Воспитание духовно-нравственных качеств личности ребенка

средствами искусства

 

И.В. Романова

музыкальный руководитель ДОУ №76 "Здоровейка"
г.Чебоксары

 

Пришло время, когда общество должно встать на путь духовного развития - путь единения, высокой нравственности и любви (если оно хочет выжить). Осуществление этого процесса требует коренных качественных изменений в состоянии сознания детей и их ориентации в жизни. Поэтому глубочайшая проблема современности - подготовка творцов и созидателей во всех областях жизни.

Расширенное понимание творчества означает не только внешнее творческое самовыражение ребенка в музыке, танце, рисунке, но и внутреннее самотворчество, работа души над качествами личности: самовоспитание доброты, щедрости, отзывчивости, сострадания, любви. Технократическое развитие современного общества накладывает на формирующуюся личность ребенка определенную печать: детская психика не справляется с “телетеррором” насилия и жестокости, с трудностями “взрослых” проблем нашего общества, ребенок становится раздражительным, расторможенным, агрессивным.

В условиях глубочайшего нравственного кризиса, охватившего нашу страну, происходит процесс поиска методов духовного и физического оздоровления молодого поколения, будущего России. Поэтому важнейшей задачей педагогов и воспитателей является “экология души” ребенка, развитие его духовно-нравственного потенциала и переход на качественно новый уровень мышления. Путь решения этой задачи заключается в понимании и ощущении ребенком себя как личности, основанном на погружении в мир красоты, искусства и природы.

В основу музыкальных занятий “Путь к единству” заложены следующие принципы:

1. Духовность: воспитание потребности познания окружающего мира, себя в этом мире, смысла своего существования.

2. Душевность: воспитание высоких нравственных качеств, создание системы ценностных ориентаций для направленности саморазвития ребенка.

3. Гуманизация: создание целевой установки на понимание величайшей ценности человека, формирование гуманитарного мировоззрения.

4. Эстетический: побуждение личности к умению понимать и создавать красоту, приобщение к искусству и создание условий для художественного творчества.

5. Развивающий: создание целостной системы по развитию мышления, повышение речевой культуры, коммуникативных способностей детей,

6. Принцип гармонии (гармонический): гармоничное развитие тела, ума, души через красоту, музыку, через сотворчество себя и окружающего мира.

7. Нравственный: раскрытие богатства человеческой личности, путей ее самосовершенствования и самовоспитания.

Основные задачи занятий:

гармонизировать внутренний мир ребенка;

активизировать положительные эмоции;

создавать ощущение душевного комфорта;

формировать первичные навыки психической саморегуляции:

развивать мышление, память, внимание, речь, воображение (психические процессы);

стимулировать собственную музыкальную активность ребенка;

оптимизировать физическое и нравственное оздоровление.

Каждое занятие имеет свою структуру, которая состоит из пяти частей:

1. “Здравствуй, прекрасное!”:

психогимнастика;

игра-тренинг.

“Мир прекрасного” (эстетико-терапия):

искусствотерапия: прослушивание музыкальных образцов, созерцание слайдов, картин с изображением природы и с музыкальным сопровождением, изобразительная деятельность, игра на музыкальных инструментах;

цветотерапия (сопоставление душевного состояния с цветовой гаммой);

спонтанный танец (выражение внутреннего состояния в движениях);

речетерапия-смыслотворчество (народная мудрость в сказках, рассказах, пословицах и поговорках).

3. “Песнь моей души”:

песни;

попевки.

4. “Я друг своему телу” (пластикотерапия):

очистительное дыхание;

статические упражнения;

музыкально-подвижные игры;

танцы.

5. “Прислушайся к себе” (релаксация - перевод с одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).

Как показала практика, музыкальные занятия “Путь к единству” несут духовное и психическое очищение, гармонизируют структуры сознания ребенка; происходит интенсификация творческой деятельности детей, проявляющаяся в рисунках, размышлениях, ритмопластике. Внутреннее видение красоты, добра, любви, ощущение гармонии в себе, в окружающем мире формирует устойчивую радостную психику ребенка, которая поможет позитивной ориентации в жизни, защитит от стрессовых ситуаций. Музыкальные занятия побуждают детей к развитию творческого мышления, воображении, эмоциональности восприятия.

Происходит постепенная “экология” сознания ребенка, т.е. формирование сознания категориями Добра, Любви и Красоты. Для саморазвития ребенку необходимо получить позитивный импульс, пережить успех, вдохновение. С этой целью мною используется психогимнастика и эстетикотерапия. Дети приходят в наш мир с искренней надеждой быть счастливыми. Наша задача: окружить их атмосферой понимания и искренней любви, чтобы помочь каждому ребенку понять себя, побудить к творческому самовыражению.

Именно поэтому на музыкальных занятиях “Путь к единству” внимание детей обращается на основы нравственности: способности сочувствовать, сорадоваться, сопереживать, сотворить. Умение любить и сопереживать изначально даровано детям природой. Развить эти качества души ребенка помогают психотренинги: “Круг добра”, “Дождь нежности”, “Волшебный стул”, “Усталая мама”, “Услышь свое сердце” и т.д.

Самовыражение личности ребенка посредством различных видов искусства и творчества делает приобретаемое знание не мертвым грузом интеллекта, а базовым чувственным опытом. Занятия, посвященные глубокому прочувствованию таких понятий, как Любовь, Доброта, Красота, Счастье, Милосердие, Сострадание и т.д., оставляют в детских душах след размышлений о самом главном: отношении к себе, к жизни, к людям, потребности души излучать добро и любовь. Наши дети стали замечать душевное состояние взрослых: утешать близких добрым словом, сопереживать неудачам, радоваться успехам других.

Цветотерапия, используемая на занятиях, помогает детям ощутить воздействие цвета на эмоциональное состояние, возникшее от прослушивания классической музыки. Рисуя музыку или выражая через рисунок свое представление о добре, красоте, о своем внутреннем мире, ребенок самовыражается, у него развивается интуиция, т.е. происходит процесс “творческого познания”. Ведь в рисунке можно изобразить даже то, что порой ребенок не может выразить словами. В процессе рисования дети размышляют над увиденным и услышанным, в результате чего происходит понимание и осознание предмета размышления.

Во время пластикотерапии дети как бы вживаются в образ дерева, цветка, бабочки, океана, горящей свечи, пробуждая в своей душе весь спектр чувств, на которые способен человек. Умение вживаться в образ требует внутренней активности ребенка, сосредоточенности, внимания, фантазии и творчества. Для того, чтобы ребенок научился разбираться в своих чувствах, эмоциях, поступках, на занятиях используются сказки, притчи, с дальнейшим размышлением над истинами, заложенными в них. А гармония классической музыки помогает детям испытать истинный восторг открытия красоты в звуках.

Таким образом, осознание сердцем значения культуры и красоты во всех проявлениях жизни должно стать основой метода совершенствования личности ребенка. Ведь человек, осознавший сущность красоты, не может нести в мир зло. Человек милосердный, добрый, щедрый, отдающий всю любовь своего сердца людям, не сможет быть плохим. Ибо человек, пришедший на путь духовного самоусовершенствования, будет постоянно улучшать себя и окружающий мир. Ведь только Любовь, Красота и Доброта, вливающиеся в детские души, содержит в себе силу творческого преображения нашего мира в Сад Цветущей Души Человечества!