Детское чтение и библиотека в контексте

информации и культуры

 

Тихомирова И.И

канд. пед . наук,

доцент кафедры детской литературы

СПб гос. Университета Культуры

 

Синонимом конца ХХ века признана информация и всё, что с ней связано. Информация подчинила себе мир. Её меркой стали измерять уровень развития общества. В её орбиту вошла вся система образования. Даже искусство стало подчиняться её законам. Не удивительно, что под властью информации оказалось и чтение. Оно двояко среагировало на новую социальную парадигму. С одной стороны, нужда в чтении неизмеримо возросла, школа подтолкнула детей в библиотеку. По наблюдениям библиотекарей дети стали читать больше, быстрее, чаще. С другой стороны, чтение стало рассматриваться упрощённо, как способ получения информации средствами печатного слова. Особенно в кризисе оказалось чтение художественной литературы. Превалирующим стало целевое, прагматичное чтение.

Возник феномен ненавистного чтения. Чтение-радость, чтение-саморазвитие и самореализация личности в культуре оттеснены на периферию сознания и взрослых, и детей. Особенно пострадало чтение классической литературы. Часто оказываются непрочитанными не только произведения, выходящие за рамки школьной программы, но и программные произведения. Дети удовлетворяются адаптированными изданиями и пересказами великих произведений. Термин чтение всё чаще подменяется терминами осведомление, знакомство с литературой. Ребёнок в этих условиях выступает как потребитель готовой информации. Он ищет информацию, получает и использует её. Информация в отличие от культуры, остаётся, как правило, вне личности, как нечто существующее отдельно и независимо от неё.

Если говорить о библиотеке, то здесь информация породила противоречивые тенденции. С одной стороны, делая ставку на информатизацию с целью лучшего удовлетворения информационных запросов детей, библиотека усилила внимание к основам информационной культуры, теснее стала её связь с образованием, при этом, правда, сделав её похожей на школьную библиотеку. Жизнь заставила вникнуть в проблемы так называемого делового чтения, учить детей ориентации в информационных ресурсах, правилам их использования и рационального усвоения. С другой стороны, библиотека стала несколько одностороннее в своём развитии. Делая акцент на трансляции знаний, она опускает, прежде всего, свою культурологическую миссию – соединение личности с книгой, духовное общение с ребёнком. Проблема индивидуального, творческого чтения ушла на второй план.

Чтение как любимое занятие детей брошено на откуп массовой культуре. Из лидера читательского развития ребёнка, коим ей по статусу надлежит быть, библиотека довольствуется учебно-вспомогательной ролью в образовании.

Судя по прогнозам философов, новое тысячелетие сделает акцент на воспитании творческой личности, выходящей за рамки получения лишь готовой информации, личности, умеющей решать принципиально новые задачи. Общество будет вынуждено сделать поворот к духовному началу, чтобы противостоять нарастанию деструктивных тенденций в виде наркотиков, суицида и насилия. Так, на новой социальной парадигме построена программа А.А. Леонтьева “Школа-2100”.

Трансформация социокультурного пространства неминуемо повлечёт за собой изменение стратегии библиотеки и характера детского чтения. Всё большее значение будет приобретать культурологический подход к этим явлениям. Именно такой подход заложен в Программе “Чтение юных петербуржцев и культура”, разработанной в Центральной городской детской библиотеке им. А.С.Пушкина. Акцент в ней сделан не столько на трансляцию культурного опыта, сколько на инкультуризацию – стратегию развития способностей читающего ребёнка к рефлексии и творчеству. Названная Программа открывает возможность превращения знакомства с культурой, заложенной в книжных фондах, в часть жизненного опыта ребёнка, перевода осведомлённости в статус творчества.

Концепция её выстроена так, чтобы знания о культуре трансформировать в ощущения культуры. Ядром Программы сделана художественная литература. Именно она более всего провоцирует творческие способности, развивает все сферы сознания ребёнка, нацеливает на неожиданные ассоциации и способствует более углублённому осмыслению действительности во всех её проявлениях. Особое внимание в Программе уделено детям, любящим читать. Одна из задач – максимально использовать для других их опыт чтения и вхождение в книжную культуру. При культурологическом подходе чтение рассматривается как способ реализации себя в культуре. Читательское развитие и духовное, в этом случае, сливаются в единый процесс. Читатель, переживая творческий подъём в ходе чтения, рождая в своём воображении образы и гипотезы, становится сам источником и созидателем культуры, её подлинным субъектом.

Большое значение придаётся в Программе читательской рефлексии библиотекаря, работающего с детьми, его читательским впечатлениям, творческим способностям и умению вести диалог с ребёнком. По определению Фазиля Искандера, талант писателя – это количество контактных точек соприкосновения с читателем за единицу литературной площади. То же самое можно сказать и о педагогическом таланте библиотекаря. Обеспечить наибольшее количество контактных точек соприкосновения личности ребёнка с единицей литературной площади – это значит пробудить интерес к чтению, ведь каждая такая точка способна вспыхнуть в сознании читающего ребёнка искрой радости и творчества.