Осознание Красоты преобразит жизнь
Пособие для педагогов и организаторов Дня Культуры
/ Автор Уварова Л.И. – СПб.: НП «Невский проект», 2009. – 40 с
Вопросы, связанные с духовностью, нравственным и эстетическим развитием остро стоят перед нашим обществом, и какие бы материальные или иные кризисы не подстерегали его, нельзя забывать, что должна быть обеспечена защита интересов и прав ребенка как личности – создание условий для его творческого, культурного развития, оказание помощи в духовно–нравственном становлении, что реализуется, прежде всего, посредством развития эстетического миросозерцания, формирования художественного вкуса.
При обсуждении и углубленном осмыслении таких понятий, как «Красота», «Прекрасное», происходит постижение внутренних эстетических связей человека с окружающим миром. А это предоставляет каждому огромные возможности – распознавания истины и осуществления роста духовных накоплений, и что особенно важно, обеспечения психологической защиты в сложном мире переходного периода.
Любовь, Красота и Действие – эта формула международного языка всегда принадлежала искусству, но ей надлежит широко войти в повседневную жизнь.
Осознанная Красота должна стать ведущим началом жизни.
/ Автор Уварова Л.И. – СПб.: НП «Невский проект», 2009. – 40 с
доцент кафедры художественного воспитания ребенка
Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Содержание:
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КРАСОТЫ В ЖИЗНИ
1.1 Общее в понятиях «Красота» и «Прекрасное»
1.2 Лишь дух знает, где Красота
1.3 Что свойственно Красоте
1.4 Красота – основание Нового Мира
2. КРАСОТА – ПОНЯТИЕ ЭТИЧЕСКОЕ. О КРАСОТЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ
2.1. Красота и Этика
2.2. Главное – в невидимом
2.3 Внешний блеск и духовная нищета «массовой культуры»
2.4. Прежде всего, мы призовем Музу
2.5. Миссия женщины в Новом Мире
3.1. Образование и образ
3.2. Образ творит, образ убеждает
3.3. Образ и Красота в науке
4. ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
4.1. О значении и сущности эстетического воспитания
4.2. О роли школы в воспитании через Красоту
4.3. Развитие воображения
4.4. О работе над привычками
Введение
Согласно идеям, принципам и направлениям, составляющим концепцию воспитания Человека Культуры[1], а также в соответствии с Петербургской концепцией воспитания, которой свойственен комплексный, общепланетарный взгляд на человека в масштабе социума и Вселенной, образование представляет собой основу духовности. Однако, чтобы стать таковым, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и др. ее компоненты. Воспитание духовности – это возрождение русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности.
Человек культуры – духовная личность, воспитание которой предполагает развитие духовных потребностей, в том числе в познании, самопознании, красоте, общении с природой, в творчестве, свободном развитии своего внутреннего мира, поиске смысла жизни, счастья, идеала.
Человеку культуры присущ эстетический вкус, умение творить повседневную жизнь по законам Красоты. Это требует глубоких знаний, в первую очередь, о законах духовного развития человека, общества и всего мироздания, об их взаимосвязи.
Во многом от образования, системы его организации в этом направлении, зависит действенность и результативность такого развития.
Проблемы, связанные с духовностью, нравственным и эстетическим развитием остро стоят перед нашим обществом. Ежедневно по многу раз мы слышим в сводках новостей о всякого рода отклонениях, о девиантном, не соответствующем норме, поведении людей – преступлениях, мошенничестве, обмане, насилии… Многие даже и не подозревают, что к девиантным явлениям относятся и такие, как азартные игры (и не только в казино). Распространенные повсеместно, во многих странах, эти явления стали характерными и для нашей России. Все это не соответствует нормальному образу жизни, жизни в здоровом обществе, красоте. Но как оздоровить, преобразить жизнь?
Несомненно, что начать необходимо с духовного оздоровления, а жизнь духа, как известно, заключается в работе мысли, в чувственном восприятии и осмыслении мира, и потому спасение общества – в формировании культуры мышления, развитии высоких чувств, что достигается, прежде всего, посредством эстетического миросозерцания.
Новый век приносит новое миропонимание. Новые дети, Новый Мир, Новое сознание – все эти понятия требуют скорейшего уяснения – через постижение законов Космоса, законов духа, которые уже раскрыты в фундаментальных философских трудах – Учении Живой Этики, описаны в научных изданиях и научно-популярных книгах. Эти законы ждут своего изучения: давно известно, что незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение. И вполне естественно, что современному педагогу – представителю системы просвещения, необходимо знать об этих законах, о том, что существует Закон духовного преображения через Красоту – [2] «энергетический закон гармонии духа» [3], согласно которому Красота является важнейшим устоем Культуры, она есть энергетическая основа, главный принцип развития, усовершенствования духа.
Изучение законов духовного мира необходимо потому, что, во-первых, технический прогресс, как все мы видим, опережает процесс нравственного развития, и в связи с этим, стремительное развитие технологий, рост изобретений становится опасным для общества и грозит гибелью. Во-вторых, знать об этом важно еще и потому, что в жизнь внедрились многие уродливые явления, разлагающие духовность, такие, как «массовая культура», и которые невежественные люди отождествляют с Культурой. Тем самым в сознание молодого поколения вселяется хаос, и эта путаница увеличивает беспорядок и в без того хаотичном мировоззрении современных людей. Однако, пришло время понять, что порядок и красота, образ и образование – всё это понятия, близкие по значению.
«Научиться воспринимать красоту и понимать ее смысл – значит сделать важный шаг к собственному духовному преображению, ибо она несет с собой высокую энергетику духа, которая вступает во взаимодействие с внутренним миром человека, гармонизируя его и умножая его энергетический потенциал»[4], – отмечают исследователи.
Улучшить, оздоровить обстановку, вылечиться от невежества можно только таким сильным лекарством, как Культура, и то лишь «большими дозами просвещения».
Огромный потенциал знаний из этой области содержится в обширнейшем творческом наследии семьи Рерихов. Категория Красоты представлена в нем, как отмечают исследователи, наиболее полно[5]. Глубина мысли в соединении с сердечностью языка, изобразительного и письменного, стиль изложения материала помогают лучшим образом постигнуть невидимый великий смысл этого понятия.
* * *
Данный методический материал составлен, как и в предыдущих пособиях, с учетом того, чтобы школьные педагоги и преподаватели учебных заведений имели возможность применить его, опираясь на свой жизненный и профессиональный опыт, при необходимости расширяя и творчески дополняя каждое из приведенных положений.
_______________________________________
[1] Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях): Научно-методическая разработка. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. – 32 с.
[2] Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Культура и время. – 2008. – № 1. – С. 4-17.
[3] Шапошникова Л.В. Чаша Грааля Космической эволюции// Шапошникова Л.В. Мудрость веков. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 1996. - С. 292
[4] Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Культура и время. – 2008. – № 1. – С. 4-17.
[5] См. Жерносенко И.А. Алтай в историко-культурологической концепции Н.К.Рериха. – Автореф. дисс…канд. культурол. наук. СПб.: 1997. Автор отмечает: «Культурологическая концепция Н.К.Рериха представляет собой универсальную модель культуры. Интерес к идеям и творчеству Н.К.Рериха сегодня объясняется тем, что он создал уникальную модель и стратегию преображения действительности и самого человека. В его концепции человек предстает как носитель активного высокодуховного, творческого начала, движущего космическую эволюцию. Центральное место в концепции культуры Н.К. Рериха занимает категория красоты, рассматриваемая с позиций космизма».
1. Сущность и значение Красоты в жизни
1.1. Общее в понятии «Красота» и «Прекрасное»
«Соединение истины и добра рождает премудрость, во образ красоты» – сказано у В.И.Даля.
Идеи добра мы мыслим как истину, а воспринимаем как красоту.
Красотой мы называем воодушевленную гармонию, наполненную смыслом и чувством, а Прекрасным – то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам[1]. С этих позиций Красота и Прекрасное могут рассматриваться как синонимы. Разница лишь в том, что красота имеет много эпитетов, а Прекрасное – лишь один: пре-красное – значит, лучше не бывает – эталон, мерило, образец.
Необходимо отметить, что Красоте присвоено много художественных определений, эпитетов (см. прилож. 2), потому, что у людей разного сознания и разного уровня развития неодинаковое понимание красоты, но в высшем смысле Красота (как отмечают словари) – то, что доставляет нам эстетическое и нравственное удовольствие. Но еще со времен Платона известно: прекрасное и нравственное неразделимы[2].
Прекрасное неизменно содержит нравственный критерий, и в этом смысле оно равно тому понятию Красота, которое понимается как идеал, как совершенство. Но чаще под Красотой понимают физические, осязательные явления, между тем как Прекрасное проникает всюду. Прекрасное собирает все лучшие, возвышенные понятия.
