Формирование культурной среды

на занятиях по курсу устного народного творчества

Скаковская Г.Н.

преподаватель литературы

Хаванская О.А.

преподаватель музыки,

руководитель фолькл. ансамбля “Веретено”,

СПб высшее педагогическое училище

(колледж) № 1 им. Н.А. Некрасова

 

Нравственное формирование и образование человека немыслимо без погружения его в культурную среду, объединяющую разные виды искусств – литературу, музыку, живопись, театр. Истоки любой национальной культуры лежат в ее фольклоре. С детства человек приобщается к миру народного искусства через колыбельные песни, разные жанры детского фольклора, через сказки и былины. Но серьезное, глубокое и осмысленное постижение основ народной культуры происходит позднее, когда взрослый человек целенаправленно занимается изучением фольклора как системы различных искусств. В этом отношении учебный курс “Славянская народная культура”, адресованный студентам литературного отделения колледжа, представляется особенно значимым, ибо он дает студентам возможность активизировать детский опыт общения с фольклором, получить целостное представление о народном творчестве – не только словесном, но и музыкальном, и пластическом, осознать народную культуру как основу всей национальной культуры. Не случайно из всех курсов, традиционно составляющих программу литературного образования будущего филолога, он изучается одним из самых первых.

Народная культура – явление особенное, уникальное в контексте мировой культуры. Во-первых, она создавалась как культура синкретическая – тесно связанная с самой жизнью людей, их занятиями, с верованиями и обрядами, представлениями о мире и о себе. Почти любое явление народной культуры соединяло слово, действо, музыку и танец. Все вместе жанры фольклора – от детских колыбельных, сказок до народного театра, песен и былин – создавали ту культурную среду, которая определяла жизнь многих и многих поколений. Народная культура возникла и существовала на протяжении столетий как культура коллективная. И нам хотелось, чтобы, входя в ее мир, сегодняшний студент воспринял народную культуру как синтез разных искусств, стал не только слушателем и зрителем, но и участником народных праздников, обрядов, чтобы он ощутил себя внутри, а не вне этой культуры.

Уже несколько лет в нашем колледже преподавание курса “Славянская народная культура” осуществляется по нашей авторской интегрированной программе. Особенность этой программы в том, что она знакомит студентов не только со словесной, но и с музыкальной народной культурой, ее спецификой, с особенностями исполнения различных музыкальных жанров фольклора. Одной из главных задач курса его авторы считали погружение студентов в культурное пространство народного творчества и актуализацию культурной памяти каждого.

Ряд тем курса – календарные и семейные обряды, народные песни, былины, детский фольклор, частушки – изучается на интегрированных занятиях. В них принимают участия два фольклорных коллектива – студенческий и преподавательский. Студенты-филологи получают представление об истории и литературных особенностях разных жанров фольклора, и одновременно им представляется уникальная возможность услышать “живое” исполнение произведений народного творчества. На занятиях создается особая атмосфера приобщения к народной культуре, погружения в стихию народной музыки, народного слова, народного праздника. Созданный на занятиях эмоциональный настрой способствует последующему анализу литературной и музыкальной специфики произведений разных фольклорных жанров. Очень важно, что на интегрированных литературно-музыкальных занятиях студенты являются не только слушателями и зрителями, но и активными участниками происходящего. Во-первых, один из фольклорных ансамблей, выступающих на занятиях, состоит из самих студентов нашего колледжа. Во-вторых, после знакомства с музыкальной спецификой и особенностями исполнения тех или иных фольклорных жанров студентам представляется возможность попробовать свои силы в качестве исполнителей.

Особенно сильное впечатление производит на студентов и всех присутствующих занятие по теме “Русская песня”. Звучание песен в исполнении ансамбля доставляет всем слушателям огромное эстетическое удовольствие, создает особую атмосферу причастности народной культуре и истории, а разговор о поэтических и музыкальных особенностях народной песни помогает актуализировать знания студентов о разных поэтических тропах, понять особенности поэтического и музыкального строя народной песни.