Развитие творческого потенциала личности

средствами музыкального образования

 

Е.Н. Михеева

аспирант кафедры общей педагогики и истории педагогики

Архангельского гос. технического ун-та,

препод. фортепиано Архангельского высшего пед. училища.

 

На современном этапе общественного развития главной задачей, стоящей перед педагогами, является всестороннее содействие становлению индивидуальности человека, его самовыражению и самореализации. Объектом пристального внимания при этом является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями. Традиционная система образования сделала всё, чтобы дети к старшему подростковому возрасту стали послушными, подчинялись указаниям извне и не желали думать и делать что-либо самостоятельно. Эта проблема не только педагогическая, но и социальная. Не одно поколение выросло и сформировалось в условиях традиционной школы. Люди привыкли ждать, что кто-то придёт и решит за них проблему, возьмёт на себя ответственность. Но чудес не бывает. Только от самого человека зависит, как он будет жить дальше и на что он может рассчитывать в дальнейшем. Мы все прекрасно понимаем, что подрастающее поколение будет жить в совершенно другой социальной обстановке, когда без собственной инициативы и самостоятельности им просто нельзя будет выжить. В связи с этим, перед современной системой образования встаёт задача целенаправленного формирования и развития таких свойств и качеств личности учащегося, которые позволили бы ему успешно действовать в любых жизненных ситуациях, умело пользоваться не только полученными в ходе обучения знаниями, умениями и навыками, но и самостоятельно находить творческое решение возникшей проблемы.

Дисциплина “Аккомпанемент” в системе профессионального музыкально-педагогического образования имеет богатые возможности для формирования и развития творческого потенциала личности будущего учителя музыки средствами музыкального образования. Творческий потенциал – это многоплановая, многоэлементная структура, включающая комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую сферу личности. Систематизирующим фактором указанных элементов является общая креативность личности. Процесс развития творческого потенциала – это сознательная и целеустремлённая деятельность самого обучающегося, которая и является механизмом преобразования его возможностей.

В сфере педагогики существует чрезвычайно важная проблема, вызывающая острые дискуссии. Речь идёт о соотношении между нормативно заданным и творчески созидаемым в ходе учебной деятельности. Сторонники традиционного обучения недооценивают возможности творческих форм учебной работы, направленных на стимулирование активности личности и развитие способностей студента и позволяющих решать учебные проблемы, рассматривая их под необычным углом зрения. Подобными нетрадиционными формами учебно-творческой работы являются: конструирование аккомпанементов, импровизация и сочинение. Актуальность включения данных видов деятельности в структуру “Аккомпанемента” заключается в том, что все средства и методы, используемые в учебно-воспитательном процессе, направлены на то, чтобы каждый студент, независимо от степени одарённости, смог научиться самостоятельно находить пути творческого решения профессиональной задачи. Главной целью является стимулирование и поощрение всех творческих проявлений личности студента, всемерная помощь и поддержка ПЕРВЫХ самостоятельных авторских решений.

Формы творческой деятельности – конструирование, импровизация и сочинение – использовались нами как учебная задача, а не как самоцель – сделать всех композиторами или научить всех творить. Мы все прекрасно понимаем, что это утопия, и вполне согласны с К.Д.Ушинским в том, что “опыт не передаётся буквально, а передаётся ИДЕЯ, заложенная в опыте”. Через вовлечение в творческую деятельность можно показать ПУТИ творческого преобразования какого-либо материала. Таким образом, речь идёт о СОТВОРЧЕСТВЕ СТУДЕНТА И ПЕДАГОГА, их совместном поиске. Каждый урок приобретает черты уникальности, неповторимости, нестандартности, импровизационности, творения, т.к. в результате всех целенаправленных усилий студента и педагога рождается продукт, который несёт в себе черты личного опыта конкретного учащегося, его видения решения проблемы. С другой стороны, эти виды творческой деятельности предполагают не только наличие определённого набора знаний, умений и навыков (базовых компонентов деятельности), но и творческих способностей, а главное – СПОСОБСТВУЮТ ПРЕОДОЛЕНИЮ СУЩЕСТВЕННОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – МЕЖДУ КРЕАТИВНОСТЬЮ И ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬЮ. В результате систематической и целенаправленной работы у студента формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального. Не менее удивительный эффект от совместной учебно-творческой деятельности прослеживается не только в отношении студента, но и в отношении педагога, который растёт вместе со своим учеником, т.к. увлечённость творческим процессом в результате выводит на ВОВЛЕЧЁННОСТЬ в этот процесс, из которого уже невозможно вырваться волевым решением. Это как потребность дышать, чувствовать, любить, одним словом, жить.

Комплексное включение в структуру урока “Аккомпанемент” таких видов деятельности, как конструирование аккомпанементов, импровизация и сочинение, позволяет избежать формализма и односторонности в рассмотрении объекта изучения. Эти виды деятельности имеют практическую целенаправленность, помогают студенту адаптироваться к условиям будущей профессиональной работы, способствуют формированию неразрывной связи теоретических знаний и практических навыков. Ведущий метод обучения – проблемный, способствующий формированию и развитию самостоятельного творческого мышления студентов.

Почему возникла необходимость во включении в структуру урока такой формы работы, как конструирование аккомпанементов? Опыт работы в условиях педагогического колледжа показывает, что к моменту окончания учебного заведения будущий учитель музыки, обладая хорошим уровнем исполнительских навыков игры на музыкальном инструменте, а также хорошими теоретическими знаниями, зачастую не владеет знаниями и навыками ТВОРЧЕСКОГО ПЕРЕНОСА известных ему приёмов и способов в НОВЫЕ УСЛОВИЯ, которые ему диктует практика. Этот факт является свидетельством недостаточной развитости ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ в ходе учебной деятельности. Выполняя упражнения по конструированию различных типов аккомпанементов, студенты приобретают опыт живого, практического общения с языком музыки, включаются в процесс АКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ, формируя при этом собственный стиль конструирования. В результате исчезает страх перед неизвестным, появляется вера в свои творческие возможности.

Выполняя упражнения, включающие элементы импровизации, студенты получают творческий опыт РОЖДЕНИЯ ОБРАЗА, который выдаёт им подсознание. Этот образ ещё не является прекрасной Жар-птицей, но всё же уже несёт в себе генетические признаки этого будущего создания. Кроме того, включение в учебную деятельность данной формы работы имеет важное положительное значение в воспитании волевого импульса: импровизируя, студенты преодолевают страх перед ошибочным звуком, познавая, что в музыке (как и в жизни вообще) возможны любые сочетания (как красивые, так и некрасивые; как консонансные, так и диссонансные), ведь главное – научиться суметь включать в данный контекст этот звук, превращая его из случайного и ошибочного в неожиданную и свежую музыкальную краску. Необходимо отметить ещё один важный момент: импровизируя, студенты сознательно преодолевают свойственный многим обучающимся музыкантам недостаток – игру с остановками, которые мешают в создании цельного образа, нарушая структуру музыкальной ткани.

Сочинение музыкального произведения – это комплексная учебно-творческая задача, требующая от студента мобилизации всех теоретических и практических знаний, умений и навыков, но, главное, позволяющая включить механизм развития творческого потенциала личности будущего учителя музыки. Именно данная форма работы помогает включить студента непосредственно в исследовательско-творческий процесс, т.к. даёт возможность выявить и классифицировать проблемы, которые можно ставить перед обучаемыми, а также формулировать гипотезы в виде предполагаемой формы произведения, жанра, характера, образа, способов построения и т.д. Кроме того, именно здесь преподаватель может показать учащемуся различные пути решения проблемы, т.е. последовательность развёртывания познавательных действий.

Сочинение музыкального произведения позволяет студенту проследить за логикой изложения конструирования музыкального материала. С помощью преподавателя анализируются и отбираются наиболее подходящие варианты фактурных сопровождений, адекватные стилю, форме, характеру мелодии. Кроме того, студенты активно участвуют в поисках способов изложения музыкальных мыслей. Технология творческого поиска предполагает не только бесконечное множество вариантов построений, в которых можно, образно говоря, утонуть, но и даёт возможность использования определённых алгоритмических структурных единиц, при помощи которых в дальнейшем студент сможет сам аранжировать любую мелодию.

Таким образом, введение в содержание урока конструирования аккомпанементов, импровизации и сочинения мы рассматриваем как учебную задачу, способствующую приобретению студентом собственного опыта творческой деятельности. И пусть некоторые сочинения студентов носят подражательный характер, пусть музыкальные мысли несколько робки, не будем подходить к ним со строгой меркой профессионального композитора. Наша задача, задача педагогов в том, чтобы помочь студенту высказаться сложным языком музыки, а главное – выслушать и принять его мысли, а если надо, то и оказать помощь в той или иной творческой ситуации.

Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика – это святой долг и обязанность каждого педагога. Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческого потенциала личности будущего учителя музыки.