ПРЕКРАСНОЕ – категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Явления можно считать прекрасными, когда они в своей конкретно-чувственной целостности выступают как общественно-человеческие ценности. Восприятие Прекрасного вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы, подтверждает и обогащает эстетические идеалы. Прекрасное является высшей степенью Красоты, выражением ее сущностного эстетического начала.
(Словарь «Эстетика». – М.: 1989. – 447 с.).
Исходя из общего в понятиях Красота и Прекрасное, в нашей работе под словом «Красота» подразумевается и внешний аспект, и внутреннее духовное богатство – в единстве.
1.2. Лишь дух знает, где красота
Стало крылатым выражение «Красота спасёт мир», но правильнее сказать – сознание красоты спасёт мир, – говорится в книге поэта и писателя Р. Рудзитиса «Сознание Красоты спасёт»[3]. Наблюдая мощь красоты, – отмечается в книге, – в творениях Леонардо да Винчи и Микеланджело, ощущая ее в произведениях Баха, Моцарта, Вагнера, Мусорского, Скрябина можно свидетельствовать: красота способна спасти, спасти, может быть, в предельном смысле этого слова – сократить путь эволюции.
«Спасти…может лишь красота, поднятая до высшего понимания, лишь истинное осознание красоты. Если простое сознание красоты может возвысить человека, то озарить и освободить его может лишь постижение красоты в сокровенной ее сущности.
Красота может спасти, но тогда нам надо переменить наш взгляд на Вселенную, нам надо облечься в одеяние духовности. Ибо “лишь дух знает, где красота”. Этого не знают наши органы чувств, этого не знает даже наш рассудок. Нашим чувством и рассудку красота кажется воистину чудом, загадкой непостижимой. Лишь наш дух знает, что единственно истинной является космическая красота, что отдельные явления красоты раскрываются полностью лишь в перспективе Беспредельно-Прекрасного.
Лишь наше сердце как обитель духа это знает, ибо биение чистого сердца отражает ритм сердца Великого Космоса».
«Такой мощью красота владеет лишь там, где в душе человека жива божественная искра, где его глаз и ухо и сердце просветляются, где он, более или менее, начинает сознавать красоту. Ведь до нашего уха может доходить даже музыка сфер, но если наше сознание закрыто и спит, то наше ухо не слышит. Так же “можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим произведением искусства”, ибо как тьма, так и свет – в нас»[4] – говорится в книге Р. Рудзитиса.
В чем же состоит Красота, Прекрасное? На этот многосложный вопрос можно дать ответ вполне определенно: в действии, в стремлении к совершенству.
Устремление – главное условие приближения к цели, к идеалу. Красиво то, что нравственно. Красота духа заключается в устремлении к духовному идеалу. Красота состоит в действии, в труде, творческом, подвижническом, в труде на общее благо, на пользу общую (не забудем, что такой девиз был в Лицее, в котором воспитывался А.С. Пушкин).
Но все начинается с мысли. Стремимся в мыслях, потом – в действиях. Мысль чистая – устремленная не к личной выгоде, но к общему благу – благотворна. Такая мысль обладает силой, она созидательна, действенна, она – основа прекрасных действий.
О труде как основе красоты жизни прекрасно сказано в стихотворении Валерия Брюсова «Работа» (см.прилож. 4).
1.3. Что свойственно красоте
Цельность, соразмерность, ясность – неотъемлемые свойства Красоты, выявленные самой жизнью.
Какие еще свойства присущи Красоте, и почему именно она «спасет мир»?
Красота радует, как радует всё, что соответствует качеству жизни.
Красота облагораживает человека. Восприятие Красоты свободно от корыстных соображений. Она вызывает в человеке высокие эмоции и светлые порывы[5].
Красота является самым могущественным фактором совершенствования.
Благотворно влияние красоты на нравственное развитие человечества – дорога в мир нравственного идет через мир Прекрасного.
Красота выполняет познавательную функцию – такое ее воздействие хорошо видно через искусство. Как известно, искусство, – творческая деятельность, направленная на преобразование окружающего мира и человека по законам красоты. Постигая произведения искусства, человек постигает мир.
Красота приносит радость и действует умиротворяющим образом на все живущее. Особенно красота природы. Но такое же воздействие оказывают и произведения творчества, особенно шедевры. Они способны лучшим образом влиять на настроения людей, и это доказывает опыт такого направления, как арт-терапия – достижение гармонизации различных психических состояний человека, опираясь на достижения мирового искусства. Этот метод давно используется в медицине и получает теперь все большее распространение.
Кроме того, известно, что музыка, живопись и все другие виды искусства являются мощным средством сближения людей.
Таким образом, выявляя сущность Красоты, можно говорить о ее познавательной, преобразующей и защитной силе – силе Красоты духовной.
Присущая Красоте связь с понятиями Добро и Истина как гуманистический принцип лежит в основании педагогики.
1.4. Красота - основание Нового Мира
К преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Будущий, Новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты.
Об этом говорится в трудах русского философа, исследователя, публициста Елены Ивановны Рерих, оставившей миру уникальное творческое наследие, раскрывающее законы мироздания.
«Сейчас все человечество стоит на пороге Нового Мира»[6], – писала Е.И.Рерих, обращаясь к молодежи. Новая эпоха принесет великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости, сослужения Общему благу.
Будущий мир будет наполнен Красотою. Пусть каждое молодое сердце сознательного сторонника Света живет ожиданием этого Прекрасного Мира, «который уже идет неслышным, но властным и твердым шагом». В трудное время, когда рушатся старые устои, только спокойствие и терпение могут дать необходимое равновесие и только радостное сознание нового, приближающегося, важного. Источник радости – сердце, а сердце наше должно всегда радостно звучать на Красоту. Красота есть радость, радость есть счастье. Радость – чистая – это радость о добре, радость творчества, – говорится в работах Е.И. Рерих, где рефреном звучит мысль: «Знание и Красота – вечные основы и венцы Космической Эволюции».
Признаки приближающегося Нового Мира уже можно найти сегодня. Они – в появлении новых детей, детей нового сознания, что становится темой для обсуждения на научных форумах[7]. Они также в том, что психология (наука о душе) сегодня приобретает особую значимость – она становится «наукой о конструировании миров», завоевывает особое место в историко-эволюционном процессе[8].
_______________________________________
[1] См. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997. – С. 583.
[2] См. приложение 1 – «Платон о Прекрасном».
[3] Рудзитис Р. Сознание Красоты спасет. – Новосибирск, Свет, 1999. – 128 с.
[4] Рудзитис Р. Сознание Красоты спасёт. – Новосибирск: Свет, 1999. – С. 18, 22.
[5] См. прилож. 6. Молодые о Красоте. Впечатления. Стихи.
[6] Рерих Е.И. О радости. Письмо к молодежи // Рерих Е.И. Путями Духа. – М.: Сфера, 1999. – С.520.
[7] Дети нового сознания/ Материалы междунар. науч.общ.конференции. 2006. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2007.
[8] См. Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 3-11.
2. Красота - понятие этическое. О красоте внешней и внутренней.
2.1. Красота и Этика
Красота есть радость, потому люди к ней так стремятся. Даже внешняя красота вызывает восторг, дает человеку мощный прилив сил. Но если бы все люди знали о значении Красоты внутренней, скрытой, духовной, вся жизнь вокруг могла бы вскоре преобразиться. Понять эту внутреннюю Красоту возможно, лишь осознав свой внутренний провод-струну – со-знание, чувство-знание – связь с Миром Высшим.
Такие сведения о взаимосвязях внутреннего и внешнего призвана дать Эстетика – наука о Красоте и Прекрасном, наука о чувственном познании. Сегодня она недостаточно развита, несмотря на то, что термин «эстетика» – от греч. aisthetikos – чувственно-воспринимаемое – введен в научный оборот еще в ХYIII веке. Между тем, эстетические принципы требуют немедленного уяснения по причине того, что, наряду с другими началами Бытия, они лежат в основе всей Жизни, всего мироздания – само слово Космос переводится с греческого как Красота. Также это нужно по причине возникновения новых условий, в которых к началу этого века оказалось наше общество.
Подлинная Красота отличается от мнимой, и это выявляется через отношение человека к Добру. Истинно красиво то, что нравственно, этично. Однако, в жизни Этика утерялась, исчезла среди нагромождений формулировок. При том, что этическое как сущность жизни выводилось философами из самой сути мироздания. Поскольку Космос есть Красота, то что красиво или некрасиво определяется этическими законами – законами духа, или Космоса, гуманистическими принципами.
Возникающее в наши дни «противоречие между этическим и эстетическим выступает, прежде всего, вследствие несовершенства, уродливости социальных условий», – определяют ученые[1].
Необходимо вернуться с Основам жизни, и восстановить значение Красоты и Этики в их единстве – как в образовательном процессе, так и во всей окружающей жизни.
2.2. Главное – в невидимом
Окружающая обстановка имеет огромное значение в эстетическом воспитании.
Внешняя красота, красота окружающего нас мира, чрезвычайно нужна людям. Как было отмечено выше, она вдохновляет, умиротворяет, способствует совершенствованию. Ребенок, воспитанный в красивой обстановке, сохранит память о Прекрасном на всю жизнь и всегда будет стремиться к нему.
