День Культуры 15 апреля 2020 года

в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга

«Книга – душа образования»



Для школьных библиотекарей

К празднику День Культуры 15 апреля 2020 года школьным библиотекарям предлагается организовать выставку литературы на тему:«Родник красоты и знания – в народных корнях искусства».

Берегите старину!
(Николай Рерих)

Дорогие коллеги – педагоги, школьные библиотекари!

Современная жизнь ставит перед педагогами новые задачи воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, в том числе и знания новых возможностей использования материалов народной художественной культуры в педагогическом процессе.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания.

Фолькло́р (англ. folk-lore – «народная мудрость») – устное словесное и музыкальное народное творчество. В более широком смысле, кроме словесных жанров, сюда включают все народное творчество, проявления духовной и материальной культуры народа – язык, верования, обряды, ремёсла. Фольклор является предметом изучения фольклористики.

В процессе совершенствования системы воспитательно-образовательной работы, укрепления нравственного, эстетического, умственного развития подрастающего поколения огромную роль играет народная культура. В понятие «культура» входят многие составные части, в том числе воспитание, образование, проявление творческих сил и способностей человека в обществе на данном историческом этапе его развития. В более узком смысле понятие «культура» обозначает сферу духовной жизни людей, нормы морали и права, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития и др. Ее воспитательные возможности могут быть успешно реализованы, если педагоги сумеют с детского возраста заложить в человеке потребность в общении с материалами народной художественной культуры – сказками, пословицами, поговорками, загадками, играми, инструментальной музыкой, традиционными обрядами, декоративно-прикладным искусством.

Проблема развития культурного потенциала подрастающего поколения может решаться при использовании в учебно-воспитательном процессе материалов народного художественного творчества. При этом педагогическая деятельность будет осуществляться более успешно, если педагоги будут эмоционально обогащать её историческими сведениями о становлении и развитии народной художественной культуры разных этносов.

В формировании духовно развитой личности, совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений огромную роль играет народное искусство. Общение с произведениями искусства, отражающими действительность и сферу человеческих чувств, способствует формированию эстетического сознания, включающего в себя понимание и оценку творческого наследия жителей той или иной местности, понимание ценностных ориентиров разных народов и эпох.

В настоящее время педагогическая наука и практика выявили конкретные эффективные пути воспитания и развития эстетической и художественной культуры подрастающего поколения через включение ее в процесс образования на занятиях, уроках, самостоятельной деятельности. Так, Б.Н. Неменский, разработчик программы по изобразительному искусству для детей разных возрастов, считает, что первоначально детей следует знакомить с принципами художественного творчества, с опорой на материалы народной художественной культуры. При этом в основном надо опираться на литературно-фольклорное, музыкальное, изобразительное творчество.

По мнению исследователей, приобщение молодого поколения к национальной культуре, к системе культурных ценностей народов мира, становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Фольклорные произведения оказывают влияние на воспитание нравственно-эстетических черт личности подрастающего поколения.

Народное искусство приобретает огромное значение в жизни детей, которые сталкиваются с ним с раннего возраста. Народное искусство помогает подрастающему поколению познать действительность разносторонне, ярче воспринимать мир; раскрывает богатства души человека, позволяет ознакомиться с национальными особенностями труда и быта народностей нашей страны и мира, их нравами и обычаями, чертами характера.

Проблемы совершенствования педагогического процесса через развитие чувств и черт характера детей, подростков и юношества, незримо связывающих их со своим народом считаются наиболее значимыми, требуют углубленного рассмотрения, предусматривающего сопричастность к традициям и духовным ценностям Родины.

Таким образом, деятельность педагога в учебно-воспитательном процессе будет осуществляться более плодотворно при знании им истории становления народной художественной культуры и аспектов ее педагогических воздействий на подрастающее поколение, что, в свою очередь, будет способствовать становлению положительных черт личности.


 

Информационно-библиотечный центр
Санкт-Петербургской академии
постдипломного педагогического образования

предлагает

В период с 1 по 15 апреля 2020 года оформить книжную выставку ко Дню Культуры 15 апреля на тему «Родник красоты и знания – в народных корнях искусства»  с целью привлечения внимания детей к теме народного искусства. В этот же период провести мероприятия с использованием выставки по предложенной теме.

До 20 апреля 2020 года прислать на эл. адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. информацию о проделанной творческой работе (фото, пояснительный текст) с указанием: ФИО, телефон, должность, номер школы, район.

Лучшие работы будут отмечены грамотами от СПб АППО и размещены на сайте Информационно-библиотечного центра www.ibcappo.ru  и сайте «День Культуры» www.culturaspb.ru

 *   *   *

15 апреля 2020 года исполняется 85 лет со дня подписания Пакта Рериха