Основы сотрудничества

Оглавление

 

 1. Единение – основа каждого строительства

Сотрудничество должно быть принято
как основание бытия

 

Известно, что к преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего в обществе в тесном единстве с явлениями природы и мироздания.

Что мешает людям объединиться для добрых дел, для культурного созидания? Сколько радости можно испытать в сотворчестве, сколько сил и времени можно сэкономить, объединившись в благородном труде!

Если есть понимание серьезности стоящих перед обществом задач, если общие цели ясны, что может служить помехой для единения и сотрудничества? Разумеется, ответ в данном случае не может быть однозначным – причин разъединения много.

Проблемы сотрудничества относятся к разряду самых трудных, а это значит, что им необходимо уделять особое внимание. Сложность заключается в том, что решение этих проблем сводится, как правило, к работе по самосовершенствованию. Работа же над собой – это «лютая борьба с самим собою», а когда и кому это было легко? Но если люди будут бояться трудностей, поступательное движение в обществе попросту станет невозможным.

Сотрудничество есть гармония человечества.
Оно открывает легкие пути к совершенствованию

«Силы, действующие друг против друга, взаимно уничтожаются. Силы, действующие параллельно в том же направлении, являют сумму этих энергий, и силы, действующие врозь, теряют в зависимости от угла расхождения.

Люди не могут понять, что этот основной закон физики есть также основной закон и сотрудничества» (П.–13. 10. 30).

Анализ публикаций и выступлений по обмену опытом работы организаций, групп и отдельных лиц, представляющих общественное движение по защите Культуры, показывает, что в этой большой просветительской и охранительной деятельности не уделяется должного внимания изучению принципов сотрудничества как Основ бытия и созидания. Однако, без их осознания и усвоения, как без фундамента, строить здание будущего бессмысленно: без опоры, как известно, никакие построения не устоят.

Лучшее будущее возможно лишь при усвоении главных понятий эволюционного развития, самих устоев жизни - принципов единения и сотрудничества.

О готовности к сотрудничеству

Как известно, чтобы совершать большие и важные дела, нужно единение – только в единении сила.

Люди, объединяющиеся во имя Культуры, во имя утверждения новых отношений в мире, сознавая всю напряженность момента и понимая свою ответственность, строят эти отношения уже сейчас, среди общественно полезных дел проводя новые знания в жизнь. И строительство это дается нелегко.

Успех сотрудничества зависит от осознания Основ, на которых строится сотрудничество, от степени готовности всех участников совместного труда к самому процессу сотрудничества.

Сотрудничать можно и нужно, когда сознание участников общего дела направлено к Общему благу. Но при этом необходимо учитывать, что степень сотрудничества зависит от многих условий и выражается в широком спектре взаимодействия: от простой взаимопомощи до единения духовного.

В первую же очередь, необходимо, чтобы совпадали цели потенциальных сотрудников и их представление о методах достижения этих целей. Выполнение этих условий позволит выстраивать все действия целесообразно и гармонично.

 

 

2. Доброжелательство - главный принцип сотрудничества

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВО И ДРУЖЕЛЮБИЕ ЕСТЬ ОСНОВА БЫТА

Доброжелательный – желающий добра,
готовый содействовать счастью других
(Словарь русского языка)

 

Человеческое общение будет истинно человеческим лишь при условии полного доброжелательства.

Лучше иметь дело с незнающими, но доброжелательными людьми, чем с теми, кто много читал, но ничего не усвоил. Доброжелательный человек – это человек миролюбивый, терпимый к недостаткам других. Он искренне предан добру; истинная же преданность добру рождается сердцем, но не рассудком.

Доброжелательность позволяет сгладить многие потенциальные конфликты и непонимания среди сотрудников. Можно многим советовать панацею дружелюбия и не уставать повторять об этом лекарстве духа и тела. Когда-нибудь и врачи пропишут дружелюбие как сильнейшее противоядие. Нельзя забывать, что злоба притягивает действие ядов, тогда как дружелюбие противостоит им.

Но, если сказано, что дружелюбие и сердечная теплота дают наилучшие результаты, что же мешает проявляться им?

 

2.1 ЧТО МЕШАЕТ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВУ?

НЕУМЕНИЕ ИЛИ НЕЖЕЛАНИЕ ПОНЯТЬ ДРУГОГО

Человек, будучи вовлеченным в общественные, трудовые отношения, попадает в условия постоянного общения с другими людьми. Но задумываемся ли мы, общаясь, что и как мы говорим друг другу? Придаем ли мы значение главному – или, наоборот, пустякам?

Люди часто не понимают друг друга, говоря на одном языке, но – не понимают или не хотят понимать?

Тот, кто пока не подошел к осознанию законов Бытия, еще позволяет себе не желать понимать других. Но если ты коснулся сердцем высших истин и понимаешь, что сотрудничество есть великий Закон, несоблюдение которого ведет к саморазрушению, то желание понять другого станет твоим жизненным принципом.

И все же человеку ответственному и устремленному к работе на Общее благо – что мешает быть доброжелательным?

Скорее всего, он просто не умеет расстаться с дурными привычками, которые являются помехами доброжелательства, и он нуждается в углублении знаний по психологии. Не зря говорится, что в наше время психология становится главной наукой. Но эта наука сама сегодня срочно нуждается в расширении своих границ за счет сферы духовного.

