Конкурсная работа победителя

Смотр-конкурс оформления тематических выставок

«Герой как создатель и защитник культуры»

в библиотеках общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

к Дню Культуры 15 апреля 2018 года

Пестова Ольга Владимировна
зав. библиотекой ГБОУ лицей № 179 Санкт-Петербурга

Презентации:

«Святой благоверный князь Александр Невский»;

«Полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов»;

«Художник, писатель, ученый, путешественник, общественный деятель Николай Константинович Рерих».

Пояснительная записка

Дата проведения: март – апрель 2018 г.

Возрастная группа учащихся: 7- 11 лет.

Цель:

– воспитать у ребят уважение к героическим личностям, выполняющим творчески-созидательную и защитную функцию культуры;

– заинтересовать ребят в использовании информационных и печатных ресурсов для самосовершенствования;

– способствовать утверждению общечеловеческих культурных ценностей.

Задачи:

– Рассказать ребятам о героях – защитниках культуры;

– Постараться привить детям чувство патриотизма, любви к Родине, людям;

– Вызвать у ребят уважение к историческому прошлому нашей Родины;

– Поговорить с ребятами о качествах героя и качествах «не героя»;

– Объяснить, что такое культура и к чему нужно стремиться, чтобы стать культурным человеком.

Проведенные культурно-массовые мероприятия:

Мероприятия проводятся в преддверии праздника «День Культуры» 15 апреля. В этом году он проходил под девизом "Пылайте сердцами, творите любовью", и для библиотекарей образовательных учреждений был объявлен конкурс на тему: «Герой как создатель и защитник культуры».

Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Поэтому базой формирования основ нравственности и патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Очень важно, чтобы ребенок с детства приобщался к культуре своего народа, чтобы у него возникало чувство любви, уважения и гордости к земле, на которой он живет.

В наш жестокий век особенно важно рассказывать ребятам о героях нашего отечества, которые готовы были пожертвовать своей жизнью, защищая землю, народ и культуру. Которые обладали качествами героя: добротой, состраданием, смелостью, отвагой.

В двух 4-х классах проведены уроки-беседы с представлением презентаций по темам:

– «Святой благоверный князь Александр Невский»;

– «Полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов»;

– «Художник, писатель, ученый, путешественник, общественный деятель Николай Константинович Рерих».

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Поделюсь немного подробнее опытом.

К Дню культуры 2018 года я решила подготовить для ребят презентации и провести библиотечные уроки на тему «Герой как создатель и защитник культуры».

Выбрала трех представителей героев-защитников: А.В. Суворов – военная наука; А. Невский – военный, святой; Н.К. Рерих – художник, мыслитель, общественный деятель. Получилось, что представлены все три составляющие Культуры: искусство, наука(военная) и религия. Триединство. Достижения этих героев в области культуры бесспорны.

На уроке о А.В. Суворове я сначала рассказала ребятам об этом выдающемся человеке. Потом вместе мы обсудили качества Суворова как героя. В конце урока ребята посмотрели притчу-мультфильм «Все в твоих руках».

Урок о Александре Невском. Рассказ о А. Невском. Разобрали качества героя Александра Невского. Составили и записали на доске «Словарь добра» и «Словарь качеств, которые мешают стать героем». Вспомнили А.В. Суворова. Сравнили качества этих двух героев.

"Там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным – там разложение", – утверждала Е.И. Рерих

Что значит быть культурным? Образ человека культуры.

В конце урока ребята посмотрели притчу-мультфильм «Все оставляет свой след».

Урок о Н.К. Рерихе. Рассказ о Рерихе. Ребята сами рассказали о качествах героя. Нашли общее между А.В. Суворовым, А. Невским и Н.К. Рерихом. Они все были защитниками культуры, защитниками русского народа, защитниками Земли Русской.

В конце урока ребята посмотрели 10-минутный фрагмент из фильма «Пакт Рериха. Мир через Культуру», в котором очень хорошо показано разрушительное действие войн.

В конце каждого урока я обращала внимание ребят на то, что не все люди рождаются с качествами героя - можно всего добиться, если стремиться к хорошему, доброму. Всю жизнь нужно работать над собой. Ставить цели, добиваться их осуществления. Стремиться делать добро.