Отметить значение внешнего и внутреннего в теме «Красота» важно, поскольку люди, исходя из внешнего, часто не замечают главного.
Когда речь идет о красоте, обычно имеют ввиду красоту физическую, осязательную, красоту форм, манер, обстановки и т.п. У многих это внешнее отношение преобладает и остается на этом уровне понимания явлений Красоты на всю жизнь – так сознание питается иллюзиями. Между тем, главное заключается в том, что неощутимо, не зримо, не видимо. Согласно законам духа, невидимый мир объясняет мир видимый.
Известно, например, что качества личности – то, что является внутренней характеристикой человека – со временем начинает отражаться во внешнем его облике, становится хорошо видимым для других. Иначе говоря, те или черты характера откладывают отпечаток на лице.
Так или иначе, в любом случае необходимо помнить: мир мыслей и чувств – мир, невидимый глазу, существует и действует на наше сознание гораздо сильнее, чем мы предполагаем.
Сказано: невидимые силы сильнее видимых, и надо научиться видеть красоту внутреннюю – чтобы получить законченный образ человека, того или иного явления, иметь о нем правильное представление.
С юности надо объяснять: если человек ориентируется только на внешнее, он никогда не достигнет успеха в духовном развитии, и его представления о жизни будут примитивны.
О блеске внешней красоты жизни, о ее второстепенности и ненужности точно подмечено А.С.Пушкиным: всё это «мишура» и «ветошь маскарада» («…пышность эта, постылой жизни мишура…что в них?»).
«…Отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад…»
(«Евгений Онегин»)
Конечно, здесь речь идет о красоте бессодержательной. В наши дни эту мишуру, всякую поддельность под Красоту называют: гламур или глянец – отличительная особенность «массовой культуры».
Красивые вещи могут быть, как отрава, для сознания, если не будет соответствующего к ним отношения. «Имейте, но не считайте своим», – гласит мудрость; иначе говоря – не привязывайтесь к вещам, не развивайте чувство собственности. Главное, окружив себя прекрасными вещами, – не впасть от них в зависимость, подобно древнегреческому Пигмалиону. Необходимо также помнить, что духовная сторона всегда страдает, когда у нас слишком много вещей.
Надо понимать, что не столько вещи, – хотя и они имеют немалое значение в жизни, – сколько поступки и привычки окружающих как отражение их качеств, свойств личности будут формировать характер и судьбу взрослеющего человека, наблюдающего жизнь и невольно или вольно подражающего своему окружению. В связи с этим, всё, что относится к качеству жизни, требует осмысления.
Если бы мы заботились о внутренней красоте так же, как о внешней, то далеко бы продвинулись в своем развитии. Мудрость, содержащаяся в классических произведениях, помогает нам лучше вникать в суть многих проблем, в том числе и самых сложных из них, таких, как красота внутренняя и внешняя. И если человеку известно о существовании законов духа, о тех глубинных, духовных связях, действующих через них, то ему будет доступна и вся глубина следующего сонета Шекспира.
Шекспир Сонет 146
Мятежным силам отдаваясь в плен,
Ты изнываешь от нужды духовной
И тратишься на роспись внешних стен.
Недолгий гость, зачем такие средства
Расходуешь на свой наемный дом,
Чтобы слепым червям отдать в наследство
Имущество, добытое трудом?
Расти, душа, и насыщайся вволю,
Копи свой клад за счет бегущих дней
И, лучшую приобретая долю,
Живи богаче, внешне победней.
Над смертью властвуй в жизни быстротечной,
И смерть умрет, а ты пребудешь вечно.
Перевод С.Я. Маршака
2.3. Внешний блеск и духовная нищета «массовой культуры»
Переставлять акценты с главного на второстепенное, переводить внимание от сущности к внешнему – характерная особенность работы современных средств массовой информации. Это свойство присуще и всей «массовой культуре» – индустрии досуга и развлечений.
«Массовая культура» – словосочетание, которое к Культуре не имеет отношения, понятие, далекое от Этики и истинной Красоты, это уродливое явление действительности, пагубно влияющее на духовность. Сложность нашего времени состоит в том, что многие, по невежеству, причисляют явления «массовой культуры» к Культуре, и это вносит большой беспорядок в сознание современных людей[2].
Как отмечают исследователи, «возрастание роли массовой культуры в жизни общества является одной из характерных черт переживаемого Россией периода кардинальных общественных изменений»[3]. Этому сопутствует падение нравственных «табу», мощное влияние западной системы ценностей в кинематографе, на телевидении, в массовой периодической печати и литературе, в различных формах развлекательной индустрии. Это происходит, благодаря «уходу государства из многих сфер культуры и стремительному формированию в ней рыночных отношений, противоречивости законодательной базы, политики в сфере культуры»[4], – поясняют причину ученые. Но «культуру не следует отождествлять с рынком»[5] – отмечают они.
То, что называют «массовой культурой» – это «вид потребительских благ и услуг (наряду с материальными), с одной стороны, и особая технология управления людьми – с другой»[6]. Превратившись в товар для рынка, «массовая культура» имеет целый ряд отличительных черт. Это, прежде всего, ее примитивность, часто переходящая в культ посредственности, ибо обращена к людям с недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты.
«Массовая культура» традиционно противопоставляется Культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного, духовного багажа.
Критерием оценки событий жизни может служить то, что в явлениях «массовой культуры» вы не найдете этических акцентов и возвышенных мотивов, почтения Высшему началу – то, что всегда присутствует в произведениях творчества, и то, что мы относим к Культуре, которую, однако, не следует делить на элитарную и какую-либо другую – Культура едина и неделима, и в основе ее всегда присутствует духовное начало. Надо понимать, что грань между высоким и низким тонка, и в таком случае мерилом служит развитое чувствознание – прямое постижение действительности не умом, но сердцем. Но сердце для этого нужно воспитывать[7].
Этические моменты отсутствуют в «массовой культуре», и это становится причиной того, что места развлечений – это «рассадники пошлости»; притоны людей, сидящих за кружкой пива – зрелище, далекое от эстетики, не лучший для молодежи пример, как следует отдыхать.
«Массовая культура», стремясь привлечь красивостью – блеском и часто роскошным убранством, демонстрирует убожество вкуса: известно, что роскошь не есть красота, но излишество. И если для кого-то красиво это обязательно значит богато, пусть он знает, что это пошло. Пошлость – отсутствие вкуса, это враг красоты; это понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который вульгаризирует духовные ценности, низводит их до уровня грубого, ограниченно-обывательского понимания. Опошляются не только развлечения, но и высокие, прекрасные понятия, такие как Любовь.
Но вечные ценности Культуры могут и должны утверждаться и в быту, и во всей жизни, всегда и везде, в том числе и во время отдыха. Для этого необходимо воспитывать вкус художественный, утончать, развивать сознание до понимания того, что является пошлым, а что достойным.
Если в человеке развито восприятие красоты, заложены основы эстетического миропонимания, за него можно быть спокойным – он будет защищен Красотой и не породит безобразий.
2.4. Прежде всего, мы призовем Музу
Наукой доказано, что человек, не понимающий связи эстетических явлений с этическими и самой жизнью, рискует потерять нравственные ориентиры в жизни, а это приводит к серьезным болезням нервной системы, психическим заболеваниям, а также другим недугам и отклонениям. Поэтому так важно не только помнить о значении Красоты духовной, ее положительном влиянии на здоровье человека, но и непрерывно пополнять свои знания из области эстетики, поскольку нравственные ориентиры дает человеку именно Прекрасное и знания о нем.
«Пусть не гневается на нас Эскулап (как говорили в древности о врачах), но прежде него мы призовем Музу», – давал совет мыслитель древности. Действительно, зачем доводить дело до лечения, до болезни, когда есть истинная психопрофилактика – приближение к искусству, Красоте.
«…Прямое дающие распознавание» – так, обращаясь в гимне к Музам, раскрывал их значение легендарный певец Орфей[8]. Из этого можно понять: Музы не только оздоровляют дух и душу человека, но и дают способность распознавать, где Истина, а где ложь, под какими бы личинами она ни скрывалась. Эта способность у них – от связи с Высшим, от соприкосновения с Искусством, к которому Музы имеют прямое отношение.
«Прекрасное есть щит от зла», – говорили в древней Греции. «Пусть каждый запасется верным щитом. Он получит его от Муз». Так же мудро говорилось: «Умейте почитать Муз, которые помогают вам сделаться героями».
Муза переводится с греческого как мыслящая.
Музы – богини поэзии, искусств и наук. Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания – девять сестер (их мать Мнемосина – богиня памяти). Музы связывают прошлое и настоящее, несут упорядоченность и гармонию. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар, наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом (в науке без них тоже нельзя), воспевают законы и славят добрые нравы. Водитель Муз (Мусагет) – Аполлон, бог Искусств[9].