 

ПРИВЫЧКА СПОРИТЬ ПО ПУСТЯКАМ

Ссора – состояние взаимной вражды, размолвка, открытая взаимная неприязнь.
Ссориться – пререкаться, препираться, спорить по пустякам.
(Словарь русского языка)

 

Есть меткое выражение:«Нож не за поясом, а на конце языка».

«Люди очень согласны, если перед ними не видна ответственная работа, но когда приближаются ответственные сроки, то найдутся и поводы к раздорам. Можно удивляться, что люди читают полезные книги, но при возможности приложить прочитанное, они погружаются во тьму» (Н–590).

Возможно ли уговорить людей не ссориться? И как воспитать презрение к ссорам ?

Неумение собраться, своеволие и недисциплинированность ведут к ссорам, бескультурью и, в конечном итоге, к безнравственности.

Иногда приходится слышать: «Люди от природы такие – ну что тут поделаешь!» Подходить с подобными мерками, значит отказаться от цели самого развития, и тогда ссоры и вражда в человеческом обществе неизбежно приведут его к деградации и дальнейшей гибели.

Причина же ссор – самость. Словно камень преткновения, ее необходимо убрать с дороги, и тем самым избавиться от первопричин всех раздоров и бед. Законы эволюции, как было отмечено выше, требуют освобождения от привычек самости.

Пусть критерием человеческих отношений будет Красота – она и поможет этому самоосвобождению.

 

САМОСТЬ ЕСТЬ ОГРАНИЧЕНИЕ

Самость есть низшее, эгоистическое «Я» в человеке,
противоположность его высшего
духовного начала.

 

Освободиться от малых привычек самости – значит, очистить путь к самосовершенствованию, и как бы ни были нам милы наши привычки, от них рано или поздно придется очищаться.

«Начнем с самой упорной энергии эгоизма, этого свирепого дракона самости со всем его хвостом – самомнением, властолюбием, себялюбием, обидчивостью, раздражением, опасением, сомнением и тому подобными украшениями, и заменим его крыльями утверждения единства, полной солидарностью со всеми сотрудниками» (П–15.1.30).

 

САМОМНЕНИЕ И ДРУГИЕ «УКРАШЕНИЯ» САМОСТИ

Самомнение – преувеличенно высокое мнение
о самом себе (Словарь русского языка)

 

Самомнительная самооценка, жажда утверждения своего авторитета являются главным препятствием на пути роста духа. Потому пусть никто из нас не помыслит о своем преимуществе, ибо тем самым он себя уже отодвинет далеко назад.

Того, кто устремлен к самосовершенствованию, подстерегает, как отмечает Н. Уранов в книге «Огненный подвиг», уже не столько грубость, злословие, ложь, клевета, сколько самомнение.

Когда человек прошел порог невежества, он встречается с драконом самомнения – гордостью, и немногим удается перешагнуть этот порог.

Гордость-самомнение может быть не только смешной, но и изысканно-утонченной.

Отмечая это, автор указанной книги предлагает всмотреться глубже в данное качество, указывая на его разновидности. Вот некоторые из них:

– самость превосходства, которая проявляется

– в надменности и заносчивости, а также в самонадеянности – человек как бы надевает маску: не потерять достоинство в лице наблюдающих;

– в презрении – пренебрежительном отношении и подчеркнутом безразличии к окружающим;

– в нетерпимости – «мне виднее, надо пресечь!»;

– в честолюбии – жажда известности, почестей, стремление к почетному положению;

– самореклама – рассчитана на легковерных;

казалось бы, человек не прибегает ко лжи, но столь желанное признание со стороны других должно быть самостоятельным и добровольным;

– властолюбие (наслаждение уважением, почетом и другими атрибутами преклонения) – самость хочет служения себе, восхищения собой возможно большего числа других.

Изысканно-утонченное самомнение проявляется и в замаскированном чувстве властолюбия или собственности, которого нужно особенно остерегаться.

«Если не искореним в себе чувство собственности под всеми его видами, то оно легко разовьется в следующую стадию, и тогда не только на порученный отдел, но даже на своих учеников и знакомых начнем смотреть, как на нашу неотъемлемую собственность, и горе, если кто из сотрудников поинтересуется ими или подойдет ближе. Из-за чувства собственности покажется и завьется хвостик неизжитого рабовладельчества... Допустимы ли подобные атавизмы?» (П.–24.6.30).

Кроме изысканно-утонченного самомнения можно привести варианты и упрощенного его проявления. Например:

– гордость самости – когда успех поглощает мысли о собственном несовершенстве;

– тщеславие – иллюзия, рожденная восторгом толпы;

– лестелюбие – особое мелкое тщеславие, желание упиться почтением окружающих, когда забывается, что похвала имеет ложное, корыстное основание;

– самолюбование – процесс восхищения собой, опережающий восторг других;

– напыщенность – важный вид, он внушает почтение лишь со стороны малых сознаний;

– карьеризм – стремление подняться по служебной лестнице для достижения сугубо личного благополучия, пренебрегая интересами других членов общества.

