Технологический подход в художественном образовании школьников

Л.Б. Михаленко

доцент кафедры искусствоведения и методики

преподавания изобразительного искусства

РГПУ им. А.И. Герцена

 

В настоящее время разработка вопросов педагогических технологий является одной из актуальных проблем науки и практики общего и профессионального образования.

Педагогические технологии относятся к социальным технологиям, обращены к человеку, направлены на изменение личности, поэтому отличаются многомерностью, гибкостью, наличием обратной связи.

В силу того, что данная проблема недостаточно разработана, различные авторы вкладывают разное содержание в определение педагогических технологий. Из всего многообразия подходов к определению данного понятия можно выделить те из них, которые рассматривают педагогические технологии как более последовательные, как достигающее заявленных целей следование определенной концепции обучения. В этом случае методики или их совокупность входят в педагогическую технологию как составная часть.

Другой подход рассматривает технологии обучения как эффективные способы организации деятельности учащихся при изучении конкретного учебного материала. Здесь возможно использование нескольких учебных технологий в рамках одного урока, и тогда технологии являются частью определенной методики.

Как в одном, так и в другом случае нас интересуют основные признаки педагогических технологий, которые в отличие от педагогических систем в наибольшей степени обеспечивают эффективность художественного образования школьников.

Основное отличие технологии от методики ряд авторов видят в том, что в технологическом подходе всецело проявляется личность педагога, тогда как методика обучения выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения безотносительно к тому, кто ее осуществляет. В силу специфики предмета искусства, сотрудничества и сотворчества в его преподавании возможность личностного выражения учителя приобретает особую привлекательность.

К существенным признакам педагогических технологий относится диагностическое целеполагание, т.е. наличие четко заданных целей, близких по формулировке с ожидаемыми результатами, которые могут быть измерены при помощи педагогической диагностики. Точное определение целей образования позволяет более успешно добиваться намеченных результатов со всеми учащимися, диагностика дает возможность более определенно и объективно оценивать достижения и выявлять пробелы учащихся.

Необходимо отметить, что достаточно сложно измерить показатели развития эмоционально-ценностной сферы личности. В связи с этим в художественном образовании необходимо ставить более корректные цели, те, которые действительно могут быть достигнуты. Поэтому одной из основных задач педагога является поиск объективных методик диагностики целей образования. Такие методики диагностики относятся не только к оценке продуктов художественной деятельности, особенностей восприятия произведений искусств, но и к оценке развития эмоционально-ценностной сферы. В качестве критериев оценки в этом случае могут служить наличие интересов, готовность к реагированию, художественно-творческая активность и др. Регулярный контроль и оценка развития учащихся в учебном процессе обеспечивает оперативную обратную связь и возможность коррекции, которая также выступает в качестве существенного признака педагогических технологий. Взаимодействие учителя и учащихся на основе сотрудничества и диалога с учетом принципов индивидуализации и дифференциации весьма актуально для художественной педагогики.

Визуализация как признак педагогической технологии связана с применением аудио-визуальной техники, различных оригинальных наглядных пособий и др.

Для реализации педагогических технологий, адекватного выбора существующих или проектирования новых, необходим квалифицированный педагог-профессионал.

Объективно существующие трудности в измерении показателей развития эмоционально-ценностной сферы личности, особенности художественно-образного мышления, влияние наличия или отсутствия тех или иных задатков и способностей к художественной деятельности на результат обучения, как нам представляется, еще в большей мере предполагает ориентацию на технологический подход.