Стоит поразмышлять о значении Муз в сегодняшней жизни, об этих прекрасных образах – оживить их! Такое занятие, несомненно, придется по душе представителям юного поколения, поможет им (и педагогам) взглянуть на многие знакомые вещи и явления другими глазами.
Важно понять и значение музеев. В античной Греции функцию научно-образовательных учреждений, наряду с академическими школами, гимназиями и лицеями, выполняли также и Музеи (храмы Муз) – это были научно-просветительские учреждения (в храмах, в святилищах, в богатых домах). Музы просвещали.
В наши дни многие музеи, к сожалению, занимаются лишь собирательством и представляют собой неживые хранилища прошлого. Забывая о Музах, «Привратницах Прекрасного», музей теряет свою силу, духовное назначение, и жизнь уходит из него. Но Музей (Музейон – в переводе – Дом всех Муз) – это сфера Искусства, а значит, Красоты и Радости, сфера Знаний.
2.5. Миссия женщины в Новом Мире
Кто поможет молодому человеку разобраться в сущности Красоты жизни, если не Женщина? Кто поможет утончению жизни и устремлению к высшему миру, к гармонии?
«Миссией женщины и до сих пор было: сеять огонь духа, вдохновлять и возвышать мужчину, зажигать пламя мужества, энтузиазма и геройства, любить и жертвовать собою. Если мужчина часто служит уничтожающей силе, женщина рождает жизнь, она – носящая жизнь, благословляющая жизнь, великая и творящая и очищающая мир… Лишь через прекрасный огонь ее сердца дитя может войти в царство грядущей красоты».
«Женщине предоставлена и космическая задача, которую она должна вполне осознать: а именно – трансмутировать низшую, грубую природу человечества в высшую, светозарную»[10].
Утверждающийся Новый Мир приносит великую возможность для женщины, и поэтому на нее возложена забота о красоте и духовности, но также и ответственность за безнравственность нашего века больше, чем на мужчину.
Оттого так важно каждой женщине, осознавая это, сохранить чистоту и красоту своей души, уберечься от проявления низшей природы, не уступая соблазнам, и всеми мерами помочь в этом своим близким.
Спасти мужчину «от падения в эту бездну может и должна женщина... В трудные времена и в трудных обстоятельствах только женское сердце может подсказать мужчине правильное решение и правильный выход из затруднения»[11].
В классических произведениях можно найти огромное количество советов, как уберечься от соблазнов – прельщений и приманок, которые жизнь во множестве раскидывает вокруг, и надо понимать, что нажива, к которой так устремились многие в последние годы, одного корня со словом «наживка».
«Смотри в корень», – советует поэт Эпохи Возрождения С. Брант: «Воистину, мудра лисица:/войти в пещеру побоится,/(какой бы там ни ждал обед),/когда следов оттуда нет».
Сама природа женщины, утонченность ее психического аппарата должны помочь ей разобраться в сложностях жизни, стать ведущей в духовном плане.
Осмысление и правильное понимание роли женщины в утверждении Красоты в жизни возможно лишь при осознании взаимодействия, равновесия и гармонического сотрудничества мужского и женского Начал как необходимого условия существования.
_____________________________________________
[1] Культурология: Краткий словарь / Под ред. проф.И.Ф. Кефели. – СПб.: Петрополис, 1995. – С. 39.
[2] См. дополнительно: www.cultura.spb.ru/mas_kultl.htm
[3] Лебедева В.Г. Истоки и становление массовой культуры в России (1860-1940). Автореферат дисс. доктора культурологии. – СПб.: 2008. – С.3.
[4] Там же.
[5] Межуев В.М. Культура в контексте модернизации и глобализации //Теоретическая культурология. – М.: Акад.Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005 – С. 318.
[6] Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. – М.: 2003.
[7] См. пособие: «Путь Культуры лежит через сердце: Формирование культуры чувств и воспитание сердца в семье и школе» www.cultura.spb.ru/private/metodich/kult_cerdce.htm
[8] Книга Орфея. – М.: Сфера, 2001. – С.166.
[9] Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Т.2 – М.: Больш. Росс. Энцикл., 1997. – С. 179.
[10] Рудзитис Р. Сознание Красоты спасёт. – Новосибирск: Свет, 1999. – С.110.
[11] Клизовский А.И. Призыв к женщинам всего мира // Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. – Рига, Виеда, 1991.
3. Образ и творчество
3.1. Образование и образ
В постижении истины художественный образ играет решающую роль. Кто умеет говорить образно, тот умеет сказать больше. Образное мышление богаче, образная речь доходчивее. Образы обогащают наше сознание и становятся проводниками в мире духа.
______________________________________
ОБРАЗ можно понимать как изображение, картина, вид, а также как представление.
Сознанию нашего современника более близким, скорее всего, будет понятие «ОБРАЗ ТОВАРА» или: «ОБРАЗ ФИРМЫ»[1]. Но и здесь, как и в понятии «образ художественный», предполагается действие законов Красоты, наличие таких ее атрибутов, как цельность, соразмерность, ясность. И прежде всего – верность Истине. Правда, в наши дни, в период расцвета «массовой культуры», хорошо видно, как законы Красоты попираются во всем, и в первую очередь, в системе торговых отношений. Но истина не может не восторжествовать, поскольку человеку свойственно стремиться к знаниям и к красоте, иначе говоря, к Культуре, а значит, каждый может при желании установить эту истину, развив в себе эстетические чувства, совершенствуя свое эстетическое миросозерцание.
Со словом образ связаны такие однокоренные слова, как отображение, воображение, а также слова: преобразить (украсить) и образец. Образ (по словарю В.И. Даля) – вещь подлинная, служащая мерилом для оценки ей подобных (отсюда – образцовый), также это – род, вид, направление, сущность (образ мыслей) и порядок (что-либо расположено таким образом, в таком порядке…).
Отсюда, ОБРАЗ, ПОРЯДОК, КРАСОТА – слова одного значения, и все они имеют прямое отношение к ОБРАЗОВАНИЮ. Следовательно, можно считать, что человек, окончивший учебное заведение и получивший образование, должен иметь такой ОБРАЗ мыслей, который соответствует ПОРЯДКУ – т.е. гармонии, согласованному взаимному соответствию частей (областей знаний), КРАСОТЕ.
3.2. Образ творит, образ убеждает
«Звучать может лишь натянутая струна»[2] – так образно сказано о трудностях и напряжении как необходимом условии творческого труда. И этот образ убеждает лучше логики, вселяя бесстрашие перед препятствиями. Так образ творит, и лаконизм его языка убеждает.
Красота находит наиболее полное воплощение в художественном образе.
Поэт В. Брюсов видел в создании образа некие «тонкие, властительные связи»:
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века,
В отточенной и завершённой фразе.
Отточенность и завершенность – вот характеристики художественного образа, который становится вечным тогда, когда служит людям в их познании мира. Главным помощником в этом всегда было и будет Искусство.
Но не только профессионалов в сфере искусства (кого обычно считают людьми творческого труда), а также и ученого, и каждого деятеля, творчески относящегося к своему делу, объединяет способность в создании художественного образа – наиболее убедительного способа выражения полноты мысли, глубины чувств. В полной мере все это относится и к труду педагога.
Поэт, писатель, музыкант, живописец, скульптор, актер и т.п. – все это художники в общепринятом понимании. Однако, в переносном смысле, каждый человек, выполняющий свое дело с высочайшим мастерством, творчески, с увлечением, умеющий в профессиональном занятии видеть красоту и получающий от него эстетическое наслаждение (как правило, эстетическое наслаждение получают и те, кто знакомится с работой этого мастера) – это тоже художник («художник своего дела»). В таком труде проявляется мера и степень свободы творчества.
Известно, что для создания ОБРАЗА необходима – и это хорошо видно по сфере искусства – техника исполнения, искусность (техне и есть искусство, умение). Отточенность действий, иначе говоря, мастерство возникает не на пустом месте и не сразу – нужны знания, традиции, школа, трудолюбие, любовь к своему делу.
Но прекрасные образы, которые обогащают наше сознание, создаются не только мастерством, но и величайшей работой сердца[3].
О значении сердца в создании образа красоты писал художник и мыслитель С.Н.Рерих:
«Для того, чтобы создать живое произведение, могучее своей правдивостью, художник должен полностью слиться с внутренним миром предмета, который он изображает. Таким образом, когда наши слова идут из сердца, когда мы стремимся наиболее точно выразить свои эмоции и мысли, наше произведение будет иметь наибольшую силу и будет истинно правдивым»[4].
Сердце является средоточием высоких чувств, и ему, сердцу, свойственна самоотверженность. И именно для него естественно понятие Общее благо. Не мыслью о личной выгоде создаются прекрасные произведения, которые «живут потом века», но возвышенными чувствами и способностью к самоотречению, к работе до самозабвения – то, чем так богато сердце.
Это особенно видно по труду выдающихся актеров в создании ими величественных и запоминающихся образов.