Примечание. Следует отметить, что высокое мнение о себе в определенной степени не является отрицательным качеством. Человеку, который чувствует, что ему многое дано, и что он должен реализовать свои способности, необходима эта объективно высокая самооценка.

Но если у него отсутствует самокритичность и проявляется склонность к зависти, ревности, тщеславию и т.п., то он становится карикатурой или пугалом в глазах окружающих и в итоге – остается в одиночестве, поскольку добровольность участия в общественном движении дает людям возможность выбирать себе сотрудников по душе.

Более всего достойны пристального внимания (познай себя!) такие свойства личности, как зависть, ревность, обидчивость.

«Самой ничтожной сферой является червь зависти. Самой губительной сферой является самомнение. Эти сферы разрушают семьи, государства, церкви и все общества» (Б–568).

 

ОТРАВА ЗАВИСТИ

Зависть – чувство досады, вызванное успехом другого.
(Словарь русского языка).
Зависть возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел
неудачу, дискредитировал себя перед окружающими.
(Словарь по Этике)

 

Проявим особую настороженность: если успех сотрудника (с которым, заметим, у нас общие цели) вызывает чувство досады, неудовлетворения – это крайне плохой признак. Это значит, потеряна бдительность, и темнота уже готова подступиться к душе. Значит, цели у сотрудников оказались разными, поскольку при едином стремлении к Общему благу успех каждого радует всех. Но при возникающей разности целей – о каком успешном сотрудничестве может идти речь?

В чем же лекарство от зависти?

И снова скажем – в расширении сознания, в понимании значения труда на пользу общую, на Общее благо, в осознании духовных законов, в умении настроить свои мысли и чувства на нужный лад. И тогда радость за чужой успех будет естественным чувством, как искренним будет и восхищение лучшими качествами сотрудников. Разумеется, что всего этого совершенно невозможно достичь, если личные интересы всецело занимают сознание.

«Отчего ему, а не мне?» – нашептывает зависть. Человек не хочет понять, что зависть к чужим способностям и талантам бессмысленна, ибо они заработаны были трудом и рядом долгих усилий. Научимся смотреть на каждую способность и каждый талант как на то, что имеет глубокие корни, как на звено цепи, уходящей далеко в глубь.

Научимся вглядываться в окружающих – в каждом человеке есть много хорошего, а самоотверженная работа сотрудника разве не заслуживает признания – оценки достоинств и уважения?

 

РЕВНОСТЬ – ИСПОРЧЕННАЯ ПРЕДАННОСТЬ

Зависть родственна ревности – обе они основывается на эгоизме, себялюбии. Замечено, что лицо, попавшее под влияние ревности, уже не способно воспринимать мир реальным – у него появляется мнительность, подозрительность, желание причинить зло объекту ревности.

Ученые наблюдают прямую зависимость физического здоровья человека от состояния его сознания. Человек, испытывающий гнев, ревность, зависть, вызывает постоянные нарушения кровообращения, которые с течением времени производят сильные изменения в организме, влекущие за собой неизлечимые болезни. Так, моральные учения имеют под собой глубокое биологическое основание. Можно привести совет биолога и врача: не сердитесь, не ревнуйте, не завидуйте, будьте добрыми и оптимистичными, и Вы доживете до глубокой старости (П. в Ам.–31.12.37).

 

ОБИДЧИВОСТЬ СТАНОВИТСЯ ЭПИДЕМИЕЙ

Если известно, что зависть и ревность возникают от неумения порадоваться за чужой успех, что же является причиной вездесущей обидчивости?

Допустим, что в группе работают вполне благожелательные люди, но все же многие и многие спотыкаются на неистребимой обидчивости. Вот уж где ярый враг единения и всякого продвижения! Из-за нее разваливаются большие и добрые начинания.

Многие почему-то любят только похвалу и обижаются на малейшее замечание, идущее вразрез с их мнением. Но как строить и творить большие дела, если даже такая мелочь им не под силу, как просто посмеяться над своим «оскорбленным самолюбием»! Ведь лучше всего не обращать внимания на мелкие уколы самолюбия и проявлять терпимость.

Человек, чувствующий себя обиженным, привязывает себя к этой обиде и теряет подвижность мышления, теряя же подвижность, он неминуемо тупеет. Вот какую перспективу готовит себе любитель обижаться!

Пусть в школах научат, что человек, идущий правильным путем, не будет подвержен обидам. Пусть дети знают, что только неразумный может отравлять себя обидами, что нецелесообразно обижаться на чьи-то злобные или невежественные выпады (мудро будет вообще не отвечать на них).

Обида ослабляет силы, обида пожирает волю и сокрушает жизнь.

 

ПОРА ПОСЛЕДНЯЯ ДЛЯ МНОГИХ ПОЗНАТЬ ДРУЖЕЛЮБИЕ

Продолжая разбирать причины, мешающие проявлению дружелюбия в сотрудничестве, остановимся еще на некоторых явлениях.

Подозрительность, нетерпимость, раздражительность, осуждение…

«Человек, подозревающий других, тем самым обнаруживает в себе наличность подобных же накоплений. Подозревающий обнаруживает свою способность на все то, что подозревается им… Устыдимся так открыто разоблачать свою природу и устремимся к уничтожению намека на эту вульгарность. Раб, подозреваемый, будет всех подозревать. Царь духа видит лишь прекрасное и тем вызывает к жизни лишь лучшее. Закон магнита всюду действует... Изгоним все темные тени, ведь стоят за спиною, ведь нашептывают» (П–17.08.30).

