Преподаватель изобразительного искусства
и методическая служба ФИИ
С. В. Анчуков
канд. пед. наук,
асс. кафедры искусствоведения и методики преподавания ИЗО
Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена
К педагогическому делу надо призывать не тех, кто стремится только обеспечить свою жизнь, а тех, кто чувствует к этому делу и к науке сознательное призвание и чувствует в нем удовлетворение, понимая общую народную надобность (Д. И. Менделеев).
В школах страны работает свыше трех миллионов учителей. Одни – в вечном творческом поиске, другие – удовлетворены достигнутым. Уровень социальной активности возводится в ранг основного критерия результата – активности всей работы преподавателя.
Философская и социологическая литература рассматривает активность человека в самом широком понимании как коренное свойство индивида, как важнейшее качество личности. Оно выражает ее сознательное, творческое отношение к различным сторонам жизни общества. Творческие ресурсы человека лишь тогда оказываются социально ценными, когда выражаются в активной и общественно-значимой деятельности. В свою очередь, социальная активность побуждает к развитию и обогащению личностных ресурсов.
Социальной активности учителя присущи все признаки социальной активности личности. Вместе с тем, она отличается своими специфическими особенностями, обусловленными характером педагогической деятельности.
Социальная ценность этой активности зависит от того, что доминирует в осознании сущности профессии, ее гуманистический или “адаптивный” смысл. Если свое призвание преподаватель связывает с развитием индивидуальности и воспитанием личности школьника, формированием у него потребности и способности к творчеству, полезному труду, к постоянному движению вперед, то можно говорить о социально активном преподавателе, деятельность которого отвечает современным общественным требованиям.
Касаясь проблем целеполагания, многие крупные педагоги пытаются определить глобальные задачи школы. Современный педагог должен учить так, чтобы молодежь была способна управлять современной цивилизацией. Тип преподавателя XXI-го века должен строиться на общечеловеческой шкале ценностей, основанной на новом взгляде на человека, на историю, его будущее.
Сказанное позволяет заключить, что преподаватель изобразительного искусства должен отойти от узкопредметного подхода к обучению основам своего предмета, а в качестве целей педагогической деятельности видеть развитие сфер индивидуальности школьников, такие как – интеллектуальная, эмоциональная, волевая, мотивационная, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции.
Основная задача педагога – помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование сфер индивидуальности школьника, которые в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека; от развития которых зависит социальная активность личности. Они же определяют и образ жизнедеятельности, его счастье и самочувствие среди людей. Педагогика требует системного анализа развития сфер индивидуальности как целей педагогического процесса.
В принятии глобальных целей представлена новая позиция преподавателя любого предмета и преподавателя искусства частности, новое видение учащегося и образовательного учреждения. Если преподаватель воспринимает учащихся в качестве субъектов деятельности, познания и общения, т. е. признает за каждым из них такие права, как – быть самим собой, развивать свои способности, высказывать свои мысли и переживания, формировать собственные суждения, участвовать в принятии решений и т. д., - то его отношения и общение с учащимися будут строиться на основе взаимодействия.
Способность к взаимодействию и сотрудничеству – проявление высокого профессионального мастерства, результат постоянного совершенствования профессиональной деятельности преподавателя, постоянной работы над собой.
Социальная активность предполагает не только “вовлеченность” педагога в профессию, но и достаточно высокий диапазон деятельности, в котором он сохраняет, проявляет и развивает свою способность к сознательному, творческому отношению к жизни.
К. В. Романов считает, что культурность отличает тех преподавателей, для которых собственная свобода выбора и творчества есть условие гармоничного воспитания детей. Автор представляет культурность учителя графически:
Под ценностями общей культуры имеются ввиду ценности религии (Р), морали (М), пользы (П), искусства (И), науки (Н). Преподаватель постоянно попадает в ситуации выбора между пользой и добродетелью, правдой и ложью, красотой и уродством, верой и неверием. От предпочтения тех или иных ценностей зависит общий настрой человека на существование.
Под культурой самовыражения педагога имеется в виду свободный выбор между созерцанием и действием (1), бытием и ничем (2), эгоцентризмом и мироощущением (3), созиданием и разрушением (4), рациональным и интуитивным (5), самостью и “маской” (6), личностью и обществом (7). От этого выбора зависит вид существования человека. Пребывание в выборе не менее ценно, чем его результат. Диалог между учителем и учеником начинается с выбора ценностей и выбора путей самовыражения.
Житейская культура личности преподавателя включает в себя целостную картину мира и чувство гармонии, творческое мышление и конструктивность, нравственную позицию и здравый смысл, психический комфорт и валеолого-физическую культуру. Основными областями предметной культуры человека являются культурные сферы отношения человека к человеку (Ч – Ч), человека к социуму (Ч – С), человека к природе (Ч – П), человека к культурному наследию (Ч – К/Н).
На наш взгляд, теоретическая разработка автора идеальной модели культурного преподавателя может быть использована на практике при подготовке будущих педагогов, а также при создании методик аттестации учителей. Это, в свою очередь, будет реальным началом гуманизации образования.
Преподавание изобразительного искусства в школе отождествляется с рисованием, а его воспитательная роль – человечность, нравственность, духовность, составляющие суть искусства, недооцениваются. Чтобы изменить существующую ситуацию в школу должен прийти высококвалифицированный, творческий, свободно мыслящий преподаватель – индивидуальность.
В последние годы появилось много теоретических работ, раскрывающих новые подходы к образованию, преподавателю дали свободу в выборе программ, методик, дали право на поиск. Но на практике новое педагогическое мышление формируется медленно, несмотря на то, что появляются авторские школы, альтернативные формы образования, новые концепции художественного воспитания, варианты школьных программ и учебников. Эти изменения не затрагиваю практику художественного образования и воспитания в целом, педагог в основной свей массе остается прежним и новое педагогическое мышление является у преподавателя скорее исключением, чем правилом.
В методической службе ФИИ (факультет истории искусств) приоритетным направлением организационной деятельности должно стать следующее:
1. Создание системы методической подготовки будущих преподавателей искусства, направленной на формирование профессионально ориентированного культурного преподавателя искусства.
2. Работа, направленная на оказание методической помощи педагогам. Эта работа может проходить в виде обучающих семинаров, конференций, лекций, индивидуальных и групповых консультаций и т. д.
3. Работа, направленная на подготовку будущего абитуриента ФИИ (эта работа ведется в базовых школах), а также организация занятий с детьми разного возраста на базе факультета.
Научная деятельность преподавателей методической службы ФИИ и обозначенные направления организационной работы методистов, на наш взгляд, будут способствовать изменению ситуации в современной системе художественного образования и воспитания через изменение сознания будущих и ныне практикующих преподавателей изобразительного искусства.