Создатель образа, художник, вдыхает жизнь в произведение, и оно начинает жить самостоятельной жизнью. В этом величайшая тайна и сила Искусства.
3.3. Образ и Красота в науке
В науке также нельзя обойтись без создания Образа. Об этом писал известный ученый, один из основоположников нового космического мировоззрения, А.Л. Чижевский: «Образы оказывают безусловную помощь научному познанию». Ценные наблюдения, сделанные им, касающиеся значения образа в науке, приводятся ниже.
Если в построении образа содержатся все наблюденные свойства оригинала, то среди этих свойств в образе можно обнаружить и другие. Наличие этих самостоятельных свойств в образе чрезвычайно важно, поскольку приводит к очень ценным следствиям и проявляет новые, ранее неизвестные, взаимоотношения между явлениями в оригинале[5].
Мы видим, что образ богаче оригинала, поскольку выявляются невидимые свойства последнего. Также мы видим, что наблюдательность – начало пути, ведущего к творчеству. Развитию этого качества в процессе образования должно быть уделено самое пристальное внимание. Без развитой наблюдательности нет ни образа, ни образования. Кроме того, нужно правильное воображение, необходимы знания о предмете.
Ученый Александр Чижевский, который в жизни был еще и поэтом, и художником, писал: «Гармония является важнейшим пробным камнем вероятности всякого учения». На примере его творчества можно понять, почему образ становится богаче оригинала. Это происходит, благодаря участию сердца: словно соединительный провод, оно связывает человека с невидимым миром мыслей и чувств, миром значительно более богатым – Высшим миром.
Важнейшие наблюдения сделаны также в исследовании, посвященном принципу Красоты в науке, где говорится: Красота позволяет приподнять таинственный покров с непонятного для нас явления[6].
Ученый «схватывает сущность… пока еще до конца не объясненных и непонятных объектов действительности». Эта подготовительная фаза открытия связана с высшим этапом воображения и отражает:
устойчивость, соразмерность, полноту выражения гармонии как снятых противоречий, согласованности частей друг с другом и с целым, устанавливающим сопричастность бытия субъекта бытию исследуемого объекта в единстве с миром, Вселенной. Все это сопровождается эмоциональными переживаниями радости, удовольствия, свободы.
«И такой этап понимания сущности объекта… мы и связываем с красотой» – заключает автор исследования. «Данное понимание становится основой объективных, истинных знаний»[7].
Поэтому так важно в науке и в образовании исходить из понимания и значения Красоты, Гармонии и Образа в жизни и творчестве.
Не остается сомнений, что в скором будущем программы обучения, особенно школьного, будут основаны на текстах, богатых образами, и построение каждого методического пособия, сама композиция программы или методики будет напоминать прекрасный образ. Тогда образование станет, действительно, успешным, способствуя формированию образного мышления. Без этого не возможна культура мысли и сама Культура.
От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте. (Платон)
_______________________________________________
[1] Согласно бизнес-словарям, ОБРАЗ ТОВАРА – это сложившееся у потребителя, покупателя конкретное представление о реально существующем или будущем товаре. ОБРАЗ ФИРМЫ – создание, отражение в сознании потенциальных потребителей, покупателей товара данной фирмы выгодного, привлекательного представления о фирме, иначе это называется имидж фирмы (что, обычно, бывает далеко от истины – прим. автора).
[2] Учение Живой Этики. Сердце, п. 24.
[3] См. пособие для педагогов «Путь культуры лежит через сердце» - на сайте www.cultura.spb.ru/private/metodich/kult_cerdce.htm
[4] Рерих С.Н. Искусство и народ. – Art and the People// Rhythm. – Vol. 8, № 3. – P.47.
[5] Чижевский А.Л. Проблема материи (электромагнетизма). Глава 1. Значение образа в открытии естественно-научных законов.– См. http://www.roerich.com/zip/chizhev.zip
[6] Котина С.В. Проблемная ситуация и принцип Красоты в науке. Автореф. дисс...доктора филос. наук. М., 1992.
[7] Там же.
4. Об эстетическом и художественном воспитании
4.1. О значении и сущности эстетического воспитания
Термин «Эстетика» впервые ввел в научный оборот немецкий философ А.Г.Баумгартен, (1735 г.), обозначив словом «айстетикос» (от греческого aisthetikos – чувственно-воспринимаемое) науку о чувственном познании, высшей целью которого, по убеждению ученого, является Прекрасное.
В наше время чувственному восприятию и познанию в педагогике и в образовании придается мало значения – почти всецело уделяется внимание интеллектуальному развитию, что значительно суживает восприятие мира и, естественно, не может способствовать расширению сознания. Еще в XYII веке основоположник европейской педагогики Ян Амос Коменский, рассматривая вопросы воспитания и обучения в неразрывном единстве, указывал на три источника познания – чувства, разум и веру, главное значение из них придавая чувственному восприятию, которое должно подкрепляться разъяснением.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и психофизическим становлением человека под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Эстетическое воспитание реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности.
В более узком смысле, эстетическое воспитание – в отличие от художественного воспитания – направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.
Цели эстетического воспитания и образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.
Со школьниками в процессе обучения должны быть обсуждаемы категории эстетические, которые одновременно являются и этическими понятиями. Каждый старшеклассник должен знать, что означают такие понятия, как:
возвышенное, гармония, героическое, изящное, красивое, красота, прекрасное, совершенство, фантастическое, чудесное, эстетическое.
Наряду с ними должны быть осмыслены такие понятия, как: безобразное, низменное, ужасное.
Возвышенное – высшая мера проявления Прекрасного. Возвышенны явления природы, поступки и мысли человека, вызывающие чувство восторга, благоговения, преклонения перед тем, что идет от Общего блага. Возвышенному противостоит низменное – мера проявления безобразного.
Низменное – мера проявления безобразного. Низменное характеризует социальные явления, имеющие отрицательную общественную значимость. Как низменное воспринимаются и характеризуются беспринципные, антигуманные, безнравственные человеческие поступки и характер тех, кто способен их совершить
Безобразное (противоположное Прекрасному) – явления мертвенные, патологичные, неодухотворенные, лишенные целостности, внутреннего света и богатства. Различные меры проявления безобразного определяют, как низменное, уродливое, ужасное.
Уродливое – мера проявления безобразного. Уродливый – некрасивый, безобразный; нелепый до безобразия; уродство – нечто отрицательное, ненормальное; уродовать – искажать, извращать.
Ужасное – крайняя мера проявления безобразного. Ужасный – очень плохой, вызывающий ужас, чувство сильного страха, доходящее до подавленности, оцепенения; трагичность, безвыходность; ужасное – явления действительности, которые несут несчастья и гибель; ужасное не содержит в себе ничего просветляющего, не оставляет никакой надежды на освобождение от несчастий, в отличие от трагического, которое всегда имеет разрешение в будущем. В ужасном человек – раб обстоятельств, он не владеет миром; ужасное сопутствует пессимистическому мироощущению.
Совершенствованию эстетического сознания способствуют:
МЫШЛЕНИЕ художественное (включающее в себя высокую эстетическую избирательность, ассоциативность),
ЧУВСТВО эстетическое («чувство наслаждения жизнью», отражающее богатство духовного мира человека),
ВКУС эстетический (способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное; потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в творчестве),
ВООБРАЖЕНИЕ художественное (способность сознания создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами художественности),
ИДЕАЛ эстетический (высший критерий эстетической оценки),
ОЦЕНКА эстетическая (способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия).
Важно учитывать, что все эти факторы взаимосвязаны и взаимозависимы.
4.2. О роли школы в воспитании через Красоту
В наши дни особую значимость приобретают вопросы художественного воспитания детей.
«Школе надо отвести особое место воспитанию через искусство и Прекрасное, понимая красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова, – говорится в книге Р.Рудзитиса «Сознание Красоты спасет». – Наше школьное воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и отвлеченного мышления, но слишком мало развивает духовные функции: возвышенность и светородность мысли, воображение, наблюдательность, чувство соизмеримости, чуткость и находчивость, наконец, – духопонимание, человеколюбие и т.п., все то, что в богатой мере дается и искусством и красотой».
О том, что возвышению сознания, его утончению служит Искусство – об этом нужно всегда помнить, решая насущные задачи образования и воспитания. В связи с этим, особое значение имеют следующие вопросы.
Как показывает жизнь, без музыкальной грамотности не может быть эстетического развития – начальные знания из области музыки должен освоить каждый школьник. Невежественность в этой сфере порождает многочисленные конфликты, которые незримо присутствуют в основе многих проблем. Это должно стать предметом обсуждения и заботы в системе образования в самом ближайшем будущем.
В известной степени, решению данного вопроса способствует изучение такой дисциплины, как «музыкальная литература», которая входит пока в программы лишь музыкальных школ. Нетрудно представить, сколько пользы обществу и каждому молодому человеку могло бы принести элементарное музыкальное образование и просветительство в области музыки – мира, основанного на законах гармонии. Незнание этих законов приводит к большим осложнениям, в том числе нарушению психики.