 

НЕТЕРПИМОСТЬ ЕСТЬ ПРИЗНАК НИЗОСТИ ДУХА

Нетерпимый – лишенный терпимости,
не считающийся с чужими взглядами.
(Словарь русского языка)

 

Нетерпимость принадлежит к той же семье мерзостей, умаляющих священный сосуд сердца.

В нетерпимости заключаются задатки самых дурных действий. Нет места явлению роста духа, где гнездится нетерпимость. Нужно искоренять каждый признак, который может вести к этому идолу.

Интересно такое наблюдение: если человек нетерпим, значит, его дела идут плохо – своей нетерпимостью он демонстрирует это, ибо давно замечено, что доброжелательство есть отличие преуспевающего.

Примечание. Человека, настроенного недружелюбно к сотруднику, всегда хочется спросить: «Если вы не доброжелательны, значит, действуете не от добра, но тогда – от чего? Все, противоположное добру, может быть только злом».

 

О ГУБИТЕЛЬНОСТИ РАЗДРАЖЕНИЯ

Нетерпимость часто переходит в раздражение. Но надо знать, что это яд, и он выедает драгоценные отложения психической энергии. А что может быть достигнуто без накопления психической энергии? Скудоумие и разрушение будут уделом. Конечно, каждый волен уничтожать себя, но преступно сеять эту страшную заразу.

«Даже малейшее психическое нездоровье может превращать верного сотрудника во вредителя. Надо заботливо понять состояние собеседника, чтобы не ухудшить его положения; лучше помолчать, нежели начать вредный спор» (Н–746).

Можно отличать особо опытных психологов, когда они без обиды обойдут спор и не внесут ненужного раздора. Иногда можно переждать день и даже час, когда настроение сотрудника изменится и установится состояние отзывчивое.

Будем помнить эти мудрые советы, также и то, что духовная беседа охраняет от грязи и раздражения.

Прекрасен и такой совет: дурные наговоры удержим улыбкою без раздражения.

 

КАНАЛ САМОСТИ ВСЮДУ СТРОИТ ЗАПРУДЫ

Не дают проявиться доброжелательству в жизни и такие привычки и свойства характера, как: насмешка, неискренность, легкомыслие...

«В одной из неоконченных повестей Пушкин говорит: "Перед чем же я робею? – Перед недоброжелательством"… В народе это выражается насмешкой, а в высшем кругу невниманием и холодностью» (Н.К. Рерих. «Лихочасье»).

Сколько прекрасных возможностей утонуло в холоде человеческих отношений, и как страдали от этого во все века чуткие души поэтов:

Гололед на земле, гололед... –
Даже если всю землю в облёт,
Не один, так другой упадет,
И затопчут его сапогами…
Гололед на земле, гололед.

(В. Высоцкий)

 

КАКАЯ БЫЛА БЫ В МИРЕ ТИШИНА,

ЕСЛИ БЫ ЛЮДИ ГОВОРИЛИ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ЗНАЮТ!

 

Из нашего обихода должны уйти осуждение и пересуды. Это страшный бич невежественности – говорить о том, чего не знаешь.

Пересуды – досужие обсуждения, пустые разговоры,
сплетни, слухи, основанные на неточных
или заведомо неверных сведениях.
(Словарь русского языка)

Когда пользуются непроверенными сведениями о предполагаемых качествах сотрудника (пересуды, сплетни) – теряют от этого все.

Лучшее средство от этой незаметно вползающей тьмы – культура мышления; необходимо выработать у себя тенденцию к самостоятельным выводам.

Язык у человека мал,
А сколько жизней он сломал,
Свой проявляя низкий норов,
Виновник сплетен, склок, раздоров!
(С. Брант «Корабль дураков»)

 

ГДЕ ЗАВЕЛСЯ ЧЕРВЬ ОСУЖДЕНИЯ, ТАМ НЕЛЬЗЯ ЖДАТЬ УРОЖАЯ

Осуждение – неодобрительное мнение, отрицательная оценка.
Осудить – выразить неодобрение кому-нибудь, чему-нибудь,
признать негодным
(Словарь русского языка)

 

Под житейским осуждением нужно понимать поверхностное и вредное слово.

Нередко люди в осуждении пытаются заставить кого-то поступить, как им хочется, и не хотят понять, что каждая птица имеет свою песнь. Своими необдуманными осуждениями они заражают атмосферу. От них близко стоит и клевета.

Но следует различать понятия осуждения от обсуждения.

В процессе сотрудничества обсуждения по поводу происходящего неизбежны, но для того, чтобы они не перешли в осуждение, необходимо контролировать не только свои слова, но и каждую свою мысль, как бы спрашивая себя: критикую что или кого? – поступок или человека?

Будем помнить, что объектом критики может быть только плохо сделанное дело, но не сам человек. Критикуя, нельзя обобщать и «переходить на личности» – обсуждение действий сотрудника должно идти без оценки самого человека. Нужно испытывать полное доброжелательство к сотруднику, сохраняя теплоту внутреннего и внешнего отношения.

