Система интегрального образования в Индии

Практический опыт Международного Образовательного Центра им. Шри Ауробиндо

и международного города Ауровиля — проекта ЮНЕСКО

и Министерства образования Индии

 

Д. В. Мельгунов

Официальный Представитель

Международной организации

“Ауровиль Интернешнл” в России

“Каких бы высот познания не достигал человеческий разум, все это — лишь раскрытие, обнаружение того до поры сокровенного знания, которое тайно уже присутствует в раскрывающейся, постигающей себя душе человека. Нынешнее ментальное сознание человека — лишь переходный этап: человек может и должен достичь более высокого сознания, сознания Истины, и силой этого сознания преобразить жизнь на земле, наполнив ее совершенной гармонией, мудростью, добром, радостью и красотой”.

Шри Ауробиндо

“Самым правильным педагогическим средством следует считать умение воспитателя заинтересовать ребенка тем, чему он хочет его обучить, пробудить в нем любовь к труду и стремление расти духовно и физически. Привить ребенку любовь к учению — это, в действительности, самый дорогой подарок, какой только можно ему сделать, он должен любить учиться, учиться всегда и везде; весь поток жизненных явлений и событий должен рассматриваться как источник непрерывно обновляющихся возможностей пополнить свои знания о жизни и нужно стараться использовать в целях обучения каждую из этих возможностей, каждый благоприятный случай”.

Мать

 

Шри Ауробиндо (1872—1950), великий индийский мыслитель-провидец, поэт, лидер национально-освободительного движения, и Мать (Мирра Альфасса, 1878—1973), его сподвижница в духовной работе, уроженка Франции, выдающийся духовный наставник, талантливый художник и музыкант, всю свою жизнь посвятили утверждению на земле нового мира- мира Гармонии, Красоты, Радости и Совершенства. C этой целью ими была разработана Интегральная Йога.

Шри Ауробиндо и Мать важнейшее внимание уделяли воспитанию и образованию. В Ашраме, духовном сообществе, Шри Ауробиндо была создана уникальная система интегрального образования, призванная воспитать гармоничную, всесторонне развитую личность, обладающую высокой осознанностью, широтой взглядов, глубоким чувствованием прекрасного, обширными знаниями, пониманием жизни, отменным физическим здоровьем и развитием.

Эта концепция образования основывается на представлении о ребенке как о воплощенной душе, обладающей в качестве инструментов разумом, жизненной энергией и телом. Задача образования — помочь ребенку осознать себя в качестве души, воплощенной в теле, понять свое место в мироздании и свою задачу в жизни и осуществить гармоничное и всестороннее, “интегральное” развитие и одухотворение всего своего существа, всех инструментов — ментального, витального и физического — стать прекрасной во всех отношения личностью на основе раскрытия и проявления своего истинного “я” и своей высшей духовной сути.

Исходя из этой задачи устанавливается пять аспектов образования, направленных на развитие пяти главных аспектов личности: физический, витальный, ментальный, психический и духовный.

Физический аспект имеет целью формирование и поддержание максимально возможного для человека совершенства физического тела, развитие силы, ловкости, выносливости, красоты, изящества тела. Соответственно, это направление образования имеет три составляющих: 1) изучение организма и контроль за его состоянием, подчинение его жизнедеятельности правильной дисциплине; 2) всестороннее, методичное и гармоничное развитие всех частей организма и его двигательной активности; 3) исправление возможных дефектов и отклонений в физическом состоянии организма.

Витальный аспект — одно из важнейших и наиболее сложных направлений образования — имеет целью совершенствование и гармонизацию витальной составляющей человеческого существа, т.е. жизненной энергии и всех ее проявлений: эстетической сферы, эмоциональной, сферы желаний, побуждений и т.д. Воспитание витального состоит из двух различных по своим целям и методам частей: 1) развитие органов чувств и умение должным образом ими пользоваться; 2) собственно воспитание характера — изучение, понимание своей природы и умение управлять ею, которое должно последовательно совершенствоваться и, в конечном счете, привести к полному ее преобразованию. В итоге витальное существо должно стать гармоничным, послушным служителем истинного “я” человека, его сознательной воли, исполниться радости, красоты и величия, прекрасных чувств, эмоций и побуждений.