Необходимо всеми мерами направлять сознание детей и юношества к музыкальной культуре.
Воспитание через освоение знаний в области народного творчества, привитие художественного вкуса через мастерство и рукоделие, что развивает наблюдательность, заостряет внимание, учит терпению – это также задача, безотлагательная для образования.
Не меньшую значимость имеет просветительство в области цветоведения и ароматологии, что также помогает утончению и обогащению сознания.
Все это вместе взятое способствует самому важному – правильному развитию воображения.
4.3. Развитие воображения
Эстетическое развитие требует воспитания такого качества, как воображение. Без воображения нет творчества. Без правильного воображения невозможно познание мира. В этом его главная особенность и его значение.
Поскольку под воображением понимают всякий процесс, протекаемый в образах, то необходимо различать воображение репродуктивное и творческое. Если репродуктивное воображение мало отличается от того, что мы называем памятью, то воображение творческое превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте, именно оно обеспечивает развитие сознанию.
Необходимо помнить, что образы имеют свойство воплощаться в реальной жизни, поэтому так важно научиться прекрасно воображать, красиво мыслить, поскольку безобразные порождения приносят неисчислимый вред. Примеры отличных образов дает нам, прежде всего, природа. Наблюдение за природой рождает прекрасные мысли, так же как и созерцание, изучение художественных произведений, творений человеческого гения.
Не зря отмечено: сила воображения – это энергия Культуры. В основе Культуры и развития жизни лежит творчество, но неразвитое воображение порождает мертвенность, стандарт.
Школьный учитель, являясь носителем духовных ценностей, общаясь с детьми, постоянно излучает высшие духовно-нравственные и познавательные образы, – пишет Ш.А. Амонашвили в книге «Школа Жизни». – «Трудно перечислить все возможные источники, которые рождают одухотворённые образы, тем более невозможно перечислить сами образы. Образование потому и есть процесс образования, что он полностью пропитан возвышенными и утончёнными образами, питающими душу и сердце Ребёнка» (главу «Уроки красоты» см. в прилож. 3).
4.4. О работе над привычками
Эстетическое воспитание и самовоспитание без осознания понятия Культура и того, что понимается под культурностью невозможно – альтернативой этому могут быть только дикость, варварство, деградация. Может ли человек невежественный быть культурным? И могут ли иметь отношение к Красоте и Культуре такие свойства характера и привычки, как нетерпимость, невоздержанность в словах и поступках, лживость, лицемерие, высокомерие и т.п.? И можно ли считать частным делом то, что связано с понятием «характер человека»?
О красивом и некрасивом в привычках, в характере необходимо говорить со школьниками как можно чаще. Темой обсуждения могут стать, к примеру, и такие свойства, далекие от красоты, как многословие и пустословие, но особенно недопустимо в общении сквернословие, – от него обществу надо самым решительным образом избавляться. При этом должно быть доведено до сознания, какой вред приносит употребление дурных слов и человеку, и пространству. Также склонность к штампам, стандартным фразам, неживому языку – всё это убивает красоту.
Прекрасное необходимо утверждать непосредственно в быту, в отношениях с людьми, помня о том, что Красота сочетается с простотою.
Будем помнить, что простота в отношениях с людьми, так же, как искренность – основы сотрудничества, и эти качества следует развивать прежде всего.
Также благородство – одно из самых красивых человеческих качеств, почти забытое в употреблении слово – о нем, как и о доброте, надо вести беседы, диспуты, специально посвященные этим темам, обсуждению этих и других лучших качеств, которые заключает в себе Красота:
бескорыстие, великодушие, доброжелательность, добросовестность, милосердие, мужество, ответственность, отзывчивость, порядочность, принципиальность, самоотверженность, смелость, сострадание, терпимость, трудолюбие, человеколюбие, честность, чистосердечность – все это качества ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ.
Разъясняя значение личностных качеств, необходимо подчеркнуть, что простота не есть грубость. Грубое поведение не соотносимо с понятиями утонченность и красота. О недопустимости проявления грубого поведения особенно нужно говорить, когда речь идет о предназначении женщины (см. раздел 2.5). Подражание мужчине в курении и сквернословии, участие в грубых видах спорта – совместимо ли это с женственностью?
Закладывая основы духовности, пусть педагог, преподаватель, воспитатель начнет с самого себя, со своего образования в области эстетики.
Неискушенным глазом.
Алмазы огранить
Возможно лишь алмазом.
(Мирза Шафи)
Любовь, Красота и Действие – в этом мудром единстве заключается путь преображения.
О Красоте сказано немало. Люди преображают жизнь и сами преображаются, но без понимания красоты Любви – основы педагогики – не подойти к пониманию красоты Действенности. Чтобы утвердить Красоту в самой жизни, необходимо действовать.
Осознанная Красота должна стать
ведущим началом жизни.
______________________________________________
[1] Российская педагогическая энциклопедия. В 2-т. Т.2 – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. – С. 625.
[2] Рудзитис Р. Сознание Красоты спасет. – Новосибирск, Свет, 1999. – С.64.
[3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – С. 295.
[4] В качестве примера прекрасного воображения см.материал «Идея Города Мира» на сайте журнала «Педагогика Культуры» (№ 7 за 2008 г.),
[5] См. Уварова Л.И. Оковы привычек // Педагогика культуры. – 2005. –№ 2. – С. 64-66, а также на сайте журнала «Педагогика культуры»
Вместо заключения
Кто-то скажет: говорить о Красоте – все равно, что объять необъятное. Тем не менее, поднятые здесь вопросы крайне важно обсуждать с молодым поколением – о значении самой Красоты, о том, что является Прекрасным и какие явления в жизни относятся к безобразным, уродливым, пошлым. Необходимо пополнять знания в области эстетики, осознав значение образа и усвоив, что такое правильное воображение, которое формируется любовью к Прекрасному, вниманием к природе и искусству, народному творчеству. При этом важно помнить, что в основе всякой деятельности по воспитанию и самовоспитанию лежит работа над привычками, что за этими малыми действиями идут большие. Подвиг жизни как проявление Прекрасного рождается пониманием значения труда. Нужно также осознать, что огонь духа поддерживается любовью к Красоте и что без действенной любви к Прекрасному нет путей преображения.
* * *
Кто подвигнет к совершенствованию?
Кто вдохновит к дерзанию?
Кто откроет входы в новое познание?
Чей огонь озарит ум и сердце к новому пониманию жизни?
Кто скажет то самое нужное слово, которое охранит дух в минуту разрушительного сомнения?
Кто научит на Весах Красоты взвесить каждое мгновение творчества?
Кто научит увидеть мир и себя в зеркале Единой Истины?
Если не будет тебя, учитель?*
* * *
Будем строить Храм Красоты,
и на подходах к нему раскинем сад Радости.
* "Живая Школа" – http://www.scalae.narod.ru/
Приложения
3. Амонашвили Ш.А. Уроки постижения Красоты
6. Впечатления. Молодые о красоте
7. Ключников Ю.М. Индия Тадж-Махал
8. Праздник как форма эстетической деятельности
* * *
во время общего материального кризиса,
уместно говорить об искусстве и науке?
Вот именно уместно.
Расцвет искусства и науки является разрешением житейских кризисов.
Опыт долгого времени указывает нам, что искусство и знание расцветали там, где сверху
они признавались величайшими стимулами жизни.
Там, где главы государства,
где владыки церкви и все руководители жизни
сходились в стремлении к Прекрасному,
там и происходил ренессанс,то возрождение,
о котором теперь пишутся такие восхищенные книги.
Мы вводим всеми средствами искусство во все проявления жизни.
Вы – Учителя искусства; вы – эмиссары красоты;
вы сознаете ответственность перед грядущим поколением,
и в этом выражается ваша радость и ваша непобедимая сила.
Ваши действия – благородные действия.
Вам, моим невидимым друзьям, мы шлем наш зов.
Мы знаем, как трудно для вас начать борьбу за свет и достижения.
Но препятствия –
только новые возможности создать благодетельную энергию.
Без битвы нет победы.
Будущие мученики мудрости и красоты,
мы знаем нашу ответственность перед вами!
С каждым утверждением Красоты и высоты,
мы создаем качество будущей жизни.
Н.К.Рерих
Приложение 1.
Платон о Прекрасном
Платон полагал, что людям присуще врожденное и неизменное ощущение прекрасного, гармонии, ритма и что только это ощущение и может быть их критерием.
- Прекрасное не ограничивается одними чувственными предметами.
- Прекрасное является объективным свойством, а не субъективной реакцией людей на прекрасные вещи.
- Критерием прекрасного является врожденное чувство прекрасного, а не мимолетное ощущение удовольствия.
- Не все, что нам нравится, является в действительности прекрасным.
- Сущность прекрасного, как, впрочем, и всякого блага – в порядке, мере, пропорции, гармонии.