Такие действия диктуют нам законы проявления тонких энергий; надо помнить, что человек – часть природы, а в природе все взаимосвязано.

Не осуди, не осуди, не осуди,
Не осуди ни одного живого.
Споткнувшемуся руку протяни
И подари спасенья слово.
Жизнь школою суровою зовут.
Мы все учениками в нее входим
И учимся через великий труд,
И горьким опытом до Истины доходим.
(М. Озолиня)
По-прежнему будем помнить, что самым надежным мерилом наших поступков является красота – в высшем, духовном ее проявлении. Если бы люди чаще спрашивали себя: красиво ли я поступаю? – многое бы и скоро могло измениться в обществе в лучшую сторону.

Мудрость гласит: «Путь Красоты сокращает дорогу».

 

ЛЕГКОМЫСЛИЕ ЕСТЬ ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЗЛО
Легкомыслие – несерьезность,
необдуманность в поступках, бездумное поведение.
(Словарь русского языка)

 

Большинство человеческих недостатков и пороков развивается на основе легкомыслия, потому, искоренив в себе это зло, мы гигантскими шагами пойдем по пути совершенствования.

Что является причиной легкомыслия, этого величайшего несчастья человечества?

Безответственность, которая рождает небрежность в делах; отсутствие стремления к качеству работы, в том числе, мыслительной; леность – черта характера; отсутствие культуры мышления; но, прежде всего – невежество.

Отсутствие стремления к познанию, нежелание постигать духовную сущность вещей, того или иного явления – все это приводит к легкомыслию, бездумному поведению, что, в свою очередь, приводит к деградации личности и в конечном итоге – к инволюции духа. Как видим, легкомыслие – далеко не безобидное качество.

Чтобы избежать такой участи, человеку необходимо знать, что значит правильно мыслить.

С точки зрения учёных-психологов, мышление – это процесс поиска решения проблемы, искание и открытие нового.

Для развития правильного мышления, для начала, надо, к примеру, научиться анализировать некоторые качественные стороны мыслительного процесса, вычленяя этапы выработки решения.

Примечание. Как учит наука управления, к этим этапам относятся: умение собрать всю необходимую информацию по вопросу; взвесить все варианты решения и альтернативы, выбрать наиболее целесообразный вариант решения; уметь обеспечить контроль (самоконтроль) за его выполнением и уметь произвести оценку эффективности данной работы, сопоставив результаты с затратами.

Пренебрежение каким-либо из этих этапов ведет к снижению и качества самого решения (как результата мыслительного процесса), и качества всей общей работы.

Важно научиться осуществлять контроль над мыслью, анализируя и сопоставляя причины и следствия, но прежде необходимо осознать особенности действия духовных законов, лежащих в основе процессов мышления.

*   *  *

Если люди собрались трудиться во имя Культуры и в защиту Культуры, то есть всего лучшего, священного и прекрасного, что есть на Земле, то о какой, например, ревности или обидчивости, а тем более насмешке или холодности может идти речь? Ведь то Прекрасное, что их объединило – красота знаний, красота духовности, чему они и посвящают свои труды, – не может не отложить отпечаток на их поведении, не сделать их по сути человечными!

Будет весьма абсурдным положение, когда человек, представляющий общественное движение за утверждение культурных основ в жизни, сам не являет собой культурности.

Чтобы приблизиться к пониманию культурности, представляющей собой синтез многих прекрасных качеств, необходимо глубоко постичь ее суть. Так или иначе, культурность человека будут определять: стремление к красоте и утончению духа, а также истинное понимание сотрудничества. (Н–590).

 

2.2 ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ,

ИЛИ ЧТО МОЖНО ПРОТИВОПОСТАВИТЬ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВУ?

 

ДОВЕРИЕ – БЕЗ НЕГО НЕ БУДЕТ КАЧЕСТВА ТРУДА

Сотрудничество предполагает доверие к тому, с кем доведется работать. Если не будет доверия, то сотрудничество превратится в «ядовитую банку скорпионов».

Без достаточной степени уверенности в добросовестности и искренности сотрудника, что и является доверием, успешная деятельность в группе невозможна. Хотя доверие и зарабатывается на практике, но для совместной работы нужно искать верных сотрудников, понимающих значение культуры. «Распознавать людей нужно по огням сердца, по их преданности (добру) и готовности к самопожертвованию и всякому сотрудничеству, другого мерила нет» (П–12. 12. 1934).

Запомним эти критерии.

 

ТЕРПИМОСТЬ – ОСНОВА, НА КОТОРОЙ СТРОИТСЯ БУДУЩЕЕ

Терпимый человек – это тот, кто умеет без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.

Терпеливый – обладающий терпением, настойчивостью, выдержкой в каком-нибудь деле.

Обладать терпением – мириться с наличием чего-то, не требовать срочного исполнения, немедленного решения.

(Словарь русского языка)

Только по анализу этих определений можно, заглянув в себя, сделать выводы о том, что каждому из подошедших к высокому понятию Культуры сотрудничества работать есть над чем.

Откуда берется терпимость? – Самое главное, от желания понять другого. Надо постараться уяснить, почему он так сказал или сделал – наверное, у него были на это причины!

