Некоторые этические и психологические проблемы
современного музыкального воспитания
Овсянкина Галина Петровна,
канд. искусствоведения, доцент кафедры муз. воспитания
и образования Рос. Гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена,
доцент кафедры звукорежиссуры и музыкального искусства
СПб Гуманитарного ун-та профсоюзов.
Перед современным музыкальным воспитанием сегодня стоит целый ряд этических проблем. В большинстве своём они имеют психологическую основу, поэтому обозначим данные проблемы как этико-психологические. Попробуем коснуться некоторых из них.
В первую очередь к ним следует отнести проблему мотивации музыкального воспитания, из-за которой и у нас в стране, и за рубежом постановка музыкального воспитания во многих случаях оставляет желать лучшего. Проблема мотивации вызвана нарушением гармонического равновесия между нравственными задачами и объёмом знаний в общем образовании, что достигло сейчас критического предела. Одним из доказательств в необходимости музыкального воспитания, полноправного существования музыки среди других предметов школьного цикла являются история возникновения искусства и опыт педагогики, начиная с древних цивилизаций. Всеобщее музыкальное воспитание высокого уровня предполагает преемственность культурных традиций прошлого, без которых невозможно развитие человечества.
Издревле музыкальному воспитанию придавалось общегуманитарное значение, за ним признавалась ведущая роль в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности. В частности, крупнейший учёный западноевропейского средневековья Боэций считал, что музыка находится в квадригиуме ведущих наук, наравне с философией, математикой и астрономией.
В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику, способности музыки, как никакого другого вида искусства, моделировать сложнейшие процессы духовного мира человека, она имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир, что приобретает сегодня особую актуальность. В философских и педагогических трактатах прошлых веков говорилось о смягчении и облагораживании нравов под воздействием музыки. Но знали и другое, что влияние музыки может быть как положительным, так и отрицательным. Необходимость положительного результата строго регламентировалась и была в основе художественного метода. Ныне всеобщий закон гармонии и красоты, о котором говорил В.-А. Моцарт, нередко игнорируется. Музыка зачастую теряет своё высокое нравственное предназначение. Проблема обостряется и исключительно большим образно-выразительным разрывом между академическим и массовым искусством.
Музыкальное воспитание связано и с развитием интеллектуальных способностей личности. В современной науке признаётся наличие музыкального мышления (1). Оценочная деятельность, которая всегда присутствует в музыкальном восприятии, предполагает серьёзные аналитические операции. Справедливо наблюдение Е.В. Назайкинского, что простейшее осмысление музыки невозможно без анализа и синтеза (2).
Музыкальное воспитание развивает воображение, фантазию, концентрацию внимания. Наука приходит к выводу, что существует и специфическое музыкальное воображение. Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности. К тому же к современному образованию предъявляются требования не столько увеличивать сумму преподаваемых знаний, сколько развить эвристические способности ребёнка.
Нельзя забывать и o компенсаторной функции музыки. Большая нравственная нагрузка в современной жизни, её стремительные темпы, тотальная технизация пагубно влияют на нервную систему и психику людей, особенно детей. И компенсаторная роль искусства ныне необходима как никогда.
Усложняет музыкальное воспитание и чрезмерная перегруженность и "загрязнённость" бытового музыкального фона, который тоже является одной из важных составляющих музыкального воспитания. Это обусловлено множеством малохудожественной музыкальной информации, особенно в сфере массовой культуры. О пагубном влиянии её на детскую психику ещё писали В.В. Стасов и Б.В. Асафьев. Сегодня этот процесс усиливается СМИ и огромным числом низкопробных звукозаписей. Следует отметить и всеобщее увлечение звуковоспроизводящей аппаратурой, замену акустических музыкальных инструментов на искусственные тембры (3). Обилие "механических" звучаний замедляет развитие голосовых связок у детей, формирование музыкального слуха, музыкального восприятия. А в основе музыкального воспитания должно быть восприятие живого музыкального звучания, разнообразные формы музицирования и творчества.
Со звукозаписью, некультурным пользованием звуковоспроизводящей аппаратурой и телевидением тесно связана проблема этического отношения к музыке, недостаток тишины. Значение музыки, как бытового фона, сегодня очень велико, а это снижает её высокие нравственно-воспитательные и познавательные функции.
Наконец, нельзя не учесть, что сегодня во всём мире стоит задача сделать общее образование (и не только общее) более эффективным, и музыкальное воспитание должно сыграть в этом процессе значительную роль.
Примечания
1) См.: Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.
2) См.: Назайкинский Е.В. Психология музыкального восприятия. М., 1972.
3) См.: Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988.