Процессы воображения и изображения
как пути воспитания эстетического отношения к жизни
депривированных детей
Е.М. Григорьева
аспирантка кафедры теории и методики воспитания
СПб ун-та пед. мастерства,
психолог ДОУ Центра развития ребенка “Ягодка”
При создавшейся сегодняшней сложной и нестабильной экономической и социально-культурной ситуации очень остро стоит вопрос о гармоничном развитии личности, способности ее к самореализации.
Для гармоничного развития ребенка необходимо равновесие между тремя аспектами: духовным, душевным и физическим.
Таким образом, рассмотрим следующие виды депривации:
1. Физическая – фактическое отсутствие родителей или одного из них.
2. Эмоциональная – отсутствие эмоциональных контактов, чувств между ребенком и родителями.
3. Духовная – отсутствие духовной общности в семье, эгоцентризм, самоизоляция.
Под термином депривация (deprivatio – отсутствие) я определяю понятие отсутствия значимых для ребенка субъектов или отношений (заботы, духовной и эмоциональной связей, воспитания).
Депривация может быть со стороны отца – патериальная, со стороны матери – материнская.
Исследования различных специалистов показали, что дети испытывающие различные формы депривации нуждаются в поддержке, социально-психологической защите, а также коррекции поведения и эмоционально-нравственной сферы.
Привлекательность метода психолого-педагогической коррекции средствами искусства в работе с депривированными детьми в том, что она использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для которых внешние словоформы малопригодны.
Коррекция средствами искусства включает в себя оздоровительные занятия с использованием художественного творчества, пантомимы, танцев, сказок, музыки и т. д.
Мышление ребенка более образно, динамично и конкретно, чем у взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления своего взаимодействия с действительностью.
По рисунку ребенка можно судить о стадии его интеллектуального развития и степени его психической зрелости.
Использование средств искусства в работе с депривированными детьми укрепляет психическое здоровье ребенка, помогает ему справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, расширить кругозор, научиться новым способам самовыражения и, как следствие, устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Это также способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Актуальность использования методов искусства отражает потребность современного человека в более естественных комплексных способах гармонизации, в которых главную роль играют разум и чувство, тело и дух, мужское и женское начала, способность к интроспекции и активному действию.
Преимущества применения именно метода коррекции средствами искусства при работе с депривациями перед другими:
1. Каждый человек (ребенок) может участвовать в работе. От него не требуются какие-либо способности к изобразительному искусству или художественных навыков.
2. Средства искусства относятся преимущественно к невербальной форме общения.
Это делает ее особенно ценной для тех, кто плохо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и найти благодаря этому путь к их решению.
Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным мостом между педагогом и ребенком. Это особенно ценно в ситуации отчуждения, трудностей при общении по поводу деликатных вопросов.
Изобразительная деятельность позволяет обходить цензуру сознания.
Коррекция средствами искусства является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
Продукты изобразительной деятельности являются объективным свидетельством настроений, мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной динамической оценки состояния, проведения исследований и сопоставлений.
Использование метода в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Этот метод коррекции основан на мобилизации творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции. Что отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации, раскрытия спектра возможностей человека и утверждения своего индивидуально-неповторимого способа бытия в мире.