“Мера и пропорция потому имеют такое решающее значение для красоты вещей, что они придают им единство”
“Безобразное – это то, у чего не достает меры”.
В одних случаях меру следует понимать как число, в других же – как соразмерность и соответствие.
Чувство порядка и меры, пропорции является свидетельством “родства с богами” человека.
“Высшая красота достигается путем соединения внешней красоты с внутренней”.
“Любовь к Прекрасному есть восхождение”.
“Духовная красота есть красота высшая”.
Платон понимал Прекрасное не только как одну эстетическую красоту, но и как красоту моральную.
“Перед художником стоит только одна задача: открыть и воспроизвести ту единственную форму, которая присуща каждой вещи. Любое отклонение от совершенства этой формы представляет собой ошибку, фальшь, вину”.
Приложение 2
КРАСОТА (Словарь эпитетов)
О красивом, прекрасном в жизни, в природе, в поведении человека; об истинной и о ложной красоте. Безмолвная, бесподобная, бессмертная, бесхитростная, благородная, великая, волшебная, выдуманная, вялая, девственная, дивная, душевная, естественная, жуткая (разг.), замечательная, земная, изумительная, изысканная, исключительная, искусственная, истинная, ложная, лучезарная (устар. поэт.), мажорная, могучая, невиданная, негаданная (нар.-поэт.), неземная, неописуемая, неписаная (нар.-поэт.), неповторимая, неподражаемая, непостижимая, неприукрашенная, несказанная (нар.-поэт.), нетленная, нехитрая, ослепительная, первобытная, первозданная, поддельная, подложная, показная, правдивая, природная, приукрашенная, радостная, редкая, редкостная, роскошная, совершенная, трогательная, удивительная, фальшивая, фантастическая, хладная (устар.), холодная, царственная, чистая, чудесная, чудная, ясная. О красивой, привлекательной внешности человека. Бесстрастная, библейская, благородная, броская, властная, влекущая, возвышенная, восточная, вызывающая, гордая, грубая, демоническая, живая, замечательная, земная, изящная, коварная, кричащая, ледяная, манящая, милая, минутная, мягкая, навязчивая, небесная, невиданная, нежная, немая, неотразимая, обаятельная, обольстительная, одухотворенная, опьяняющая, ослепительная, ошеломляющая, писаная (нар.-поэт.), плакатная, пламенная (устар. поэт.), пленительная, покоряющая, поражающая, поразительная, потрясающая, приманчивая, пышная, пьянящая, редкая, резкая, русская, сверкающая, светлая, смягченная, спокойная, строгая, суровая, телесная, теплая, тихая, тонкая, торжествующая, цветущая, чарующая, чувственная, чудесная, эффектная, яркая.
*(а также) Веская, вечерняя, вешняя, военная, задумчивая, мотыльковая, мраморная, мудрая, неукротимая, осенняя, самовластная, снежная, тяжелая, усталая, четкая, ядовитая.
(В данном разделе использованы примеры из «Словаря эпитетов русского литературного языка»
– СПб: «Норинт», 2002. –224 с. Автор Горбачевич К.С.)
Приложение 3
Уроки постижения красоты
Амонашвили Ш.А.,
В Школе Жизни это есть интегральный образовательный курс, цель которого – выявить и развить в Ребёнке глобальную способность постижения и переживания красоты в разных её проявлениях и формах. В процессе развития этой способности раздвигаются грани духовной и нравственной жизни Ребёнка, грани его познаний, деятельности и творчества.
В то же время находящаяся в развитии способность направляет Ребёнка на самосовершенствование и утверждение прекрасного в себе и вокруг себя. Формула “Сознание красоты спасёт мир” обретёт для Ребёнка конкретный смысл и станет мотивацией многих его благих побуждений.
Важно проследить самое главное – качество интегральности уроков постижения красоты. Виды искусства рассматриваются как своеобразные науки, которые тоже исследуют действительность, постигают мир. Каждый вид искусства делает это своими средствами и описывает реальность языком красок, звуков, движений. Что является предметом исследования для каждого вида искусств? Таким предметом является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.
Если художник рисует одинокое дерево, это не означает, что ему жаль конкретное дерево, а означает, что в этом образе выражает он свою жизнь, свои познания и отношения, жизнь людей. С помощью своих творений: художественных полотен, симфоний, балетных и драматических спектаклей, романсов и песен их создатели (художники, композиторы, артисты, балетмейстеры, режиссёры и др.) несут людям яркие образы жизни для облагораживания чувств, мыслей, взаимоотношений, жизни; доставляют им радость, волнение, вызывают сострадание, возмущение. Образы искусств украшают жизнь и быт людей.
Такая интегральность образовательного курса “Уроки постижения красоты” обеспечивается тем, что, кроме многих других сфер действительности, он вбирает и синтезирует в себе обычные для начальных школ предметы – музыку и изобразительное искусство, а также балет и театр.
На уроках постижения красоты дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни выдающихся художников, композиторов и музыкальных исполнителей, режиссёров и артистов театра и кино, танцоров и т.д., рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире. Детям даётся возможность долго рассматривать качественные репродукции картин, долго слушать музыку, искать чувства, отражённые в музыке, в рисунках, в танце.
В Школе Жизни содержание образовательного курса “Уроки постижения красоты” строится примерно по следующей схеме:
Красота во всём; движение к порядку и красоте в проявленной Вселенной.
Красота как высшее состояние, высший закон гармонии, порядка, целесообразности. Космос – значит “Порядок”, “Устройство”, “Красота”. Движение Вселенной к преобразованию хаоса и безобразия в гармонию в облике красоты.
Красота в Природе: формы, цвета, убранство, целостность, взаимообусловленность, перемещения, движения, голоса, образ жизни, горы, равнины, реки, водопады, моря, растения, их плоды, семена, леса, животные, насекомые, птицы, смена времён года, погода, облака, ветры, стихии, огонь... Принцип стремления к целесообразности и гармонии в творческом восхождении Природы. Способность видеть красоту во всех проявлениях Природы (красоту внешних форм и сочетания цветов, красоту движений, красоту закономерностей и целесообразности) и восхищаться ею, беречь всю нерукотворную красоту Природы.
Красота Космоса: Солнечная система, восход и заход Солнца, день и ночь, Луна, звёздное небо, расположение звёзд, закон целостности и притяжения, свет, тьма, движение Земли вокруг своей оси, вокруг Солнца, порядок движения, стремление к совершенствованию. Способность видеть и чувствовать явную и скрытую красоту Космоса.
Красота жизни людей – устремлённость к совершенствованию, восхождению.
Человек – микрокосмос, носитель всей гармонии и красоты Мироздания. Красота и совершенство тела человека, красота речи, человеческого общения, красота труда; рукотворная красота, плоды человеческого труда, творчества, гения – красота архитектуры, живописи, музыки, танца, обрядов; красота созидания, преобразования; красота научных теорий и открытий.
Способность восхищаться и наслаждаться высшими образцами рукотворной красоты, высшими духовными ценностями.
Преобразующая, возвышающая сила сознания красоты, способности построения и переживания красоты умом и сердцем.
Стремление к упорядочению жизни по принципам красоты, к утверждению гармонии и порядка.
В образовательный курс “Уроки постижения красоты” включаются такие формы деятельности детей, которые помогут им накапливать в себе опыт понимания красоты:
Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. –
М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.
Приложение 4
Валерий Брюсов
Работа
В полях, за станком, за столом,–
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета,–
Часы за упорным трудом!
Иль – согнут над белой страницей,
Что сердце диктует, пиши;
Пусть небо зажжется денницей,–
Всю ночь выводи вереницей
Заветные мысли души!
Посеянный хлеб разойдется
По миру; с гудящих станков
Поток животворный польется;
Печатная мысль отзовется
Во глуби бессчетных умов.
Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастет:
Что станет с плодами,– безвестно,
Но благостно, влагой небесной,
Труд всякий падет на народ.
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,–
Все счастье земли – за трудом!
Приложение 5
М.В. Гореликова
ЛЕГЕНДА
Давно это было. Радость и счастье царили на Земле. Люди жили как братья. И вся их жизнь была Музыкой. Инструментов музыкальных не было тогда. Но звучания прекрасные наполняли Землю. Люди пели. Голоса у всех были благозвучны, речь полна гармонии, и прекрасный ритм был во всех их действиях. По утрам люди настраивали себя, вслушивались в Гимн Восходящего Солнца. А ночью внимали музыке Далеких Светил. И умели они слышать звучание мысли. И каждый человек слышал песню сердца другого человека.
И правила на земле Светлая Царица. Красота ее была лучезарна, как Солнце, как Звезды. Тот, кто хоть раз взглянул на нее, сам становился красивее. Но еще более чудесным был ее голос. Невозможно описать всей его красоты и волшебных свойств. Голос Царицы нес в себе пение Звезд. Люди настраивали свои сердца в тон этой небесной музыке. А ветры и водопады на Земле стремились петь, подражая голосу Царицы. Имя ее было – Музыка.
