруг композитор поднимает руки, в которых жезлы. Он весь окутан волнами света, из жезлов вырываются языки нежгучего пламени различных оттенков, но красивых необычайно, и пространство вокруг начинает звучать. Звуки нарастают, волшебная симфония наполняет сферу, звуки льются мощно, свободно, красиво, как будто бы тысячи совершеннейших инструментов и исполнителей принимают участие в невидимом или скрытом где-то оркестре. Но, странное дело, волны света растут, они насыщены пламенем, они принимают формы, все более четкие и определенные, в полном созвучии с основной мелодией. За композитором в пространстве образовался как бы экран, волны света формируются в явные, видимые образы. Картины природы, горы, водопады, как в кино на экране, начинают складываться в пространстве. Цветущие луга, озера, леса проплывают перед зачарованными зрителями. Вдруг появляются люди – прозрачные легкие тени – они исполняют величественный танец огня, они двигаются легко и свободно в пространстве, образуя красивые гармонические сочетания, словно живые движущиеся гирлянды цветов. Звуки незримого оркестра все усиливаются и нарастают, за пределами амфитеатра, в пространстве, видны тысячи лиц, тысячи глаз – это жители планеты, находящиеся далеко, слушают исполнение нового произведения великого композитора. Им не надо наушников, им не надо радиоустановок, воспринимающий на расстоянии слуховой аппарат находится в их организме в утонченном рабочем состоянии. Внутренний слух развит достаточно. Яснослышание и ясновидение – способности, которыми они пользуются свободно. Невидимая аудитория переполнена. Много присутствует и развоплощенных духов, любителей музыки, привлеченных волнами звуков. А композитор продолжает управлять незримым космическим оркестром, мощью огня духа извлекая из пространства звуки, цвета и сочетания их все в новых и новых комбинациях. Как у дирижера, поднимаются и опускаются его руки, и новые волны огня вырываются из быстро мелькающих жезлов. Еще один жест, подняты руки и замерли в последнем движении. Симфония окончена. Пламя потухло, исчезли пространственные образования, на возвышении стоял человек в белых одеждах, но аура его уже не переливалась тысячью мощных огней. Концерт закончен. Не следует удивляться, что музыкальное творчество на Дальних Мирах может проявляться несколько иначе, чем у вас на Земле. Ведь и ваши композиторы, творя свои вещи, слышат и улавливают пространственные мелодии, они слышат целые симфонии, они как бы управляют незримым оркестром. <...> может услышать то, что внутренним ухом слышит композитор. Так же и у вас на Земле основы незримого творчества звуков уже явлены тоже в форме какой-то. Учение имеет задачу вооружить человека без единого аппарата или инструмента. На Дальних Мирах это утверждение Учения уже осуществлено. Это то, к чему земное человечество, рано или поздно, но все же придет. Ибо все заключено в человеке.