Ментальное образование является наиболее известным и распространенным, однако на практике оно чаще всего страдает очень существенными изъянами и остается явно недостаточным. Согласно Шри Ауробиндо и Матери, подлинное ментальное образование, цель которого состоит в том, чтобы приготовить человека к жизни более возвышенной, чем жизнь обычного современного человека, включает в себя пять основных составляющих (обычно они представляют собой следующие друг за другом в определенном порядке этапы): 1) развитие силы концентрации, внимания; 2) развитие аппарата мышления; 3) организация накапливаемого умственного содержимого на основе идеи, исполненной высшего света и красоты и осуществлению которой будет посвящена вся жизнь; 4) развитие умения контролировать собственную мыслительную деятельность, формировать прекрасный внутренний мир мысли; 5) развитие способности сохранять безмолвие ума, полный его покой, а также ментальной восприимчивости ко всему тому, что исходит из более высоких в духовном отношении частей существа.

Сфера т. н. психического воспитания и образования, связана с постижением и раскрытием человеком присутствующего в нем психического существа — истинного “я” индивида, заключающего в себе истину его индивидуального закона бытия. При этом мы имеем дело с истинной движущей силой нашего земного бытия, подлинным смыслом жизни на земле, открытием, к которому каждый должен прийти в своей жизни, и после этого — посвятить всю свою жизнь, всего себя, воплощению собственного бессмертного начала. Именно это открытие дарует человеку подлинную красоту и богатство его индивидуальности. Чаще всего решающая роль в этой работе с самого ее начала и до конца принадлежит самому человеку. Это открытие — личное дело каждого и для того, чтобы достичь цели, человеку требуется твердая решимость, сильная воля и неутомимая настойчивость. Однако уже с ранних лет подлинный учитель должен стараться направить сознание ученика на самоизучение, должен разбудить в нем стремление открыть, постичь свое истинное “я”, то в себе, что не зависит от внешних обстоятельств и является вечным, непреходящим.

Духовное направление образования имеет целью постижение индивидом своего высшего божественного Источника и привнесение всей полноты его сознания, энергии, радости, красоты и гармонии в земную жизнь. Результаты такого самообразования до последнего времени проявлялись лишь в немногих выдающихся духовных личностях. Однако теперь, с наступлением нового времени это направление образования будет привлекать к себе все большее внимание и все полнее проникать в жизнь человечества. Итоговым результатом духовного образования станет не просто постепенное формирование в человеке одухотворенной природы и развитие его скрытых способностей, но полное преобразование всего его существа, восхождение по лестнице видов на новую ступень.

Эта концепция интегрального образования нашла воплощение в Международном Образовательном Центре Ашрама Шри Ауробиндо (г. Пондичери, штат Тамил Наду, Индия). Академическая программа Центра рассчитана на 18 лет, начиная с 3-летнего и заканчивая 20-летним возрастом: 3 года — детский сад, 6 лет начального образования, 4 года первая ступень и 2 года вторая ступень среднего образования, 3 года высшего курса. Среди изучаемых предметов — английский и французский языки, математика, научные программы (включая естественные науки, науки о жизни, прикладные науки, компьютерные технологии), индийские языки, включая санскрит, история, география, рисование, музыка, танцы (индийские и западные), сценическое искусство, трудовое обучение (включая рукоделие, плотничье дело, гончарное дело, кожевенное дело, садоводство, машинопись). Высший курс предусматривает 3-летнее обучение по специализации “Искусства” или “Наука”, либо 5-летнее обучение по специализации “Инженерные технологии”.

Важнейшая роль отводится эстетическому развитию воспитанников, пониманию красоты во всех ее аспектах, привнесению Прекрасного во все проявления жизни. В Центре имеются прекрасные лаборатории, библиотеки, танцзал, “комнаты безмолвия”, в которых воспитанник имеет возможность полностью сосредоточиться на своей работе или просто побыть в тишине, наедине с самим собой.