Выработать мирное отношение к недостаткам других, терпимо относиться к чужим взглядам, постороннему мнению – значит, далеко продвинуться по пути развития духа.

Примечание. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля на тему «терпение» приводится немало пословиц и поговорок, народной мудрости, на которой можно и должно учиться: Лучше самому терпеть, чем других обижать - Терпенье исподволь свое возьмет – В терпении является сила и величие духа – А также подмечено: Китаец терпеньем берет. Дается и характеристика качеств того, кто взялся учить других или руководить: он должен быть спокойный, рассудительный, великодушный.

Терпение основано на знании; оно, также как и терпимость, должно быть воспитано. Хорошо, если об этом заботятся с детских лет.

Сказано, что терпение покрывает любое раздражение. Но терпение не есть бесчувственность. При преступном безразличии не появляются благодетельные реакции. Терпение и великодушие не нужно путать с попустительством или беспринципностью.

Будем помнить, что терпение есть сознательное напряжение и противостояние тьме.

Примечание. Когда имеем дело с излишне словоохотливым человеком, многим сотрудникам приходится проявлять по отношению к нему выдержку и терпение, но не будет ли лучше, если сам сотрудник вспомнит о таком замечательном качестве, как тактичность, и поумерит свое словоизвержение.

 

ПРОСТОТА – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕКРАСНОГО

«Подлинные друзья совершенствования
не будут навязывать свое убеждение,
они избегают титулов посвящения, они прекрасно знают,
когда полезно умолчать даже о самых замечательных встречах,
и к тому же они добры и готовы оказать помощь.
Они не будут высокомерны и напыщенны, ибо простота есть идеал»

( Н-581)

Хорошо, если в группе сотрудников установились добрые отношения. В таком случае радостно и успешно продвигается работа. Но из чего складываются эти добрые отношения?

Будем помнить, что искренность и простота являются основой творчества взаимоотношений.

Вот некоторые из слагаемых успеха:

– В удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства.

– Если сотрудник что-то не доделал – не укорять его, а сделать, если возможно, самому.

– Не обращать внимания на мелкие уколы самолюбия, проявлять терпимость.

– Не бояться замечаний в свой адрес – может быть они и справедливы?

– Если кто-то вел себя несдержанно – стремиться понять и для себя объяснить причину этой несдержанности, и не заострять на этом внимания.

– Мудрая уступка не доросшему сознанию в малых подробностях если и не даст вполне успешного следствия, то, во всяком случае, не породит губительной атмосферы раздражения и разъединения.

Если простые, добросердечные отношения сложились в группе сотрудников, и в ней нет недовольства и осуждения, такая группа становится, настоящим рассадником дружелюбного сотрудничества.

Разумеется, для работы в группе лучше подбирать более или менее симпатизирующих друг другу людей – во избежание явлений отталкивания. Нужно помнить, что две сгармонизированные ауры могут быть залогом успеха.

Взаимное расположение можно и нужно строить, созидать, и это будет посевом доброжелательства.

 

 

3. Работа над собой

«Если не взять себе за правило быть неисправимым оптимистом,
тотчас же найдется тысяча причин для самого черного пессимизма»,
– утверждал французский писатель Андре Моруа.
 
Перефразируя его слова, скажем:
«Если не взять себе за правило быть доброжелательным человеком,
тотчас же найдется множество причин для столкновений и обид».
 
Чтобы Основы бытия применялись в жизни, необходима ежедневная, суровая работа над собой, самоуглубление и даже лютая борьба с самим собою. «Этим мы поднимем себя и всех приходящих в соприкасание с нами, – писала Е.И. Рерих своим сотрудникам. – Полюбите борьбу. Борьба есть основа существования и продвижения.., сейчас нельзя назвать ни одной отрасли жизни, где бы ни происходило столкновение различных начал. Но борьбу эту мы должны стремиться перенести на более высокий план…» (П–26.1.39).

Так мы снова возвращаемся к великому понятию воспитания и самовоспитания. «Пусть каждый распнет себя, явит суровое осуждение себе и самое широкое снисхождение к сотрудникам. Нужно распинать себя, себя, себя и только себя! Безмерно вырастем, явив суровость к себе» (П–15. 1. 30).

 

НРАВ СВОЙ НАДО ВОСПИТАТЬ

Прекрасный и сложный процесс самопознания – это путь, который указан людям из глубины веков. «Познай себя» – завещали мудрецы древности. Психологической наукой этот процесс самопознания назван рефлексией, что включает в себя способность человека к самоотчету и самоанализу.

Из «Психологического словаря»:
Самовоспитание – деятельность, направленная на изменение своей личности
в соответствии с сознательно поставленными целями;
предполагает определенный уровень развития личности, способность к анализу своих поступков,
наличие устойчивой установки на постоянное самосовершенствование
(зависит от правильности самооценки).
Работа над собой – это и самообязательство (задачи по формированию определенных качеств,);
и самоотчет (ретроспективный);
и самоконтроль – (оценка субъектом собственных действий
на основе личностно значимых мотивов и установок;
анализ и коррекция отношений между целями, средствами и последствиями действий).

