Чтение в отрочестве как духовный опыт одиночества и диалога в культуре.
(феноменологические и аксиологические аспекты читательского развития подростков.)
Степанова Л.В.
ст. преподаватель СПб. гос. Университета культуры,
гл. библиотекарь Ленинградской обл. детской библиотеки
Современное отрочество заслуживает нового взгляда, иного уровня обращенности и внимания. Сущность подобной позиции, способы взаимодействия с личностью в отрочестве можно аргументировать на основе актуализации идей философских и педагогических концепций. Подчеркнем остроту ситуации.
Нам необходимо определить стратегии взаимодействия с подростками в контексте изменений, происходящих в современной культуре. В первые десятилетия грядущего века сегодняшние десяти-двенадцатилетние будут воплощать духовные и социальные проекты, основы которых уже обусловлены их мышлением, верой и свободой.
Что же определяет актуализацию, новизну взгляда на подростка? В ответе на этот вопрос плодотворно возвращение к идеям В.В.Зеньковского о трихотомии, то есть о необходимости различения в человеке трех его сторон: духа, души и тела. Особенно важен процесс понимания и принятия утверждения : “...начало личности проникает собой все существо человека, а не находится как-то рядом с ним”. Мы вынуждены признать, что духовная сфера подростка находится на периферии педагогического мышления.
Отрочество - время преобразований во внутренней перспективе человека. Творческая социализация - следствие духовного опыта, поиска формы бытия в мире. Проблема заключена в том, что подросток, как правило, объективируется взрослыми как человек социальный и не осмысливается как явление духовное.
Пятнадцатилетний подросток, размышляя о себе, замечает: “взрослая жизнь... загубит, а вернее, запрет в глубокое подземелье и душу. Из этого подземелья очень трудно выбраться. Эта повседневная серая жизнь, заставляющая людей становиться черствыми и равнодушными в нашем жестком мире”. Ответственность за педагогические деяния перед будущим неизбежно ведет к поиску контекста согласия с духовным миром подростка. Развитие данной позиции целесообразно в процессе дискурса о концепции духовной жизни, духовного опыта личности, которые выражены в идеях Н.А.Бердяева о смысле творчества, В.В.Зеньковского об основах христианской антропологии, Э.Фромма о природе человека и его характера.
В каждом подростке явлена вероятность идеального, духовного опыта переживания мира. Невостребованность личностной данности рождает неуверенность, одиночество, страх, агрессию. Поэтому так важно открыть подростку контекст постижения уникальности своего “Я”, контекст миротворения в диалоге с образами мира. Чтение – это особая форма диалога в социуме и культуре.
Необходимость соответствия ребенку, его деятельности в культуре требует от нас нового уровня взаимодействия двух миров - взрослого и детского в социуме и культуре. Необходима разработка методологии диалогического взаимодействия. Открытие контекста согласия с духовным миром современного ребенка может быть успешным, если мы откроем детскую книгу как объединяющую сферу диалога ребенка и взрослого.
Мы предполагаем диалог в его подлинности. “Диалог согласия” (М.Бубер), Чтение дает возможность подростку актуализировать свои потребности и способности в диалогическом существовании. В данном случае мы можем сослаться на “три измерения” (В.Библер) художественного произведения : трансляция авторской позиции, исполнение и дополнение ее читателем, плоть произведения - явление “мира впервые”, возникающего заново в напряжении общения. Читатель включается в данную систему как сферу диалога, важно, чтобы он пережил вдохновение диалогического согласия. Данная позиция позволяет рассматривать детское чтение как инструмент адаптации подростка в окружающем мире, и “приспособления” мира к подростку.
Свобода в процессе чтения открывает перспективы преобразующего постижения мира, способствуют сохранению и развитию данных качеств. Что нам дает право на уверенность в этом? Природа подростка и природа искусства, понимание сущности детского чтения как феномена реализации ожиданий в детстве о созерцании, размышлении в диалоге.
