Использование образовательных программ как средство

гуманизации учебно-воспитательного процесса

 

С.И. Савинкова

зам. директора

по дополнительному образованию,

138 сред. шк. Санкт-Петербурга

Сложность образовательного процесса сегодня заключается в трудностях адаптации личности в быстро трансформирующемся социуме.

В педагогическом коллективе школы продолжает формироваться новый взгляд на личность ребенка, направленный на раскрытие его внутренних резервных возможностей.

Цель учебно-воспитательной работы: формирование социально защищенной, духовно богатой личности; создание оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала школьников, педагогов, родителей; самореализация их в деятельности и общении, формирование опыта познавательно-интеллектуальной деятельности, опосредованной творчеством и реализуемой в концепции “Воспитание Петербуржца”.

Критерии:

В центре педагогической системы - ребенок, и это позитивно влияет на содержательную сторону как процесса обучения, так и воспитания. Совершенствование содержания образования в целом возможно в том случае, если дидактическое и психолого-педагогическое ядро является основным компонентом, а дополнительное образование обогащающим модулем. При этом возможно системное и интегрированное воздействие на учащихся как в начальной, так и средней школе.

В нашей школе сложилось несколько вариантов интегрированного включения дополнительного образования в учебно-воспитательный процесс.

Вариант 1

Добровольный выбор студий, кружков, секций учащимися с базовой программой. Результаты учащихся являются достоянием всего педагогического коллектива и используются как в учебной, так и во внеучебной деятельности. В творческую работу активно включаются дети, педагоги и родители, сотрудники школьной службы сопровождения. Несмотря на то, что дополнительным образованием в школе занято не абсолютное число учащихся, оно является важным фактором гуманизации всего учебно-воспитательного процесса.

Вариант 2

Интегрированное введение в учебный план (для классов, реализующих расширенную программу уроков поэтического творчества, хореографии, изодеятельности) русской обрядовой культуры - музыкального и песенного фольклора, которые интегрированы с развитием речи, историей и культурой Санкт- Петербурга.

Вариант 3

В данном варианте дополнительное образование - составная часть работы групп продленного дня, в расписание которого включены занятия по разнообразным программам.

Вариант 4

В базовую программу в образовательную область “Технология” введено профильное обучение по программам Государственного университета – физика и информатика, введение в журналистику, искусство слова, музееведение (история школы). В данном варианте учащиеся по желанию выбирают интересующий профиль допрофессионального образования. Старшеклассники активно включены в работу пресс-центра школьного литературно-художественного журнала “Талисман”. Они с желанием работают с младшими школьниками, участвуют в проведении развивающих игр, а также в совместных вечерах досуга детей и родителей. В поисковой и экскурсионной работе учащиеся старших классов выступают в качестве экскурсоводов, занимаются краеведческими исследованиями по заданию района и города .

Интегрированное использование возможностей индивидуального образовательного маршрута педагогически целесообразно, учащимся предоставляется широкое поле для самореализации в урочной и внеурочной деятельности. Успехи определяются: высоким уровнем профессионализма педагогов, администрации школы, пониманием тонких механизмов педагогического взаимодействия, основанного на личностно-ориентированном подходе к организации жизни детских коллективов .

Как показал сравнительный анализ, сопоставимый с результатами социологического опроса 1997 года, у учащихся 5 классов произошла переориентация в выборе предпочтительных видов деятельности. Так на первом месте в 1997 году стоял просмотр ТВ и видеопрограмм, на втором месте учеба. На третьем месте - общение в кругу друзей.

В настоящее время просмотр видеопрограмм не актуализируются как самостоятельный вид деятельности, ввиду уменьшения качественного транслирования и адресности, хотя во внеучебной деятельности, особенно интеллектуально-познавательной, испытывается недостаток.

Как показали наблюдения, досуг подростков личностно значим, по-прежнему происходит стирание граней между детской и юношеской субкультурой. Характерно, что произошло переструктурирование предпочтений подростков вследствие формирования в школьном коллективе и вне его более широкого поля педагогического воздействия .

Литературный клуб “Талисман” объединил как детей, так и взрослых. На встречах, тренингах, круглых столах, занятиях по поэтическому творчеству, дискуссиях, в совместной работе с другими детскими объединениями школы рождаются - новые публикации, новые рубрики, появляются новые авторы, новые имена в разделе “Автограф”. В работе с детьми рождаются новые формы, новые технологические приемы. Так, на занятиях с детьми частые гости - учителя школы, психологи, родители. Результатом совместной работы являются стихи-импровизации детей и взрослых. Уникальность заключается в том, что дети помогают взрослым тонко почувствовать мир детства и сами становятся созидателями. В одном из номеров журнала появятся эти маленькие вернисажи. “Талисман” создает особую развивающую среду, особый микроклимат в отношениях всех участников образовательного процесса.

Интеграция звеньев образовательного процесса позитивно влияет на создание положительного микроклимата как в школе, так и в целом в микрорайоне. В течение учебного года родители будущих первоклассников знакомятся с жизнью школы, посещая дошкольный лицей, кружки в период Дней открытых дверей, праздники микрорайона вместе с дедушками и бабушками.

Школа становится более открытой воспитательной системой, которой все в большей степени доверяют дети и взрослые. Проблемные подростки с особой гордостью говорят об успехах своих сверстников, с удовольствием участвуют во встречах в литературной гостиной, занимаются в спортивных и туристских секциях (в прошлом году побывали на Урале). Бывшие выпускники школы продолжают участие в органах самоуправления в вузах, используют приобретенные знания и умения по журналистике, истории и культуре Санкт Петербурга, коммуникативные умения и др. Ряд выпускников школы продолжает специальное образование в высших учебных заведениях художественно-эстетического направления, отдельные учащиеся школы занимаются в профессиональных творческих коллективах и активно участвуют в жизни школы.