Жизнь бесталанна без героя

Там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным - там разложение. По этому признаку можно судить о дряхлости нации. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма

Е.И. Рерих

Любовь к Родине одно из основных положений в педагогике, формирующих мировоззрение учащихся; принцип патриотизма – нравственная и содержательная основа построения жизни в обществе.

* * *

В последние годы жизнь нас заставила переосмыслить многое, пересмотреть заново всю систему фундаментальных понятий, этических ценностей, взглянуть на привычные представления по-новому. Становится очевидным, что игнорирование духовно-этических основ человеческого существования приводит общество к хаосу и деградации, и это ставит в необходимость обратить внимание на укрепление в сознании людей нравственных принципов.

Одним из таких важнейших положений, на которые опирается здание общественной жизни, является патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Органично переплетаясь с принципом гуманизма, лежащим в основе педагогической деятельности, патриотизм, как и другие моральные принципы, выражает выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся назначения человека, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.

Наряду с другими моральными принципами, принцип патриотизма, его действие, отображает состояние духовной культуры определенной страны или ее народа, а также каждого отдельного человека.

Как отмечают исследователи, историческое достоинство народа и отдельного человека измеряется его культурой, его любовью к Родине, его мужеством и честностью перед собственной историей. Для нормального духовного и материального развития любого народа необходимо условие, когда его развитие должно соответствовать характеру этого народа, национальной культуре и той самобытности, которая сложилась в течение многих веков его истории [1].

С этико-гуманистической точки зрения значение патриотизма обусловлено тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и общества.

Как социально-политический и нравственный принцип, патриотизм характеризует отношения людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине:

– в заботе об интересах страны и готовности ради нее к самопожертвованию;

– в гордости за социальные и культурные достижениями родной страны, а также в горечи за ее неудачи и беды;

– в сочувствии к страданиям народа и отрицательном отношении к порокам общества;

- в уважении к историческому прошлому Родины, бережном отношении к народной памяти, национальной культуре и традициям [2].

Родина, Народ, Природа – слова одного корня, так же как родной, родители, родник, прирожденный, порода ... Все это взаимосвязанные понятия, поскольку само слово и корень «род» уже означает нечто объединяющее, некое единство, единый источник.

Мало кто осознает, что человек не случайно рождается в определенном месте – сама Природа предопределяет его появление в данной стране. «Вы пришли сюда выполнить свой великий долг», сказано мудрыми о Родине и предназначении человека.

Неправильно будет считать, что любовь к Родине будет чувством узким и несовершенным. Можно знать несовершенство дел на Родине, но, тем не менее, любовь и устремление к ней не уменьшится. Любить Родину - значит помнить о ней и заботиться о ее достоинстве. Из этого не следует, что такой человек окажется чем-то связанным – он может любить все человечество, путешествовать по всему миру и жить в любой стране, но он будет знать, что служит Родине, и для нее он приложит свои лучшие силы.

Но такая задача будет трудна человеку, если в основание своей жизни он положит неверные ценности. Пословица: «Где хорошо, там и родина» - цинична. Сводить понятие Родины до ограниченно-обывательского понимания, снижая саму идею достоинства, значит опуститься до вульгарности, пошлого образа мышления и такого же образа жизни.

Умалять, отвергать и очернять свое родное - атрибут низкой культуры. Отказаться от Родины, от служения ей – значит потерять свое достоинство.

Без любви к Родине нет Культуры, и небрежение к Родине есть прежде всего некультурность.

Культура есть средоточие всех человеческих сокровищ; в самом же человеке духовным средоточием его культуры является сердце. Не зря говорится: «Культура умолкает там, где сердце немо». И только жестокосердный человек может сказать: не думай о Родине. Ничто не зажжет так огонь сердца, как любовь. Любовь есть сострадание, есть высшее проявление человеческих чувств, и оно предполагает бескорыстие и самоотдачу. Любовь зовет к творчеству, и человек свои лучшие творения несет и посвящает Родине.

Любить Родину, - писал наш знаменитый соотечественник Николай Константинович Рерих, – значит любить свой народ и все народы нашей необъятной Родины. Эта любовь научит полюбить все человечество. Но чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Познавание же других стран снова приводит нас к мысли о Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам.

Действительно, уважая другие народы и изучая их культуру, человек лучше познает свою. Любое ограничение приводит лишь к узости мышления и неизбежной деградации.

