Строение русской речи

как синтез познавательного и прекрасного

 

И.В. Баранова

отличник народного образования РФ,

методист-консультант Ассоциации педагогов-новаторов СПб,

лектор СПб Университета пед. мастерства

Д.М. Баранов

исп. директор издательско-полиграфической

ассоциации вузов СПб, писатель, режиссёр

 

Какого бы из направлений культуры мы ни коснулись, говорить о них будем на языке. Язык — главная объединительная форма всех видов деятельности человека, первооснова, а не механизм культуры, поэтому синтез познавательного и прекрасного в образовании должен осуществляться прежде всего через систему преподавания родного языка. К сожалению, этого не происходит, так как большая часть уроков русского языка превращена в процесс освоения множества разрозненных аксиомных грамматических правил. В таком виде входит в массовое сознание живой самобытный развивающийся язык, превращённый в скучную схоластическую науку, не находящую отклика в душе современного человека.

Между тем, строй русской речи отмечен печатью универсализма . В этом убеждает нас Периодическая система элементов русской речи, открытая авторами настоящего сообщения в 1994 году как результат многолетнего научно-методического поиска пути возвращения языка к самому себе, то есть к тому, чем он предназначен быть. Система убеждает, что смыслоразличительный звук, буквенный рисунок, слово, словосочетание и предложение — результат длительной работы мысли и духа человека, получившего возможность соединять высший ГЛАс со своим ГОЛосом в ГЛАГОЛ, то есть в действенное слово. Слово — это образ, с помощью которого чаще всего безымянный автор зафиксировал собственное жизненное наблюдение через соединение звуков, а позже букв. Самобытная форма восприятия жизни оттачивалась, совершенствовалась в историческом процессе народного языкового творчества. Одним из результатов такого творчества стала возможность представить архитектонику русской речи как образную систему отражения законов Бытия.

Проникнув в природу большинства существующих орфографических и пунктуационных правил, мы обнаружили их множественное постоянно проявляющееся подобие: свойства одной части слова или части речи повторяются в других частях слова или частях речи. Общие свойства и вытекающие из них правила удалось объединить по их функциональному значению, что привело к образованию элементов речи как основ её строения. Таких элементов всего сорок. 33 из них образуют грамматическое ядро русской речи и по своей смысловой сути согласуются с местом и рисунком буквы в алфавите. Грамматическое ядро плавно переходит в речевое пространство, формируемое через 7 опорных элементов. Расположение элементов по логике их познания и в соответствии с единой десятичной системой исчисления позволило увидеть гармоничный образ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЫ. Её образуют 10 закономерностей (вертикальных рядов), которые ритмично повторяются в каждом из четырёх горизонтальных периодов речи: I — предметном, II — действенном, III — производном и IV — пространственном. Языковые закономерности отражают движение жизни в любой сфере человеческой деятельности: 1 — образование единицы, являющейся отправной точкой; 2 — возникновение противоречий и рождение системы выхода из них; 3 — моделирование новой системы; 4 — установление главного смысла; 5 — установление смысловых соотношений; 6 — соединение единиц; 7 — обозначение опорной единицы; 8 — расширение значимости единицы; 9 — определение порядка расположения единиц; 10 — выход на человеческую индивидуальность.

Из Периодической таблицы вытекает ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН:

сущность и назначение основных элементов нормативной русской речи подчиняются одной из десяти закономерностей, которые ритмично повторяются в каждом из четырёх периодов с постепенным наращением качества;

место расположения элемента в Периодической таблице указывает на ключевую закономерность, которая соизмеряется с буквенной символикой и проявляется во всех составляющих этого элемента при разрешении речевых противоречий;

при этом постоянно проявляется подобие строения элементов и частей, в которые они объединяются.

Закон упрощает изучение языка и даёт возможность постичь его гармонию, единство языка и речи, их глубокую взаимосвязь с субъективной и объективной реальностью.

На такой принципиально новой методологической основе нами создан оригинальный учебный комплекс “Русский язык. Периодическая система элементов русской речи. Полный учебный курс русского языка”, одобренный Центром русского языка и культуры СПбГУ и СПб ГУПМ, рекомендованный Редакционно-издательским советом Комитета по образованию СПб. Комплекс включает в себя четыре табличных модели, книгу, программу и вариативное поклассно-поурочное тематическое планирование учебного материала. Раскладывающиеся и складывающиеся четырёхмерные таблицы-модели вместе наглядно представляют основные слагаемые языка: СЛОВО, ЧАСТИ РЕЧИ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЕЧЬ.

Каждая отдельная модель складывается из составляющих её элементов. Каждая отдельная таблица в составе модели содержит название элемента, определение его сущности, формулировку руководящего принципа письма и последовательно пронумерованный набор вытекающих из него правил, позволяющих соединить каждый речевой случай с закономерностью. С помощью табличных моделей не только добываются знания, но и мобилизуется воображение. Элементы языка представлены зримо, в движении, как стройная система, доступная пониманию и способная сформировать умение пользоваться языком.

Книга, приложенная к табличным моделям, многофункциональна. Она содержит учебный материал в объёме, соответствующем российскому стандарту изучения русского языка как родного, но в новой компоновке и последовательности. В отличие от традиционных учебников книга является и самоучителем, и методическим пособием, и рабочей тетрадью, т.к. ориентирует на самообразование и саморазвитие.

Обучение строится как движение вверх по ступеням познания. Для каждой ступени определена цель, которую следует достичь. Дидактический материал организован так, что каждый сам добывает необходимые знания и формирует умения с помощью специально составленных упражнений. В них содержатся вопросы, задания и тексты, моделирующие разные жизненные ситуации и одновременно нацеленные на освоение конкретного грамматического материала, формирование речевых умений и поступательное пополнение лексического запаса. Тексты последовательно расширяют кругозор обучаемых, способствуют воспитанию личности и развитию познавательного интереса.

Многозначное русское слово входит в сознание через словосочетания и контекст, а главное, оживает. Всё это делает язык близким и востребованным. Своеобразна и стилистика книги. Вместо скучных параграфов и отчужденных упражнений — доверительный разговор на совместном пути познания: рассказы, советы, рифмовки, зарисовки, научные версии, диалоги — и всё это без менторской интонации, а на основе полного уважения к ищущим знания. Каждый ищущий находит то, что соответствует его интересам. Кроме того, он двигается вперёд со своей скоростью и может постоянно оценивать степень усвоения учебного материала, т.к. каждая из 33 ступеней познания заканчивается проверкой ориентации, предусматривающей использование знаний во всём объёме по мере их нарастания. Компоновка позволяет не торопиться, подумать, вернуться к пройденному, сопоставить свои результаты с разделом самопроверки. Всё вместе обеспечивает гуманизацию образования.

Авторское научное открытие признано рядом крупных ученых России, а сообщения о нём были одобрительно встречены в Госдуме, на конференции под эгидой ЮНЕСКО, двух международных конгрессах и распространено через Интернет. Учебный комплекс выдержал уже три издания и успешно прошёл пятилетнюю транслируемую апробацию в разных учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы и Великого Новгорода. Инициатива апробации исходит от учителей русского языка, нашедших с помощью новой системы выход из тупика массовой низкой грамотности. Все апробаторы отмечают появление живого интереса к языку, раскрытие творческого потенциала учащихся, возросший уровень грамотности и речевой культуры. Познание языка по Периодической системе элементов речи становится фундаментом для формирования культурной личности.