На Далекой Звезде

В духе полет ограничен устремлением духа. Представить себя на Далекой Звезде, от Земли оторвавшись, не просто и не легко. Именно центр сознания переносится на объект устремления, как бы все оставляя земное, до тела включительно. Опыт полезен необычайно, ибо ощутить себя в духе свободным от вещей окружающих и тела будет уже ступенью достижения. Опыт этот указует на то, что, отбросивши все плотное окружение, и даже тело, человек не перестает быть самим собой. И что все, чем он истинно владеет, сосредоточено в духе, но не вне его. Чтобы переехать из города в город, надо брать с собой какие-то вещи и одежду, чтобы унестись в духе на Дальнюю Планету, не нужно с собой ничего, нужно как раз наоборот, все оставить на Земле, даже тело, даже астрал. Для междупланетных полетов пригодно лишь тело ментальное. Но лучше летать в огненном теле, теле Света. Мыслью ко Мне устремившись и коснувшись ауры Моей Планеты, можно магнитно пытаться извлечь из энергий ее энергии, созвучные духу. Это и будет соприкосновением с Резервуаром Космической Мысли. Можно и на Земле, но устремление к Дальним Мирам дается как следующая ступень достижения духа. Творчество человека на Высших Планетах много совершеннее, чем на Земле. Нет той инертности, сопротивляемости и противодействия материи, которая в сущности своей гораздо более утончена, чем на Земле. Чем выше планета, тем пластичнее и подвижнее материя, тем легче подчиняется духу. Хаотическое состояние мышления человеческого на вашей Земле вызывает катастрофы, бури и разные неуравновесия. Гармоническое состояние сознаний людей, населяющих Высшие Миры, создает и окружение соответствующее намного быстрее и легче, чем на Земле. На Высших Планетах люди очень красивы. Но достаточно нарушить законы гармонии, как физическое тело тотчас же реагирует, отражает в материи язвы духа. Потому ничему низко несовершенному нет там места. Многие ужасы у вас на Земле прикрывает тело земное, но там это просто невозможно. Нечестивец уничтожает себя сам именно благодаря пластичности материи и легкой реакции ее на воздействие воли. Злой воле нет места на Высших Мирах. Она обречена на быстрое самоуничтожение. Потому творчество людей там направлено к красоте, гармонии и Свету. Как люди у вас заботятся об одежде, пище и заработке, так же и там заботу насущную являют служить красоте и красотою творить. Красотою наполнена жизнь, и искусство – достояние всех и форма выражения жизни. Планета украшена сознательным трудом и усилиями населяющего ее человечества и превращена в прекрасный цветущий сад. Нет неуравновесий климатических, геологических и магнитных. Заградительная сеть планетной ауры прочна необычайно и крепко охраняет от пространственных опасностей и неожиданностей. Магнетизм Солнца в колебаниях своих уравновешивается этой защитной сетью. Подземный огнь регулируется психической энергией человечества, которой может управлять, ибо она объединена гармонично, Индивидуальность, Ведущая планету. Согласованность между человечеством и Иерархией Света полная. Управление иерархично. Все творится в созвучии с Волей Космической. Труд поставлен как основание жизни, труд радостный, труд творческий, труд беспредельный. Овладение некоторыми видами Космических Энергий избавляет от тяжелого физического труда и дает в руки людей неисчерпаемые возможности совершенствования. Огненна и напряженна борьба за овладение новыми ступенями Знания и новыми, не подчиненными еще Космическими Энергиями. Творит дух, и сложность, и громоздкость машин земных заменяет аппарат человеческий, в лаборатории своей создающий нужные для творчества элементы и приводящий в движение огненные энергии микрокосма. К примеру, можно сказать, что ночью люди аурой своей освещают свое окружение. Кроме того, им служит конденсированный пространственный Свет, для чего не нужно ни электростанций, ни сложного оборудования. Просто волею на особых проводниках из пространства коагулируется шар света. Светят светильники духа, как в ваших храмах – лампады. Опыт к тому имеете на Земле, когда в древних святилищах верховным иерофантом с неба вызывался пространственный Огонь, зажигавший светильники храма. По сравнению с вашей Землей жизнь там кажется раем, осуществленным в плотных формах. Но этот рай, если сопоставить его с планетой еще более высокой, покажется тусклым и серым, ибо, чем выше Звезда, тем совершеннее формы жизни, осуществляемые на ней. Предела в Беспредельности нет. Многое из того, что необходимо и неизбежно у вас, на Земле, там совершенно не нужно. Не нужны банки, деньги, отчетности, расписки, письма, почта в вашем понимании. Не нужны замки, затворы, сейфы, запоры, оружие. Не нужны писаные законы, адвокаты, суды. Каждый сам себе судья, и малейшее отклонение от законов нравственности тотчас же накладывает нестираемую печать на лик человека и обрекает его на пребывание в семье самообреченных, пока не выздоровеет дух. Не нужны ни кино, ни театры: в любом месте, на лоне природы, люди могут насладиться творчеством духа великих «писателей», видя глазами, воочию, в формах астральных, его «книгу», запечатленную в свитках Акаши. Не надо ни бумаги, ни других материалов. Многие приборы и аппараты имеют полуфизический, полупсихический характер, имея тенденцию все более и более утрачивать свою материальную, плотную, часть. Искусственно создаются органические генераторы энергии, наподобие живых организмов, могущих производить требуемый вид работы. Но лучшим генератором все же является аппарат духа и тела человека. Много, с вашей точки зрения, чудесного имеется там, но ставшего столь же обычным, как ваше кино или телевидение. Там письма пишутся мысленно и отправляются волей через пространство. Аура планеты не запятнана и не загрязнена преступлениями, жестокостями и пороками. Дышится легко и свободно. Нет горя, нет болезней, нет бедности, нет нужды, нет старости в вашем понимании, нет грубости, невежества, насилия, нет злобы, обмана, зависти. Несовершенства есть, но своего порядка, не похожие на грубые, болезненные наросты духа, столь часто встречающиеся на Земле. Вот почему детям Земли дается устремление к Дальним Мирам. Надо Землю поднять над Землею, и Миры Дальние будут этим рычагом духа, которого не мог найти Архимед.

Духу доступно все

Духу доступно все. Устремление к Дальним Мирам сделайте жизнью своею. Живите в них, как астроном живет в звездах. Он видит их внешние формы, вы же познаете их сущность, недоступную ни телескопу, ни глазу физическому. Духовному оку доступно то, на что устремит его дух. Духом и в духе учитесь летать и познавать в духе. Не мечтания, не фантазия, не беспочвенное воображение, но непреложное знание духа поведет вас в глубины Космоса, к Звездам Далеким. Вам надо осмыслить космический человеческий путь. Его не поймете, жизнь не постигнув на Дальних Мирах, которые даны вам как прообраз ваших будущих достижений, как ведущая сила, как цель.

Цель творчества – служить Красоте

Завет о Красоте – завет жизни. Смысл космического творчества – из хаоса вызволять Красоту. Цель всякого творчества – служить Красоте. Человек, поклявшийся красоте, уже на пути. Она может войти во все сферы жизни и наполнить ее. Сознание, предавшееся служению красоте, будет явно преуспевающим. Храм красоты, воздвигнутый в сердце, будет преобразителем жизни. Ушла красота из жизни людей, и наполнилась тьмою их жизнь. Если бы сохранить постоянное памятование о том, чтобы ее удержать каждым движением нашим, насколько изменилась бы жизнь. Древние греки жили красиво. Жизнь на Дальних Мирах насыщена красотою. Борьба между красотою и безобразием есть борьба между Светом и тьмою. Там, где нет красоты, не ищите Света без тени. И когда воцарится она на Земле, тень уйдет и теневая сторона жизни, ее омрачающая и ныне делающая столь трудной, исчезнет с Земли. Безобразие есть отсутствие гармонии, согласованности, соответствия, и влечет оно за собою безобразие внешних форм выражения жизни. Безобразие въелось в сознание человека, порождая хаос и тьму. Утверждая во всем и везде красоту, придете к победе над тьмою.

Грани Агни Йоги. 1957 г.: Записи Бориса Николаевича Абрамова,

ближайшего ученика Н.К. Рериха, полученные из Высшего Источника,

 

о чем имеется подтверждение Е.И.Рерих.– Новосибирск: АЛГИМ, 2008. – С. 234-239, 296, 374.

​