Процессы воображения и изображения

как пути воспитания эстетического отношения к жизни

депривированных детей

 

Е.М. Григорьева

аспирантка кафедры теории и методики воспитания

СПб ун-та пед. мастерства,

психолог ДОУ Центра развития ребенка “Ягодка”

 

При создавшейся сегодняшней сложной и нестабильной экономической и социально-культурной ситуации очень остро стоит вопрос о гармоничном развитии личности, способности ее к самореализации.

Для гармоничного развития ребенка необходимо равновесие между тремя аспектами: духовным, душевным и физическим.

Таким образом, рассмотрим следующие виды депривации:

1. Физическая – фактическое отсутствие родителей или одного из них.

2. Эмоциональная – отсутствие эмоциональных контактов, чувств между ребенком и родителями.

3. Духовная – отсутствие духовной общности в семье, эгоцентризм, самоизоляция.

Под термином депривация (deprivatio – отсутствие) я определяю понятие отсутствия значимых для ребенка субъектов или отношений (заботы, духовной и эмоциональной связей, воспитания).

Депривация может быть со стороны отца – патериальная, со стороны матери – материнская.

Исследования различных специалистов показали, что дети испытывающие различные формы депривации нуждаются в поддержке, социально-психологической защите, а также коррекции поведения и эмоционально-нравственной сферы.

Привлекательность метода психолого-педагогической коррекции средствами искусства в работе с депривированными детьми в том, что она использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для которых внешние словоформы малопригодны.

Коррекция средствами искусства включает в себя оздоровительные занятия с использованием художественного творчества, пантомимы, танцев, сказок, музыки и т. д.

Мышление ребенка более образно, динамично и конкретно, чем у взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления своего взаимодействия с действительностью.

По рисунку ребенка можно судить о стадии его интеллектуального развития и степени его психической зрелости.

Использование средств искусства в работе с депривированными детьми укрепляет психическое здоровье ребенка, помогает ему справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, расширить кругозор, научиться новым способам самовыражения и, как следствие, устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Это также способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Актуальность использования методов искусства отражает потребность современного человека в более естественных комплексных способах гармонизации, в которых главную роль играют разум и чувство, тело и дух, мужское и женское начала, способность к интроспекции и активному действию.

Преимущества применения именно метода коррекции средствами искусства при работе с депривациями перед другими:

1. Каждый человек (ребенок) может участвовать в работе. От него не требуются какие-либо способности к изобразительному искусству или художественных навыков.

2. Средства искусства относятся преимущественно к невербальной форме общения.

Это делает ее особенно ценной для тех, кто плохо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и найти благодаря этому путь к их решению.

Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным мостом между педагогом и ребенком. Это особенно ценно в ситуации отчуждения, трудностей при общении по поводу деликатных вопросов.

Изобразительная деятельность позволяет обходить цензуру сознания.

Коррекция средствами искусства является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.

Продукты изобразительной деятельности являются объективным свидетельством настроений, мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной динамической оценки состояния, проведения исследований и сопоставлений.

Использование метода в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Этот метод коррекции основан на мобилизации творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции. Что отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации, раскрытия спектра возможностей человека и утверждения своего индивидуально-неповторимого способа бытия в мире.