Ребенок в пространстве театра

Е.Ю. Сазонов

Заслуженный работник культуры России,

худ. руководитель Театра юношеского творчества

СПб гор. Дворца творчества юных

Ребенок и театр… Одно только сопоставление этих понятий с достаточной определенностью свидетельствует о многосложности и многоуровневости их взаимосвязей и отношений. Действительно, мы можем говорить о ребенке как о зрителе, “потребителе” того или иного театрального продукта, о ребенке как об участнике детских театральных представлений в кружке или студии, о ребенке-“критике”, высказывающем свое мнение или впечатление от увиденного в кругу семьи или сверстников; мы можем, наконец, говорить о “ребенке играющем” и при этом не обязательно на сцене, но, главным образом, в череде детских игр, где дети проживают множество перевоплощений в различных игровых ролях и коллизиях. Иными словами, речь идет об игровой природе детства, об игре как об одной из важнейших составляющих жизни ребенка.

Почему дети стремятся в театральный коллектив? Что влечет их сюда, какие, говоря научно, мотивы являются ведущими? К сожалению, серьезного анализа данного явления нет, но выводы, сделанные практиками детского театрального дела - руководителями и педагогами многих коллективов - говорят об одном: дети стремятся в театр не только и, пожалуй, не столько затем, чтобы “блистать на сцене”. Разумеется, театр, этот “волшебный край” с его сказочностью и таинственностью, с непременными аплодисментами и ярким светом рампы – этот театр всегда был и останется предметом мечтаний и стремлений многих юных сердец. Но, оставляя “за скобками” эту романтическую составляющую театра, мы должны отметить нечто более важное, вернее более долгосрочное, что ли… Это – дефицит общения и потребность в нем. Сегодня, в условиях экономического и социально-политического кризиса, попросту говоря, в условиях нашего сложного, смутного времени, когда разрушены старые идеалы, а новых еще нет, наиболее остро реагируют на это самые молодые, самые юные – наши дети. Ведь ни один период жизни человека не нуждается более настоятельно в нравственных и общественных ориентирах, чем детство и отрочество. И ни в одном периоде своей жизни человек так болезненно, а порой и непредсказуемо не отвечает своим поведением, представлениями, ориентациями, ценностными потребностями на отсутствие таких ориентиров. Добавим сюда, что ныне не существует сколько-нибудь серьезных детских организаций, как это бывало в прежние времена.

Итак – стремление к общению, потребность в объединении, в осознании себя некой общностью – вот один из главных, а точнее говоря, ведущих мотивов, причин, по которым дети стремятся в театральные коллективы. Правомерно будет спросить: почему именно в театральные, а не в какие-либо другие? И тут ответ ясен: театр по своей природе есть искусство коллективное, быть может, в наибольшей степени коллективное, нежели другие жанры.

Сегодняшняя “детская театральная реальность” характеризуется еще некоторыми чертами. Одна из них – приход в театральные коллективы достаточно большого числа молодых руководителей-профессионалов, людей, мыслящих современными категориями и в театральном, и в педагогическом смысле. Многие из них успешно и, более того, органично соединяют свою работу в театре профессиональном и деятельность в сфере детского театра, рассматривая такой способ как принципиально важный. Я бы назвал это даже их позицией. Она в корне отличается от еще не так давно бытовавшего представления о детском драмкружке, как об “отхожем промысле”, приработке, словом, о чем-то, к чему накрепко привязан ярлык “второго сорта”.

Усложнение театральных и педагогических задач в детских коллективах – еще одна характерная особенность дня сегодняшнего. Она является логическим следствием происходящих изменений, но важна и сама по себе. Можно даже говорить не только о собственно усложнении, но и о связанном с ним расширении “спектра” театральной деятельности, детского сценического творчества. Многие коллективы не ограничиваются лишь постановкой драматического материала, но включают в орбиту своего внимания и целый ряд смежных искусств, таких как сценическое движение, танец и пластика, пантомима, вокал, сценическая речь. В результате возникает жанровое и стилистическое разнообразие: на “детском театральном горизонте” являются нам спектакли как собственно драматические, так и “синтетические”, где все эти элементы сосуществуют в органическом единстве. Значительно шире в работе с детьми используются и такие искусства как музыка, живопись, литература. Таким образом, “поле детского театра” становится не областью просто досуга, но “полем культуры”, той эстетической и нравственной почвой, на которой можно ожидать серьезных и существенных “всходов”.

