Н.К. Рерих о Дне Культуры

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»
«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества».

15 апреля 2021 года
Международный День Культуры
«Объединим сердца в хоровод согласия»

 

День Культуры – 2021 в школах и гимназиях

Фестиваль детской творческой мысли

Конкурс среди школьных библиотек

Отзывы ученых

 

О массовой культуре

Массовая культура – феномен человеческой истории, возникающий в силу того, что в 20 в. культура стала представляться совокупностью знаний, приемов и методов, техник и технологий действия, т.е. чем-то внешним по отношению к человеку, тем, чем можно овладеть, выучив, затвердив, приняв к сведению, и что можно легко отбросить, когда отпала необходимость. Массовая культура стала возможной и в силу того, что результаты творческого труда немногих людей множатся, копируются десятками тысяч экземпляров, доводятся до каждого, могут быть использованы каждым.

Для достижения определенных результатов в науке достаточно усвоить технику научного исследования, методику проведения и описания экспериментов, технику построения и обобщения выводов. Точно так же и многие современные поэты являются, по сути, версификаторами, овладевшими техникой стихосложения, знающими сегодняшний уровень поэтической культуры и имеющими более или менее развитый поэтический вкус и слух.

Массовый человек не меряет себя никакой особой мерой, ощущает себя таким, как все, и ничуть этим не удручен, наоборот, гордится своей одинаковостью с другими. Если неординарный человек старается открыть в себе талант, особое дарование и, не открыв, чувствует себя бездарностью, серостью, то массовому человеку такие переживания не даны.

«Особенность нашего времени в том, – пишет X.Ортега-и-Гассет, – что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду».

Массового человека характеризуют, с точки зрения Ортеги-и-Гассета, две черты: беспрепятственный рост жизненных запросов и врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Массу больше всего заботит собственное благополучие и меньше всего – истоки этого благополучия.

Масса – это устойчивый вид людей, специфическая порода, которая появилась в более или менее оформленном виде в 20 в., и потому ныне можно с полным правом говорить об «антропологической катастрофе». Массовая культура, в отличие от подлинной культуры, которая есть живое внутреннее совершенство человека, его способность к творчеству себя и окружающего мира, – не создает у человека иммунитета против варварства, является лишь тонкой пленкой внешней цивилизованности, которая легко смывается в эпоху социальных потрясений.

Ортега-и-Гасет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991;
Бердяев Н.А. О культуре // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т. I.
«Философский энциклопедический словарь"

 


 

 Массовая культура стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения.

Массовая культура возникает как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур.

Массовая культура создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование.

Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход.

Массовая культура традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа.

…ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений "высокой" культуры.

Массовая культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Наиболее яркие феномены массовой культуры (комикс, "черный" криминальный роман, семейная сага) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Поэтому значимость конкретного продукта массовой культуры определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.

http://vslovare.ru/slovo/sotziologicheskiij-slovar/massovaja-kultura


Массовая культура

Происходящие изменения, заметные даже невооруженным глазом, способствовали появлению социологических и философско-исторических концепций так называемого «массового общества». На их базе возникли и теории «массовой культуры».

«Массовое» общество толкуется как новая социальная структура, складывающаяся в результате объективных процессов развития человечества – индустриализации, урбанизации, бурного роста массового потребления, усложнения бюрократической системы и конечно же невиданного ранее развития средств массовой коммуникации. В этих условиях человек «с улицы», утрачивая индивидуальность, превращается в безликого статиста истории, растворяясь в толпе, которая уже не прислушивается к подлинным авторитетам, а легко становится жертвой демагогов и даже преступников, лишенных каких-либо идеалов.

Как отмечалось, важнейшим, если не определяющим, признаком «массового общества» является «массовая культура». Отвечая общему духу времени, она, в отличие от социальной практики всех предшествующих эпох, примерно с середины нашего столетия становится одной из прибыльнейших отраслей экономики и даже получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и т.п. Кстати, последнее из приведенных обозначений открывает еще одну из причин возникновения «массовой культуры» – появление у значительного слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, «досуга», обусловленного высоким уровнем механизации производственного процесса. У людей все больше возникает потребность «убивать время». На ее удовлетворение, естественно за деньги, и рассчитана «массовая культура», которая проявляет себя преимущественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и искусства. Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние десятилетия стали кино, телевидение и, конечно, спорт (в его чисто зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению. Превратившись в товар для рынка, враждебная всякому роду элитарности «массовая культура» имеет целый ряд отличительных черт. Это, прежде всего, ее «простота», если не примитивность, часто переходящая в культ посредственности, ибо рассчитана она на «человека с улицы». Для выполнения своей функции – снятия сильных производственных стрессов – «массовая культура» должна быть как минимум развлекательной; обращенная к людям часто с недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты.