РАБОТА НАД СОБОЙ ЕСТЬ РАБОТА НАД МЫСЛЬЮ

Понятие Культура неразделимо с Качеством труда и мышления. Качество есть наше обязательство по отношению к бытию. Речь идет не только о видимом труде, но и о качестве каждого нашего помысла – о культуре мышления.

Во имя успешного сотрудничества необходимо усвоить значение мысли. Надо создать лучшую атмосферу во всем нашем обиходе путем очищения мыслей.

Чистая мысль – это такая мысль, которая лишена своекорыстного содержания, и нужно отгонять каждую нечистую мысль, заменяя ее мыслью Общего блага, спешить очистить дух широкими созидательными мыслями о лучшем будущем.

Заботясь о чистоте мысли, мы привлечем лучшие возможности во всей нашей жизни

 

ПОБЕДА ПРИКАЗОМ СОКРАЩАЕТ ПУТЬ

«Победи самого себя, и ты весь мир сумеешь победить», гласит поговорка.

«Необходимо постоянно вести борьбу против роста бурьяна в своем сознании… Нельзя предоставлять злу беспрепятственно разрастаться. Ростки его есть почти в каждом сознании наряду с ростками добра. И те, и другие растут – это их естественное свойство... При каждом проявлении в себе нежелательных качеств следует тотчас же волей пресекать возможность свободного их проявления и обуздывать их. Хороший садовник следит каждодневно за каждым растением в саду» (Гр.АЙ, т.11, 643).

Победа приходит, если ты приказал себе победить. В этой борьбе будем помнить о мощи самоприказа. «Твердая воля может, как меч, отсечь дурные привычки» (Н-890).

 

4. О воспитании сердца

Понятие «культура мышления» может быть осознано лишь при понимании значения Сердца в духовном его аспекте.

Как известно, психология есть наука о душе, и взаимосвязь понятий «душа» и «сердце» очевидны. «Современная Психология пытается дойти до сердца, но как же дойти до сердца предмету, в котором само слово "сердце" не упоминается?» (С–358).

 

ПУТЬ ИЩУТ ГДЕ-ТО, А ОН ТОЛЬКО В СЕРДЦЕ И ЧЕРЕЗ СЕРДЦЕ ЛЕЖИТ

Сердце – есть путь, есть средство и метод достижения цели, но для того, чтобы этот метод стал действенным, чтобы развивалось чувствознание, сердце надо воспитать.

Сердечное устремление есть основа чистого мышления и начало прекрасных дел. Нужно понимать сердечное устремление не как отвлеченность, но как реальность, имеющую научную основу.

Когда сотрудников объединяет созидательная деятельность во имя высокой цели, это рождает благородные, чистые (бескорыстные) мысли, рождает самоотверженность. Благодаря самоотверженности, которая понимается сердцем, но не рассудком, удается подчас сделать невозможное, совершать самые трудные, неподъемные дела.

Примечание.
Самоотверженный – жертвующий своими интересами
ради других, ради общего блага (Словарь русского языка).
Чистое мышление, постоянство и доброжелательство приводят в действие сердечную энергию. «Западная Школа следует обычно путем мозговым тогда как на Востоке, где основа еще не утерялась, по-прежнему знают что мощь заключается в сердце» (С–596). Но чтобы приблизиться к методу сердца, нужно, прежде всего, научиться уважать все, сопряженное с ним.

Сердце умеет читать между строк и понимать среди слов недосказанное, умеет отличить искренность от лукавства и многое, многое умеет и знает сердце, но сердцу следует помочь порядком мыслей.

 

ЯЗЫК СЕРДЦА И ЯЗЫК ЛЮБВИ – ОДИН И ТОТ ЖЕ

В совместном труде постигается особая радость – радость сотворчества. Вспомнив о значении творчества, человечество должно вспомнить и о языке сердца.

«Язык творчества и есть тот общечеловеческий язык, понимаемый сердцем. А что же может быть более светоносно, более взаимопонятно, нежели язык сердца, перед которым все звуковые наречия являются скудными и примитивными?»

«Когда сердце потрясено.., не будет ли бесчеловечно требовать тон холодного безразличия? Когда что-либо дорого, мы не можем говорить об этом в ледяных словах» (Зн.М, с. 62,109).

Сколько сказано о языке сердца, но все же для большинства он остается неприменимой отвлеченностью. Не будем настаивать на высших формах этого способа сообщения, постараемся усвоить начальные основы.

«Нужно стараться не только понять собеседника, но и делать для него свою речь легко усвоимой. Для этого умейте говорить на языке собеседника. Говорите его словами, его построениями, только так он легко запомнит и примет в сознание вашу мысль. Так научимся вмещать слова собеседника и незаметно перейдем к характеру его мышления» (С-107).

Говорить на языке сердца, значит, говорить самыми доходчивыми до сердца человеческими словами. Следует назначать награды ученым, которые умеют выражаться удобопонятным языком. Тот будет победителем, кто о Высшем найдет самое простое слово.

 

ЯЗЫК СЕРДЦА – ЯЗЫК НОВОГО СОЗНАНИЯ

Будущее утверждается новым языком, языком нового сознания - простым и емким, ярким и поэтическим, образным языком прекрасных, кратких и ясных выражений.

К такому языку стремиться сердце.