Просвещение и просветительство – недаром эти слова имеют своим корнем “свет”. Тьму можно преодолеть лишь светом. И маленькие, нежные лампадки детских драмкружков так важны в рождении и поддержании этого света, их нельзя гасить. Ведь они часть не только, да пожалуй и не столько системы дополнительного образования – они часть вот этого животворящего света! И значит, сделаем этот вывод: “детский театральный бум” – вовсе не случайность, а стихийное, неосознанное, но настоятельное, неотвратимое стремление детей и их родителей к свету, к культуре, к просвещению. К Красоте, как последнему спасению России.

Да простятся мне эти высокие слова и этот пафос – но иначе, по-моему, нельзя рассуждать, когда говоришь о детях.

А теперь несколько слов об опыте работы Театра юношеского творчества Санкт-Петербургского Городского Дворца творчества юных.

Нет необходимости доказывать, что Игра – одно из основных свойств и качеств Театра. Именно игровая природа роднит Детство и Театр, и именно по этой причине Театр может и должен оказаться той средой, тем художественным и нравственным пространством, в котором с наибольшей полнотой и целостностью возможен процесс развития личности.

Мысль использовать это “родство душ” в работе с детьми более полувека назад была высказана одним из выдающихся российских педагогов и режиссеров Матвеем Григорьевичем Дубровиным (1911-1974). Им же была предложена и практически осуществлена театрально-педагогическая структура, которой ее автор дал название “ТЮТ” – Театр Юношеского Творчества.

Созданный в 1956 году, ТЮТ насчитывает сегодня 200 детей, около 30 педагогов и педагогов-общественников (режиссеров, преподавателей актерских дисциплин, педагогов и мастеров театральных постановочных цехов), располагает материально-технической учебной базой (сцена, репетиционные классы, театрально-постановочные цеха), обладает достаточным программным и методическим сопровождением учебно-воспитательного процесса.

Имея все признаки “настоящего театра”, ТЮТ на самом деле представляет собою познавательно-игровую развивающую среду, в совершенстве продуманную ее автором во всех деталях и направленную на создание условий нравственного и эстетического развития ребенка. Среди этих условий главнейшие: свобода выбора, развитие эстетического чувства, потребность в созидании, творчестве и игре. ТЮТ есть попытка использовать для решения этих сложных задач театр во всей его полноте как феномен, как явление культуры, как явление историческое, национальное, социальное. В основу структурно-педагогического устройства ТЮТа положен фундаментальный принцип накопления – ценностного, психологического, практического, художественного – принцип, являющийся одновременно и главной функцией детства, отрочества. Возможность накапливать опыт, знания и навыки ребенок в ТЮТе получает благодаря методике соединения элементов художественной и производственной деятельности в целостный творческий процесс. Отраженная в структуре преемственности и неразрывной связи собственно артистической и театрально-постановочной работы, эта методика дает возможность многократной смены ролей не только сценических, но и коллективных, и индивидуальных, что таким образом гарантирует свободу поиска, пробование себя в различных сферах творческой деятельности. Излишне говорить, что такая свобода есть основа развития. Следует только подчеркнуть, что само развитие понималось и понимается в ТЮТе как развитие свободное, то есть такое, которое, высвобождая и взращивая духовный мир, приобщая к познаниям и навыкам, ни в коем случае не является предопределенным окончательно.

Другим основополагающим принципом является ориентированность на культуру. Это позволяет с одной стороны добиваться целостности педагогического и творческого процессов, а с другой стороны обогащает развивающие программы. Расширение круга познаний, воспитание чувств и ума – вот основные цели, к которым направлены художественные программы творческих групп и актерских студий ТЮТа и программы всех ТЮТовских цехов: монтировочного, поделочного, осветительского, костюмерного, пошивочного, гримерного, бутафорского и других.

Традиционно в системе ТЮТа придается большое значение фактору среды как одному из важнейших катализаторов и условий развития. Основные качества этой среды – разновозрастность, демократичность, импровизационность. Это позволяет избежать дидактики в педагогическом процессе, сделать само воспитание делом как бы незаметным для воспитуемого и весьма увлекательным для всех – педагогов и учеников. Это позволяет обращаться не только к вербальным формам воздействия, но к подсознанию и интуиции – как педагогической, так и ученической.

Важным принципом в ТЮТовской структуре является, как уже было сказано, выявление игровой природы детей младшего и среднего возраста, ориентация на романтические стороны в подростковом возрасте – независимо от сиюминутной социально-экономической ситуации и норм массового сознания.

Взаимодействие всех структурно-педагогических направлений дает “на выходе” личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Разумеется, ТЮТ кладет лишь начало этому, в сущности, бесконечному процессу, поощряя и поддерживая первые, пусть робкие опыты самостоятельности во всех сферах жизни ребенка и подростка.