К.Э. Циолковский как популяризатор астрономии

(Камилл Фламмарион, Жюль Верн и К.Э. Циолковский)

Методический материал для проведения

научно-просветительных мероприятий по теме

 

В.И. Алексеева

Зав. научно-просветительным отделом

Гос. музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского

г. Калуга

 

Темой настоящего материала является сравнение творчества крупнейших популяризаторов науки XIX-XX вв. – Камилла Фламмариона, Жюля Верна и Константина Циолковского. Общность мировоззрения этих писателей заключалась в огромном интересе человека к астрономии и космонавтике, причем знания естественных наук преломлялись в эмоциональной сфере человека, в его восхищении красотой космических глубин, которые, по мнению всех трех мыслителей, могли воспитать в человеке только любовь к окружающему миру, благодарность за жизнь, которую дает человеку природа, необычные переживания человека в мире невесомости или уменьшенной тяжести – в открытом космосе и на планетах, отличных от Земли.

Книги Фламмариона и Жюля Верна были необычайно популярны в мире (и прежде всего, во Франции) во второй половине XIX – начале XX вв. Мы касаемся произведений Фламмариона “Множественность обитаемых миров”, “Живописная астрономия”, “Миры воображаемые и реальные” и знаменитой дилогии Жюля Верна “Из пушки на Луну” и “Вокруг Луны”. Эти произведения оказали значительное влияние на Циолковского, который также обладал незаурядным писательским талантом и продолжил эти темы в своих произведениях “Грезы о земле и небе”, “На Луне”, “На Весте”.

В качестве эпиграфа к работе мы использовали цитату Фламмариона, астронома парижской обсерватории, Генерального секретаря Астрономического общества Франции: “Ах, если бы люди от скромного земледельца, до человека, живущего прибылью с капитала, до человека, поставленного на высшую ступень почестей, богатства и славы, до светской женщины – если бы они знали, какое глубокое и чистое удовлетворение ожидает созерцателя небес, то вся Франция и вся Европа вместо штыков вооружилась бы тогда астрономическими трубами к великой выгоде для всеобщего мира и благополучия”.

На первый взгляд эта мысль кажется наивной и прямолинейной, однако в ней заложено глубокое философское основание. По мнению знаменитого француза, мировоззрение человека необходимо воспитать, обратив его внимание на сокровища окружающего мира. В частности, он говорил о том, что надо воспитывать детей, напоминая им о полной зависимости жизни и всего существования человека от Солнца на ярких простых примерах. Он также приводит в своих книгах огромное количество доступных примеров объяснения устройства Солнечной системы, звездных систем. Эту популяризаторскую работу он напрямую связывал с воспитанием чувства гармонии в душе человека, с отсутствием в нем агрессивных качеств по отношению к природе и человеку.

В тех литературных произведениях Верна и Циолковского, которых мы касаемся, главным действующим лицом является Луна, но у каждого из писателей она играет разную роль. Для Верна – это повод к чудесным космическим приключениям, к полету в фантастическом ядре, сочиняя который, он замечательно предвидел реалии настоящего полета в космос. Он одним из первых авторов в мире описал состояние невесомости, показал своим путешественникам, а вместе с тем и читателям, лунную поверхность вблизи, описал историю изучения Луны. Однако французский романист так и не решился высадить своих героев на лунную поверхность.

Это сделал Циолковский, применив старинный прием путешествия во сне. В своей научно-фантастической повести “На Луне” он не строил никаких средств полета, но разместил двух молодых героев прямо на Луне и заставил их испытать впечатление в шесть раз уменьшенной тяжести, резкие перепады дневной и ночной температур, увидеть неземные пейзажи. В его книге есть масса примеров из области физики, мысленных экспериментов, которые можно применять в работе со школьниками, рассказывая им о факторах космоса. Можно заимствовать у Циолковского и метод мысленного эксперимента, которым он мастерски владел. В свои мысленные ситуации он вводил не всю совокупность реальных физических факторов, а только часть из них, точно так же, как мы, проводя урок или познавательное занятие с детьми по астрономии и космонавтике, не можем отрешиться от земной тяжести, наличия атмосферы и т.д.

Еще одним героем произведений этих писателей была наша родная планета. Фламмарион использовал свое искусство рассказчика для того, чтобы сопоставить человека и планету, и отнюдь не космонавта, а обыкновенного обывателя, который ежедневно ходит на службу и совсем не путешествует. Оказывается, средний человек за свою жизнь успевает обойти земной шар по экватору. Вообще прием сравнения применялся очень широко, размеры планет сравнивались с Солнцем, планет – с их спутниками, суммарный пешеходный путь человека за его жизнь – с размерами земного шара. Последний прием чрезвычайно удачен для того, чтобы показать людям, что их родиной является не только та местность, в которой они родились и живут, но и планета в целом, которая не так уж велика и абстрактна.

Циолковский предлагал своим читателям даже в открытом космосе, в невесомости, в темноте безмерного пространства почувствовать себя, как дома. Он учил читателей не бояться этой среды обитания, узнать ее свойства, развивал воображение людей. Его описания космоса эмоционально насыщены, сухая физика уступала место конкретным ярким впечатлениям человека, оказавшегося на поверхности крошечного астероида Весты, на поверхности Луны, в открытом космическом пространстве. “Там нет ни верха, ни низа, потому что низ есть та сторона, в которую тела ускоренно двигаются. Но при начальной неподвижности не лежащего и ни висящего ни на чем тела этого никогда в свободном пространстве не может быть… Как над Землей висит месяц и не падает на Землю, так человек может висеть спокойно над ужасной пропастью, как парящая птица, но только без крыльев, как уравновешенный аэростат… Там маятник не качается и часы не ходят”. Вне земли не нужны тюфяки, перины, подушки, совершенно комфортабельно спать можно стоя, и само пространство служит нежнейшей периной.

Итак, Циолковский – мастер рассказа о том, что космос не является враждебной средой. Космические мотивы в творчестве всех трех писателей имеют ярко выраженную гуманистическую направленность. Современные им знания в области физики, химии, небесной механики, астрономии они использовали для того, чтобы сделать мир космоса доступным для человека, на том этапе развития техники не физически, но мысленно и эмоционально.

Тексты этих научно-популярных произведений, входя в золотой фонд литературы, тем не менее сегодня они мало доступны. Особенно это касается произведений Фламмариона и Циолковского. Поэтому в качестве практического приложения к докладу приводится викторина для школьников, разработанная на основе этих книг.