Будем и мы искать ласковое, теплое слово – для людей вообще и особенно для сотрудников, вот уж для кого не пожалеем огня души! Найдем огненные слова и в нашем творчестве. Будем стремиться выражать свою мысль короче, выразительнее, сердечнее, добрее.

Новый язык стучится в новую жизнь.

«ГЛАЗАМИ СЕРДЦА СМОТРЕТЬ» – НЕ СИМВОЛ, НО ЗАКОН

Приходилось ли вам испытывать радость от ощущения причастности к гармоничному звучанию, которое слышится в хоре или оркестре? Кто испытал это чувство, уже знает, в чем счастье сотрудничества, радость созвучия.

Созвучие, как мелодичный музыкальный аккорд (консонанс мажорный), может оздоровить обстановку.

Для того, чтобы ощутить радость сотворчества – достичь душевного созвучия – многому надо научиться, но в первую очередь, внимательности, наблюдательности.

Что может уловить поверхностный, скользкий взгляд, ничего не замечающий, ничего не дающий? Такое поведение не свойственно человеку, устремленному к саморазвитию. Недаром поэтом сказано:

Слушай, ты умеешь
жадно слушать пенье,
жадно слушать ветер,
жадно встречи ждать?
Если не умеешь – выстрадай уменье.
Тот, кто взять не может, что он может дать?

 Уметь постигать чужое настроение – конкретная задача для самовоспитания. Лишь «судорога самости» может мешать этому.

Отсутствие чуткости порождает жестокосердие, и тогда – о какой Культуре может идти речь?

Воспитывать себя – значит воспитывать свое сердце, стремиться к его утончению, к развитию сострадания. Но сначала надо осознать это великое понятие. Поможет в этом чувство ответственности, а также торжественный настрой. Такое возвышенное состояние не приходит случайно – оно образуется как следствие долгой мыслительной работы, и когда оно укрепится, человек окажется на прочной ступени самосовершенствования.

 

И СРЕДИ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ МОЖНО ТВОРИТЬ МНОГО ДОБРА

«Помогайте друг другу, помогайте и в малом, и в великом», – завещали мудрые. Нужно всегда помнить, что у каждого человека есть открытая рана. Желание помочь должно быть воспитано.

Хорошо, если друзья в определенный час будут обоюдно посылать добрые мысли. В таком действии – и укрепление доброжелательства, и дезинфекция пространства. Добрые мысли – лучшие очистители окружающего.

Утверждение таких посылок добра сильнее, чем очистительные ароматы. Но следует приучиться к этим посылкам. Они могут не содержать определенных слов – только направлять доброе чувство.

«Как полезно устремить в пространство добрую мысль!.. Когда человечество сговорится посылать добрую мысль одновременно, то и зараженная атмосфера низших слоев сразу прояснится. Так нужно заботиться, хотя бы несколько раз посылать каждый день мысль не о себе, но о мире.

Так мышление будет привыкать к несвоекорыстным устремлениям. Не нужно смотреть на посылки мысли, как на какое-то сверхъестественное действо… Не нужно утомительных медитаций – мысль о мире кратка, и отрешение от себя в ней так просто отражается: Пусть будет миру хорошо!» (С–300).

 

КТО-ТО СКАЖЕТ: «ДАВНО ЗНАЮ ВСЕ ЭТО!» – И ПОЙДЕТ ПО СВОИМ ДЕЛАМ.

НО ОПАСНО НЕ ОЩУЩАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

«ПОВЕРХ ВСЕХ ПРЕГРАД ЗОВ ОСТАЕТСЯ О ДРУЖЕЛЮБИИ И ВЗАИМОПОНИМАНИИ.

НЕ ПОНЯТОЕ СЕГОДНЯ ДОЙДЕТ ЗАВТРА»

(Братство - 478)

**************************************************

Условные обозначения

В данном разделе материал составлен на основе текстов из книг Учения Живой Этики*, писем Елены Ивановны Рерих, трудов Николая Константиновича Рериха, а также некоторых других изданий.

Принятые сокращения:

Книги Учения Живой Этики –

Зов – Листы сада Мории. Зов; Оз. – Озарение;

Общ – Община; АИ – Агни Йога;

Б – Беспредельность; И – Иерархия; С – Сердце;

МО – Мир Огненный; Аум – Аум;

Бр – Братство; Н – Надземное;

П – Письма Елены Ивановны Рерих ;

Гр. АЙ – Б.Н. Абрамов «Грани Агни Йоги», в 13 томах;

Зн.М – «Знамя мира» (сборник документов). – М.: 1996.

*Учение Живой Этики - нравственно-духовное учение, которое является частью творческого, философско-художественного и научного, наследия семьи Рерихов; синтезирует древнюю мудрость Востока с научными и философскими достижениями Запада и включает в себя огромное богатство конкретных методик и приемов работы человека над собой. Краеугольное понятие Учения – психическая энергия, или огненная энергия, о чем говорит другое название Учения – Агни Йога («агни» – огонь). Двойное название указывает на две главные стороны человеческого совершенствования – этическое преображение, принятие нравственных основ бытия и овладение психической энергией. – см. «Русская философия. Малый энциклопедический словарь», с.10. (М.: Наука, 1995. – 624 с.)

​