Музейная практика как средство воспитания

профессиональной культуры студентов

художественно-графического отделения педагогического колледжа

 

В.П. Васильева

преп. педагогики социально-педагогического колледжа,

г. Петрозаводск

 

В общей системе профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства особое место занимает музейная практика. Данная практика представляет модель совместной деятельности Карельского государственного музея изобразительных искусств и художественно-графического отделения Петрозаводского социально-педагогического колледжа. Цель практики – формирование музейной культуры студентов и создание условий для овладения профессиональными педагогическими знаниями и умениями, необходимыми для работы в школе по художественному воспитанию средствами изобразительного искусства, по развитию у школьников восприятия учебного предмета как источника знаний и ценностного ориентира.

Разработанная музейная образовательная программа учитывает потребности учителей изобразительного искусства, преподавателей и студентов, а также работников музеев изобразительных искусств. Она интегрирует историю изобразительного искусства, технологию музейной работы, основы теории изобразительного искусства и методику преподавания. Курс рассчитан на 36 учебных часов, завершается зачетом.

Направления, которые предусматривает программа:

Студенты, погружаясь в особую атмосферу музея, глубоко и эмоционально воспринимают информацию экскурсоводов, познают принципы комплектования коллекции и создания экспозиции музея (постоянных и временных), осознают вклад карельского изобразительного искусства в мировую культуру. Художники разных философско-эстетических взглядов и художественных направлений раскрывают им секреты своих творческих лабораторий, что, несомненно, побуждает студентов к осознанному отношению в изучении дисциплин предметной и критическому самоанализу своих художественных способностей.

Студенты овладевают способами общения, содержанием которого является информация по изобразительному искусству, осваивают технологию анализа художественных работ, при этом, развивается их художественное восприятие и мышление.

Знания и опыт, приобретенные в ходе музейной практики, студенты активно используют в последующей деятельности: организуют экскурсии со школьниками в музее изобразительных искусств, а также на выставки в колледже, используют краеведческий материал на уроках изобразительного искусства в школе, организуют выставки своих работ, проводят экскурсии по выставкам дипломных работ.

Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что в содержание практики не включен материал, необходимый нашим выпускникам – будущим учителям сельской школы. Сегодня школьники из далекой провинции не могут регулярно встречаться с подлинными произведениями искусства. Поэтому в перспективе нам предстоит разработать еще одно направление музейной практики: методику организации школьного музея изобразительных искусств по типу: “Шедевры, хранящиеся в знаменитых музеях мира”, “Малая Третьяковская галерея”, “Музей одной картины”, “Народные промыслы нашего края”, “Красота, созданная нашими руками”. Это позволит закладывать основы музейной культуры сельских школьников, воспитывать чувство сопричастности с мировым и национальным искусством, формировать эмоционально-эстетическое отношение к миру.