Человек с детства должен знать свое, родное - исследовать, изучать, вникать и постигать - и черты характера своего народа, и все, что характерно для родной земли, ее особенность, ее самобытность. Близкое по духу и постигается легче. И тогда постигнутое может послужить не только для собственного духовного обогащения, но поможет расширить представление о разнообразии мира и многим людям из других стран.

Но постижение не будет полным без осознания Красоты. Помочь детям увидеть красоту родной природы, постичь прекрасные черты души своего народа и его духовное богатство... Увидеть красоту произведений творчества, созданных лучшими деятелями страны, - это значит заложить основы Культуры, дать нравственные ориентиры молодому поколению, и это значит - указать на красоту подвига.

«Жизнь бесталанна без героя», - говорится в пословице. Сколько их, подвижников и национальных героев, которые во имя процветания Родины, самоотверженно трудились и боролись за Истину, шли на подвиг и проявляли истинный героизм!

Пусть дети получат задание найти в энциклопедиях и справочниках, собрать в литературе и в жизни эти лучшие имена: от сказочных героев и героев преданий, до духовных водителей, правителей и просветителей, древних и современных подвижников науки и искусства - философов и ученых, художников, композиторов, деятелей искусства и науки, отметят имена самоотверженных общественных и религиозных деятелей, способствовавших расцвету отечественной мысли, развитию народного духа, внесших вклад в мировую Культуру.

Примечание.

Из Словаря по Этике: 

П о д в и г - поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычных трудностей, общественно-полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий.

Г е р о и з м - особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.

Г е р о й - отдельная личность или группа людей, или нация, которая берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудности задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

Непереводимое, многозначительное русское слово «подвиг»... Ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. Это слово означает больше, чем движение вперед, – это бесконечная и неустанная работа на общее благо, и она имеет результатом громадный прогресс. Это и дало России ее великолепных героев. Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества. Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру. «Подвиг» означает не только движение, но и терпение, и знание [3].

«Жизнь героя ведет человечество», гласит мудрость.

Можно предложить детям самим составить Календарь памятных дат, где будут отмечены все светлые Дни великих подвиговони, как цветы весенние, могут обновлять сознание.

«Там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным - там разложение. По этому признаку можно судить о дряхлости нации. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма» [4].

Умение видеть красоту научит терпимости и поможет определить м е р у проявления чувств именно в том случае, когда гордость и национальное достоинство рискуют переродиться в национализм.

Но, как отмечают мудрые, там, где сильна сущность народа, там нечего беспокоиться об угрозе подражания или обезличивания – здоровый организм переварит все новое и даст свое выражение души своего народа.

Не только на Истории и Обществоведении, но сквозь все уроки может проходить тема красоты подвига и любви к Родине, к ее героям и ее культуре.

В каждом предметном цикле есть возможность обратить внимание учащихся на достижения своей Родины в данной конкретной науке или в данном виде искусства, отметить имена соотечественников.

Такие уроки, являя сплав Любви, Красоты и Знания, есть воспитывающее обучение.

_______________________________

1 Шапошникова Л.В. Мудрость веков. – М.: МЦР, 1996, с. 458-461.

2 Российская Педагогическая Энциклопедия. Том 2 – М.: 1999, с. 109 Словарь по этике. Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. Изд. 6-е. М.: 1989, с. 244.

3 Рерих Н.К. О Вечном… – М.: Политиздат, 1991, с. 353.

4 Письма Елены Рерих. – Новосибирск, Вико, 1992 – т. 1, с. 194.


Вопросы для бесед с учащимися:

1. Чем отличаются понятия “подвиг” и “риск ради собственного благополучия”?

2. Кто является антиподом героя?

3. Какие чувства и какие качества формируют готовность к подвигу?

(любовь к тому, ради кого или ради чего совершается подвиг; ответственность; самоотверженность; стремление к справедливости и общему благу; честность; убежденность)

4. Из чего рождается мужество?

(- умение контролировать свои импульсивные порывы,

- способность действовать решительно и целесообразно в сложной, опасной обстановке,

- преодоление чувства страха и неуверенности,

- умение мобилизовать все силы на достижение цели)

5. Какие качества формируют мужество?

(бесстрашие, терпение, решительность, целеустремленность, твердость, внутреннее равновесие, сострадание, преданность и т.п.)

 

Можно вынести на обсуждение с учащимися вопрос о том, как они поступят при различных опасностях.

При этом не следует требовать, чтобы дети немедленно проявили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познания жизни до мужественных решений.

Такое соревнование в находчивости будет хорошим упражнением.

 

Уварова Л.И.

​