Эстетизированная эмпатия как способ развития

эмоциональной культуры старшеклассников

 

М.П. Бернштейн

г. Ульяновск

Развитие чувственно-эмоционального в человеке возможно с помощью различных средств, но самое сильное из них – искусство, ибо оно всегда затрагивает сферу чувств – область эстетических эмоций.

Анкетирование старшеклассников “Мое отношение к искусству” показало, что традиционное школьное образование сегодня вольно или невольно выхолащивает сущность произведений искусства, пытаясь сформировать у учеников отношение к искусству авторитарными методами, идя от разума к чувству, а не наоборот, что более созвучно внутреннему миру ребенка (юноши).

В настоящее время отчуждение молодежи от ценностей подлинного, высокого искусства приобретает огромный размах, и школа призвана, пока не поздно, остановить этот процесс.

Изучение литературы, в частности, формализировано до такой степени, что старшие школьники нередко вообще перестают читать произведения классического словесного искусства, ограничиваясь просмотром образцов сокращенного пересказа художественных текстов.

Причину такого отношения к литературе как к виду искусства, мы видим в низком уровне развития эмоциональной культуры учеников, вследствие отсутствия в практике учебной и внеучебной деятельности элементов эмоционального насыщения и “чувственного” восприятия мира художественных произведений. Искусство же мертво без глубокой и страстной работы души.

Уточняя понятие эмоциональная культура, которое одним из первых исследователей ввел Якобсон П.М.[1], мы отмечаем, что культура чувств и эмоций проявляется не только в эмоциональной отзывчивости на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, в сфере искусства, на проявления творчества, развитой способности понимать и ценить чувства других людей, умение делить свои переживания с близкими, развитой способностью к сопереживанию с миром героев произведений литературы и искусства, но и в способности переживать эффект катарсиса, высшее эстетическое наслаждение; культивировать высшие эстетические эмоции на основе восприятия мира искусства; испытывать творческое озарение.

Сущность эмоциональной культуры, на наш взгляд, следует искать в области духа, что находит свое выражение в процессе самосовершенствования человека, так как онтологически человек не столько продукт природы, сколько – самовоспитания и воспитания.

По мнению А.Н.Малюкова, эстетическое переживание возникает как результат сопереживания чувствам другого человека, отображенных в искусстве (литература, живопись, музыка, театр, скульптура…)[2].

Только опора на искусство (подлинное переживание, потрясение, событийность от встречи с прекрасным – катарсис!), на наш взгляд, послужит основной движущей силой в длительном, сложном и противоречивом процессе развития эмоциональной культуры старшеклассников.

По убеждению великого русского философа Владимира Соловьева, искусство, обращаясь к безднам человеческой души, к духовной жизни человека, создает художественными средствами мир духовных ценностей. Следовательно, мы приобщаем школьников на уроках литературы к миру духовных ценностей. Вот почему так важно каждую встречу с искусством превращать в тот единственный случай духовной жизни и именно в этот единственный в мировой истории раз, о котором говорит Флоренский: “Один из глубочайших механизмов художественного творчества – застывшие словесные, изобразительные, пластические, звуковые формы и структуры в пространстве индивидуального творческого сознания становятся случаем духовной жизни и именно в этот единственный в мировой истории раз”[4].

Блок В.В. отмечает, что сопереживание читателя ищет в искусстве соответствие себе, своему опыту, своим волнениям, тревогам, своим богатствам эмоциональной памяти.

Когда такое соответствие находится, то сопереживание герою автору, его сотворившему, сливается с удивительно отстраненным сопереживанием самому себе, что дает наиболее сильный эмоциональный эффект. Это сопереживание, сопряженное со взглядом на себя как бы со стороны, сквозь призму художественного образа, сопереживание эстетически просветленное[3].

Мастерство учителя гуманитарно-эстетических дисциплин мы видим в воспитании в ребенке (юноше) уникальной потребности в углубленном двуедином освоении мира художественных произведений и самого себя, в умении оживлять словесные, изобразительные, звуковые и пластические формы и структуры, трансформировать их в случай духовной жизни, а это и является ничем иным, как процессом развития эмоциональной культуры школьников.

Воспитание у старшеклассников уникальной потребности в углубленном двуедином освоении Мира художественного произведения и самого себя, так или иначе, призвано обеспечить долговременное впечатление, бьющего по сердцу, действующего на чувство. Впечатление идет по линии развития чувства. Природа проникает в глубокие душевные центры. Поэтому воздействие пережитого неотразимо и глубоко.

Предлагаемая нами эстетизированная эмпатия в качестве средства развития эмоциональной культуры, опирается на мотивы и потребности старшеклассников, как возраста, сензитивного к освоению собственного внутреннего мира, духовному и культурному совершенствованию.

Эстетизированная эмпатия предполагает формирование и развитие у старших школьников умения сопереживать герою романа, спектакля, картины, симфонии путем проникновения, прежде всего, в свой собственный внутренний мир, ибо эстетическое сопереживание содержит отчасти сопереживание самому себе, но себе преображенному, согласно требованиям, заложенным в изучаемом произведении, в частности, драматизмом предложенной в нем ситуации.

Такое восприятие произведения искусства возвышает ученика, даря ему удивительный спектр высших человеческих переживаний и чувств.

Задача педагога состоит и в создании особой эмоционально насыщенной атмосферы занятия и в использовании развивающих творческих заданий на основе синтеза искусств, и в организации творческого диалога с героем литературного произведения в форме, как театрализации эпизода, так и при помощи специальных упражнений и психологических тренингов, а также элементов арттерапии.

В процессе такой работы, по результатам психологического тестирования “Чувствовать искусство”, у старшеклассников постепенно развивается способность к интуитивно-тонким переходам от сознательного к неосознаваемому и обратно, при которых осуществляется эстетизированная эмпатия, обеспечивающая порыв к образному выражению тончайших проявлений человеческого духа.

Эмоциональная культура старшеклассников вследствие такого подхода к изучению предметов гуманитарно-эстетического цикла, несомненно, претерпевает качественное изменение. Происходит обогащение эмоционального опыта учеников, развивается умение культивировать высшие эмоции и чувства, обретается возможность испытывать творческое озарение, а также – приобщение к некоему личностному и специальному идеалу, что ведет к повышению уровня эмоциональной культуры старших школьников.

Литература:

П.М. Якобсон Психология чувств. 2-е доп. изд. М: изд-во АПН РСФСР, 1958

А.Н. Малюков Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Изд. центр “Феникс”, 1999

Психология художественного творчества. Хрестоматия. Минск, Харвест, 1999.

В.Д. Диденко Духовный космос искусства. М., 1997.