Природа личности в детстве и отрочестве обусловливает необходимость смысловой и духовной сферы развития. Поиск и созидание внешнего и внутреннего “образа - Я”, развитие “Я - концепции”, процессы идентификации в социуме и культуре - деятельность, основанная на интенсивном освоении и преобразовании информации о себе, о мире, о возможностях создания своего пространства. Чтение предоставляет модели иной реальности. Происходит объективация взаимодействия ребенка с миром через слово и образ, что соответствует его потребности выражения себя, узнавания себя.
Дефиниция смысла и содержания понятия “детское чтение”, изменение взгляда на отроческое чтение необходимо для того, чтобы соответствовать иному читателю, иной реальности для чтения, иным приоритетам. Обнаружение новых идей отношения к детскому чтению, сознание статуса детского чтения в культуре – определяет сущность процесса поиска методологического контекста, выдвижения гипотез и адекватной интерпретации результатов изучения детского чтения. Новый взгляд на детское чтение - разработка стратегии поддержки читающего и нечитающего ребенка с учетом позитивного взаимодействия следующих факторов: развитие мышления о детстве, реализация статуса взрослого, осмысление духовного опыта ребенка как ресурса развития современной культуры, объективация миссии ребенка в культуре.
Чтение - идеальный контекст-деятельность подростка в культуре. Диалог в культуре.
Один из подростков заметил о взрослом окружении: “не понимают что мы - мысли, поступки, чувства - иные”. Подчеркнем яркость метафоры, выражающей проницание подростком природы целостности своей личности, не менее важно другое - подросток игнорирует путь получения истин “извне”, ему необходим личный опыт идентификации со смыслами и ценностями.
Почему современные подростки читают? Ответ на этот вопрос обусловлен необходимостью изменения взгляда на отроческое чтение. Поиску новых идей отношения к отроческому чтению служат результаты комплексного регионального исследования “Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры”.
Одно из продуктивных проявлений личности в отрочестве - проектирование. Проживание моделей возможного происходит на нескольких уровнях: одиночество в проблеме, поиск и выбор собеседника, диалог, открытие “Я” и “Ты” в диалоге, возвращение к “Я”, рождение новой идеи. Включение в пространство личностного движения “иных” - их духовного опыта преображают и самого подростка. Время и Пространство книги, ее прочтение для отроческого состояния духа - это и одиночество, и диалог в культуре, необходимые для жизнетворчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зинченко В.П. Психология доверия //Вопросы философии. - 1998. - № 7. - С. 76-93.
2. Киселев Г.С. Кризис нашего времени как проблема человека.//Вопросы философии. - 1999. - № 1. - С. 40-53.
3. Розин В.М Искусство как проявление бытия культуры и мира человека. Ошибка! Источник ссылки не найден. психологии. – 2000 - №3 - С.122.
4. Дольто Ф. На стороне подростка. - М.-СПб., 1997. - 276с.
5. Цукерман Г.А. Десяти - двенадцатилетние подростки: “ничья земля” в возрастной психологии.// Вопросы психологии. - 1998. - № 3.- С. 17-31.
6. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М., 1993. - 415с.
7. Из материалов работы по теме “Голос Детства” (авторы идеи: Антропова А.С., Степанова Л.В.)
8. Библер В.С. Итоги и замыслы: конспект философской логики культуры// Вопросы философии. - 1993. - № 5. - С. 75-94.
9. Бердяев Н.А. Самопознание - Л., 1991. - 415с.
10. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993. - 463с.
11. Бубер М. Два образа веры. - М., 1995. - 463с.
12. Представлены материалы совместного исследования Детской библиотеки и Школы в пос.Вырица Гатчинского района по теме “Взрослые и дети. Быть вместе”.
13. Степанова Л.В. Детская библиотека: ценность в настоящем и философия будущего// Петербургская библиотечная школа. - 1998. - № 2. - С. 32-41.