Но однажды все изменилось на Земле. Черный Волшебник – повелитель подземного царства – всегда стремился захватить власть над людьми. И однажды, во время затмения Солнца, наслал он на них чары. И когда Солнце вновь засияло над Землей, люди уже были другими.
Глаза их не стали слепыми, и уши продолжали различать звуки, но сердца стали бесчувственны к Красоте. Люди перестали понимать песни ветров и водопадов. Ушло пение из жизни. Речь стала грубой. Люди стали не чуткими друг к другу. И Прекрасная Лучезарная Царица стала казаться им такой же обычной, как и все. Красота утратила свое влияние на жизнь людей.
И только один человек оказался не подвластен злым чарам. Это верный Хранитель Царицы – Серебряный Рыцарь. Его любовь и преданность ей были так велики, сердце так пламенно, что чары не смогли подействовать.
Одинокие среди околдованных людей, взывали они к их сердцам. Но тщетно. Люди не понимали, о какой Красоте и какой Музыке им говорят. Они красивы, красиво одеты, у них много хороших вещей. Ну и что ж, что не слышат они Пения Звезд. У них много важных дел на Земле. И только некоторые, более чуткие, иногда ощущали странную тоску в сердце. Словно когда-то они были очень-очень счастливы. Но все забыли.
Высоко, у самого неба жил Великий и мудрый Волшебник Белой Горы. К нему за помощью и советом отправились Царица и Рыцарь.
– Знаю о том, какая беда постигла Землю. Я буду помогать людям. Но изгнать зло из своей жизни они должны сами. Сейчас время Черного Волшебника. Долго оно продлится. Но не вечно. Открою вам тайну. Твой голос, Царица, посеял в сердце каждого человека искру – частицу небесного огня. Сейчас сердца людей покрыты земной пылью. Но придет время, огни разгорятся, и их сила наполнит Землю. А пока стань невидимой. И невидимо помогай людям. Будь везде. В тихом шелесте листьев, в ласковом дуновении ветра; невидимой взывай к чувству прекрасного в сердцах человеческих. Я же дам людям музыкальные инструменты, и каждый из них будет напоминанием о Прекрасной Музыке. И всякий раз, когда инструмент будет брать в руки человек с возвышенной душой, сокрытая в инструменте сила жизни будет освобождаться и наполнять Землю.
И дам я людям один инструмент особенный. Даже внешне он будет напоминать Царицу. Струны его будут заставлять вибрировать лучшие струны души человеческой, а голос будет проникать в самое сердце. И никогда этот инструмент не сможет петь без своего верного и чуткого спутника. Вечно неразлучны, в руках вдохновенного исполнителя, они будут взывать к голосу Красоты в человеке. И всякий раз, когда вдохновение будет касаться души, хоть одно сердце на Земле будет освобождаться от чар. И больше будет становиться силы жизни на Земле. (Так родилась скрипка…)
Волшебник Горы исполнил свое обещание помогать людям в это мрачное время. Много стало разнообразных инструментов. И много стало звучать музыки на Земле. И стал Волшебник посылать на Землю своих людей. Рождаясь на Земле, они отличались от всех людей тем, что их сердца были открыты небесной музыке. Они слышали и , обладая талантом, могли создавать для людей музыку, хранящую в себе небесный огонь. И когда люди слушали, напрягая лучшие силы своей души, сила освобождалась. Огонь в сердцах загорался, силы жизни на Земле становилось все больше. И пришел на Землю человек, который принес людям музыку, в которой была сила Солнца. Она могла бы пробудить любовь и искренность в людях.
Музыка неба напоминала о счастье и радости, которые придут на Землю, когда люди самоотверженно устремятся к Красоте. Но людей, пробудившихся от чар, по-прежнему было мало на Земле, а все дело в том, что большинство людей стало считать музыку развлечением. И в тех, кто слушал и в тех, кто исполнял, уже поселилась вместо любви к Музыке любовь к себе. Люди слушали произведения, хранящие силу неба, и восклицали: «Это гениально! Это божественно!» Но сердца их молчали. И волшебная сила оставалась сокрытой.
А злой волшебник стремился отвлечь внимание людей и послал на Землю свою музыку. И землю стали наполнять громкие и резкие звучания, диссонансы, грубые ритмы. Музыка эта стала звучать везде. Злой волшебник заботился, чтобы люди меньше оставались в тишине. В тишине можно услышать тихий голос своего сердца. И можно услышать прекрасный голос невидимой Царицы, наполняющий пространство.
И тогда Серебряный Рыцарь собрал детей:
– Вы умеете беседовать со звездами, играть с ветрами и ручьями. Вы летаете во сне. Вы видите и слышите много такого, что не могут слышать взрослые.
И поведал им о тайне невидимой музыки. И стал учить их слушать свое сердце. И слушать в тишине. И стали они слышать звуки голоса прекрасной Царицы и стали видеть цветные огни – отблеск ее сияющей красоты. Так зажглись их сердца…
Прошло время. Дети выросли. И бережно сохранили то, чему научил их Рыцарь. Больше стало людей, освободившихся от чар, но по-прежнему мало, чтобы вернуть царицу Музыку людям.
И вот настало время. Из бескрайних просторов Вселенной приблизилась к Земле чудесная Звезда. Такая же величественная, как наше Солнце, но еще больше и прекраснее. И когда ее лучи коснулись Земли, огонь в сердцах пробудившихся людей стал мощным, сила их увеличилась. И много стало силы жизни на Земле.
И тогда сияние наполнило все вокруг, и ночь стала как день. Пришло время появления Музыки на Земле, и люди стали преображаться. И стали они слышать то, что не слышит ухо обычного человека: звучание каждого человеческого существа.
Одни люди издавали звук чистый и звонкий, другие тусклый, а третьи резкий и грубый.
И прозрели люди, и вновь стали настраивать струны души и сердца и выстраивать все голоса и звуки земли в одну стройную и гармоничную симфонию. И тогда видима всем стала Царица Музыка. И все, что ранее казалось людям красивым, померкло в звучании ее Красоты надземной. А рядом – Серебряный Рыцарь – в лучах подвига и славы. Как пример вечной преданности и вечной верности на земле. А Черный Волшебник навсегда покинул Землю. Потому что зло не может существовать в атмосфере Красоты и Гармонии.
Приложение 6
Впечатления. Молодые о Красоте
* * *
Раздвинул стены, горы, ночь…
Убрал деревья с легким шумом,
Отбросив темноту их прочь…
Как быть? Бежать на берег, плача?
Сказать кому-нибудь о том,
Что надо жить совсем иначе,
Что нужно помнить об одном –
Об этой красоте тревожной,
Об этой вспыхнувшей мечте,
Забыть, забыть, забыть о ложной,
Пустопорожней суете...
Иль просто верить этой жгучей,
Великой правде Красоты
И знать, что этот миг – не случай,
А Зов бессмертной Правоты.
Н.А.
* * *
О жизни, смерти и судьбе,
Но как могу описать
Всё, что теперь известно мне?
Я вижу больше, чем хочу,
Я знаю больше, чем могу,
От жизни старой ухожу
И всем, кто хочет, помогу.
Свобода духа – цель моя.
От всех пороков бытия
Желаю чище стать теперь.
Ты хочешь, верь или не верь, –
Постыли радости порока.
Я в них теперь не вижу прока,
Я в очищеньи вижу смысл.
А. Маслова
Приложение 7
Навстречу году Индии в России
Юрий Ключников
ИНДИЯ
Не в чудесах твоих для нас магниты,
|
ТАДЖ-МАХАЛ
В предвечернем прокопченном небе,
|
Приложение 8
Праздник как форма эстетической и художественной деятельности
Эстетическое содержание изначально и всегда присуще празднику.
Оно заключено в самом феномене праздника,
его особой жизнедеятельности, которая всегда:
– коллективна и возникает там, где уже имеются духовные связи между людьми, ею еще более укрепляемые;
– так или иначе организована и предстает в виде обряда, игры, состязания или какого-то более сложного церемониала;
– развертывается в свободное от работы время, являющееся пространством для развития творческих способностей человека;
– требует особого, ценностно значимого и красочно оформляемого места;
– объединена с идеальными устремлениями, с социальными чаяниями людей, их надеждами на лучшую и счастливую жизнь, каковые и стремится сделать, пусть кратковременной, реальностью;
– связана с целым комплексом жизненных, культурных и эстетических реалий, не имеющих места вне праздника (особые обычаи, традиции, поступки, вещи, знаки, символы, нормы общения, словесные формулы и др.).
Будучи средоточием такой жизнедеятельности, праздник эстетически организует и переоформляет время индивидуальной и коллективно-групповой жизни. Соизмеряя ее с ритмом социально-исторической жизни и с ритмом природы (космоса), он вносит в нее элементы полноты, целостности, гармонии и красоты.
Праздник – а по сути, сама жизнь – эстетически преображенная, проявляющаяся во всем блеске и переизбытке сил, выступает в свою очередь, мощным импульсом для развития художественного творчества.