Очень большое внимание уделяется и физическому развитию воспитанников. Ежедневно минимум 2 часа посвящается физической культуре; предусмотрены различные виды атлетики, гимнастика, боевые искусства ,водные виды спорта, игры, имеется великолепный стадион, бассейн, спортивные залы, оснащенные самым современным оборудованием, разнообразные игровые площадки, теннисные корты.

Центр является Международным — в настоящее время здесь обучается около 400 детей не только со всей Индии, но и из самых разных стран мира. Помимо отдельного изучения английского, французского и ряда индийских языков, такие предметы как история и география в Центре преподаются на английском, а точные науки — на французском. Кроме того, большинство воспитанников изучают родной язык и санскрит; некоторые изучают также еще один-два языка. Насколько возможно, предметы преподаются в свете интегрального видения Шри Ауробиндо и Матери.

Преподаватели стараются максимально ориентировать воспитанников на самообразование, чтобы они сами открывали в себе и реализовывали собственный путь развития. В то же время постоянное взаимодействие и тесный контакт учителя с учеником (преподавание ведется в группах по 7—8 человек) устраняют необходимость каких-либо зачетов или экзаменов для оценки прогресса ученика. В Центре не существует системы оценок, как не присуждается каких-либо степеней и дипломов. Поиск знания ведется ради самого знания и ради развития собственной индивидуальности.

Главная задача образования в Центре — не подготовить воспитанника к “успеху” в жизни и обществе, а направить его на самосовершенствование и помочь достичь максимального совершенства во всем. Основные направления развития каждого воспитанника следующие: 1) рост осознанности по отношению к миру вокруг и внутри себя путем самонаблюдения, творческого самовыражения, самоисследования и т.д.; 2) восприятие и понимание красоты во всех ее формах — красоты природы, произведений искусства, красоты форм, красоты мыслей, чувств, слов, поступков, и т.д.; 3) развитие умственных способностей: анализа, осмысления, понимания, выражения, концентрации, независимого и самобытного мышления, сравнения, отбора, суждения; 4) воспитание характера, чтобы ученик мог, по словам Шри Ауробиндо, “вырасти прямым, открытым, искренним, честным, достойным человеком, готовым к восхождению в божественную природу”.

Уровень образования в Центре очень высок. Его воспитанники ценятся не только в Индии, но и во всем мире, многие из прежних воспитанников Центра сегодня возглавляют крупные компании, банки, общественные организации в Индии, Европе и Америке, и ряд из них даже входит в индийское Правительство. Образовательный Центр Ашрама не раз удостаивался самых высоких оценок руководства Индии. Центр неоднократно посещали Джавахарлал Неру и Индира Ганди, уделявшие развитию Центра большое внимание.

Система интегрального образования находит свое применение и развитие и в международном городе Ауровиле (штат Тамил Наду) — проекте ЮНЕСКО и Министерства образования Индии. Ауровиль призван на практике воплотить идеал одухотворенного интернационального человеческого сообщества. В церемонии закладки Ауровиля в 1968 г. приняли участие представители 124 стран. Сегодня в Ауровиль приезжают люди со всего мира. Среди них много семей с детьми. В городе очень много интернациональных семей. Главное достояние города — дети, здоровые, развитые, свободные, исполненные радости и энергии, новое прекрасное поколение нового прекрасного мира.

В настоящее время система интегрального образования, разработанная в Ашраме Шри Ауробиндо, находит все более широкое применение в различных учебных заведениях Индии. Уже в течение многих лет центры интегрального образования функционируют в Дели, в Бангалоре и других городах.

Мать говорила: “Одна капля практики лучше, чем океан теорий”. Сегодня, получив доступ к этому великому Знанию, каждый из нас может попытаться привнести его в свою жизнь, приблизиться к идеалу, провозглашенному Шри Ауробиндо: всеобъемлющее совершенство, одухотворение всей человеческой жизни на земле.