Всему этому соответствует и преобладающая тематика «массовой культуры», получающей большие доходы от эксплуатации таких «интересных» и понятных всем людям тем, как любовь, семья, секс, карьера, преступность и насилие, приключения, ужасы и т.п. «Массовая культура» чурается по-настоящему неприятных или удручающих аудиторию сюжетов, а соответствующие произведения завершаются обычно счастливым концом. Неудивительно, что наряду со «средним» человеком, одним из потребителей подобной продукции, является прагматически настроенная часть молодежи, не отягощенная жизненным опытом, не утратившая оптимизма и еще мало задумывающаяся над кардинальными проблемами человеческого существования. Описанный выше феномен «массовой культуры» с точки зрения его роли в развитии современной цивилизации оценивается учеными далеко не однозначно.

В зависимости от тяготения к элитарному или популистскому образу мышления культурологи склонны считать его или чем-то вроде социальной патологии, симптомом вырождения общества, или, наоборот, важным фактором его здоровья и внутренней стабильности. К первым, во многом питаемым идеями Ф. Ницше, относились О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, Н.А. Бердяев и многие другие. Вторые представлены Л. Уайтом и Т. Парсонсом.

Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.-с. 147-154.

​ 

Н.К. Рерих Зов о мире и Культуре
ПАКТ РЕРИХА
Н.К. Рерих. Очерки
Современные проекты
Договор об охране художественных и
научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) (текст)
ПАКТ РЕРИХА
Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) (текст)
Пакт Рериха. Знамя Мира (история)
ПАКТ РЕРИХА
Пакт Рериха. Знамя Мира (история)
Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире
ПАКТ РЕРИХА
Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире
Дьяченко И.Ю. Программа Пакта Рериха
ПАКТ РЕРИХА
Дьяченко И.Ю. Программа Пакта Рериха
Фрагмент диссертационного исследования.
Уварова Л.И. «Гуманистическая миссия Пакта Рериха: образовательно-воспитательный аспект»
ПАКТ РЕРИХА
Уварова Л.И. «Гуманистическая миссия Пакта Рериха: образовательно-воспитательный аспект»
Журнал РАО «Педагогика». — N 1. — 2021.
Н.К. Рерих. Очерки
Н.К. Рерих. Очерки
Н.К. Рерих. Очерки
Н.К. Рерих. Очерки
Знамя Мира
Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Знамя говорит: «noli me tangere» – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.
Н.К. Рерих. Очерки
Держава Культуры
Если мы неуспешны, значит, где-то дрогнуло сердце, значит, где-то кто-то попятился и не дотянул руку до ключа врат. И тогда нечего винить кого-то, нечего злобствовать, нужно винить самого себя...
Н.К. Рерих. Очерки
Постоянная забота
Дело культуры никогда не может быть лишь делом только правительства страны. Культура есть выражение всего народа, вернее, всех народов. Потому-то народное общественное сотрудничество в деле культуры всегда необходимо для настоящего преуспеяния.
Н.К. Рерих. Очерки
Культура – почитание Света
Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.
Н.К. Рерих. Очерки
Любите Родину
Повелительно скажем: любите Родину! Скажем словами великого Гоголя. Не устарела мысль Гоголя. Народ чтит Гоголя, и нет такого угла в русских просторах, где бы молодое сердце не внимало заветам любимого мыслителя.
Н.К. Рерих. Очерки
Любите книгу
Ес­ли мы скажем друзьям нашим: "Любите книгу", "Любите книгу всем сер­дцем вашим и почитайте сокровищем вашим", то в этом древнем завете мы выразим и то, что настоятельно нужно в наши дни, когда ум человеческий обращается так ревностно к поискам о культуре.
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Мире
Современные проекты
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Мире
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Санкт-Петербурге
Современные проекты
Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Санкт-Петербурге
Современные проекты
Опыт Международного Центра Рерихов в утверждении основной идеи Пакта Рериха – Мир через Культуру
Доклад на Генеральной ассамблее Голубого Щита (13–15 сентября 2017 г., Вена, Австрия)
Новый международный проект Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Санкт-Петербурге, 2020г.
Современные проекты
Новый международный проект Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха – Мир через Культуру» в Санкт-Петербурге, 2020г.
Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Российской национальной библиотеке. Санкт-Петербург
Современные проекты
Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Российской национальной библиотеке. Санкт-Петербург
Форум «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха», 2019г. Ленинградская область.
Современные проекты
Форум «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха», 2019г. Ленинградская область.