Нашли в словаре по Этике и прочитали, что означают слова "подвиг" и "героизм".

П о д в и г – поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычных трудностей, общественно-полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий.

Г е р о и з м – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.

Дети -  наше будущее. Нужно стремиться к миру. Хватит для Земли войн и разрушений. Не надо воевать, надо жить в мире, развивать культуру. Нужно быть культурными людьми. Надеюсь, что в недалеком будущем Знамя Мира будет развеваться над каждым учреждением нашей страны.

Рассказав ребятам о трех героях-защитниках, подчеркнула, что на самом деле их множество. Например, ученый Николай Иванович Вавилов, о котором подготовила краткий рассказ с целью заинтересовать ребят прочитать о нем подробнее. Также рассказала о биографии педагога Януша Корчака.

Кроме библиотечных уроков, провела беседы в  библиотеке с учащимися с 1 по 11 класс о Культуре, о защитниках Культуры. Приятно удивило, что многие старшеклассники знакомы с творчеством и общественной деятельностью Николая Константиновича Рериха.

В результате можно сделать вывод, что наши дети добрые отзывчивые, увлеченные и, главное, понимающие, что нужно стремиться к жизни без войн и насилия. Очень надеюсь, что моя работа не была напрасна.

Татьяна Чечина

Кто же такой Герой?
Может, туземец чужой,
Может пришелец какой
С дальней звезды золотой?
Образы детской мечты,
Чары старинных легенд –
Нынче они не нужны
В мире смятений и бед.
Память стирает слова –
С ними теряется то,
Чем сама жизнь и жива!
Но не заменит ничто
Смелость, надежность и честь,
Волю и доблести свет.
В ком это рыцарство есть,
Тот не служитель монет,
Не покровитель сует,
И не лелеет покой,
Мести и лести нет
Места в душе такой!..
Кто-то, улыбку сдержав,
Скажет: “Наивный чудак!”
Кто-то, легко узнав,
С ним поравняет шаг.
Может быть, и не чужой,
Вовсе не с дальней звезды,
Может быть этот Герой –
Ты,
или я,
или мы..?
 
 

Перечень печатных материалов, использованных для оформления выставки:

1. Беликов П. Рерих. М.: Молодая гвардия, 1973.
2. Пакт Рериха. Знамя Мира. М., 2004.
3. Алмазов Б. Святой Благоверный князь Александр Невский. СПб.: Лицей, 1994.
4. Петрова Н.Г. Защитники земли русской. М.: Русское слово, 2008.
5. Ткаченко А. Житие святого благоверного князя Александра Невского. М.: Никея, 2017.
6. Ян В. Юность полководца. М.: Детская литература, 2017.
7. Раковский Л. Генералиссимус Суворов. Л.: Лениздат, 1975.
8. Раковский Л. Генералиссимус Суворов. Адмирал Ушаков. Л.: Лениздат, 1987.
9. Суворов А.В. Наука побеждать. М.: Абрис, 2017.
10. Алексеев С. Рассказы о русском подвиге. М.: Советская Россия, 1979.
11. Князева В.П. Н.К. Рерих. М.: Искусство, 1963.
12. Рерих С.Н. Молодому другу. М.: Международный Центр Рерихов, 1993.
13. Рудзитис Р. Николай Рерих – водитель культуры. Рига, Латвийское общество Рериха, 1990.
14. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: Логос, 2007.
15. Лихачев Д. Декларация прав культуры: эскизы. СПб.: Олимп, 2006.
16. Лихачев Д. Избранные труды по русской мировой культуре. СПб.: СПбГУП, 2006.
17. Черненко Г.Т. Творцы наук российских. Л.: Художник РСФСР, 1989.
18. Дмитриев Л.А. За землю русскую. М.: Детская литература, 2013.
19. Михайлов Г. Архистратиг русской мысли [О М.В.Ломоносове]. СПб.: Общество Памяти игуменьи Таисии, 2010.
20. «Культура и время». Общественно-научный и художественный журнал. – № 1/2 (60). – 2017. М.: Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха.