Художественный образ и особенности

художественно-образной системы искусства

(в региональном компоненте “Новгородский край”)

Г.А. Поровская

канд. пед. наук, зав. кафедрой

. изобразит. искусств и методики преподавания

Ин-та непрерывного пед. образования

Новгородского гос. университета им. Ярослава Мудрого

г. Великий Новгород

 

Инновационные процессы в образовании в последнее время все больше получают распространение. Одним из таких процессов является разработка и включение в основное и дополнительное образование учащихся школ Великого Новгорода и Новгородской области регионального компонента “Новгородский край”.

На основе общей концепции регионального компонента авторский коллектив, состоящий из учителей-предметников, методистов и преподавателей Регионального центра развития образования НовГУ, сотрудников Новгородского государственного музея–заповедника, разработал примерную программу “Человек и искусство”.

Одной из задач этой программы является объединение возможностей литературы, музыки, изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом их художественной специфики и региональных особенностей художественно-образной системы.

Составители программы исходили из того, что художественный образ, в котором целостное духовное содержание (единство мыслей, чувств, переживаний) выражается в конкретно-чувственной форме, является одним из основных носителей информации для ребенка школьного возраста.

Через художественный образ выражается метод образного познания мира, который отражается художником, писателем или музыкантом в произведениях искусства. Благодаря его свойствам и особенностям картина, скульптура, симфония или роман воздействуют на чувства и сознание людей.

Художественный образ создается при помощи специфических для каждого вида искусств материальных средств (слово, ритм, звук, интонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность и т. д.).

Функциональная структура художественного образа в творчестве представляет собой механизм, посредством которого слагается цепь образов - “образ-представление”, “образ-произведение”, “образ-впечатление”.

« Образ-представление» имеет личностный характер и зависит от психики воспринимающего и его ценностных ориентиров.

При создании “образа-произведения” автор объективирует “внутреннюю идеальную форму”, переводит ее на язык искусства, реализует в образном решении свою творческую идею, моделируя собственную пространственную и художественную форму.

Завершает функциональную структуру художественного образа “образ-впечатление”, получаемый от воздействия “образа-произведения”, говоря иначе, “образ реципиента”. Общее впечатление является результатом совместного воздействия всех составляющих художественного образа.

Для того, чтобы понять, почувствовать художественный образ произведения, надо увидеть, познать процесс его создания. С этой целью изучается подготовительная работа автора, истоки его восприятия и художественного замысла.

Гносеологическая функция всегда была неотъемлемой частью художественного образа. Познавая реальность посредством “художественных образов”, художник, а вслед за ним и зритель, тем самым устанавливают между воспринимаемыми объектами или явлениями определенные, особые отношения и связи, которые затрагивают как рационально-чувственную, так и духовную сферу.

Анализ функциональной структуры художественного образа позволяет сформулировать общие региональные особенности художественно-образной системы различных видов искусства в программе “Человек и искусство”:

Особенности художественной специфики программы и ее комплексный характер предоставляют широкие возможности интеграции искусств на различных уровнях:

На первом уровне интеграции содержания регионального компонента обращение к общим закономерностям, свойственным всем видам изобразительного искусства, позволит выявить проявление этих законов в народном и декоративно-прикладном искусстве на примере памятников деревянной и каменной архитектуры, в произведениях монументальной и станковой живописи Великого Новгорода и Новгородского края.

Понятия красоты и своеобразие предметного мира народного и декоративно-прикладного искусства могут рассматриваться только комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными традициями новгородцев, с учетом синкретичного характера народного искусства, с опорой на искусствоведческую концепцию художественного образа.

Представления народа о красоте, добре, о торжестве гармонии над хаосом формируются через образы-типы, где первоосновой является образ художественной вещи.

Общие свойства и особенности художественного образа, проявляясь в разных видах искусства, приобретают особую убедительность и значение на втором уровне интеграции. Так, например, храмовое искусство, древнерусская литература и духовная музыка в синтезе храмового действа несут мощный зрелищный и эмоциональный заряд, высокую художественную выразительность как памятники новгородской культуры и искусства, имеющие мировое значение.

Роль и значение храмов как символов городов, стран и народов во многом схожи: каждый из них – единственный в своем роде, это не просто архитектурное и инженерное сооружение, но, прежде всего, уникальное произведение синтеза искусств.

Так, Софийский собор, первый каменный храм Новгорода и Руси, стал центром религиозной и общественной жизни новгородцев, главным храмом русской метрополии. Как создание синтеза искусств, храм смог выразить наиболее существенные стороны души русского народа, являясь символом единства и мира.

Художественно-эстетический взгляд на мир, заключенный в произведениях искусства, рассматриваемых в содержании программы, позволяет раскрыть внутренний мир авторов этих произведений как выразителей мироощущения своей эпохи, ее нравственных устоев и общественных идеалов.

Основные задачи учителя – через погружение в региональную культуру, постижение, прочувствование художественно-образной системы различных видов искусства создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к художественной культуре Новгородского края, осознания своей принадлежности к культурно-природной среде, понимания собственной ответственности за ее сохранение и преумножение.