Роль и место валеологической ритмики

в гармонизации внутреннего мира детей и укреплении их здоровья

Н.С. Бовина,

преп. социально-педагогического колледжа

г. Петрозаводск.

На пороге XXI века, когда мир входит не только в новое тысячелетие, но и в новую фазу эволюции человеческой цивилизации и технологии, образованность общества становится главным условием его дальнейшего развития. Вопрос о культурном измерении человека, о его здоровье встает с особой настойчивостью.

Наше общество в настоящее время переживает не самые лучшие времена. Сложности нашей жизни, связанные с бездуховностью, безнравственностью и, следовательно, разрушительной деятельностью человека, непосредственно вытекают из проблем культуры, являются следствием ее кризиса.

Сегодня педагогическая наука и практика рассматривают художественно-эстетическое воспитание как способ гармонизации духовной и практической жизни человека. Воспитание гармонично развитой личности – ключ к решению многих наших проблем. Само слово воспитание говорит нам об особом питании души и сердца ребенка высокими образами Истины, Добра, Красоты. Первое место в воспитании должно принадлежать именно красоте, раскрытию в ребенке восприятия красоты, так как высокая красота сама по себе возвышает и облагораживает человека, несет то человечное, мудрое, доброе, что так всем нам необходимо сегодня. Лишь улучшив, усовершенствовав себя, человек сможет сохранить и улучшить жизнь.

Воспитание совершенного человека в нравственн6ом, мировоззренческом, творческом плане – главнейшая задача на современном этапе, которую необходимо решать как можно раньше, начиная с детского сада, со школы. Дать детям позитивный настрой на жизнь, ориентир на истинные ценности, созидание и творчество надо уже в дошкольном возрасте.

Действенное средство, обеспечивающее художественно-эстетическое образование и воспитание детей, их оздоровление, духовное очищение – занятия валеологической ритмикой, проводимые в детском саду, в школе и в условиях студийной работы с детьми.

Валеологическая ритмика базируется на специфике музыкального искусства и опирается на валеологию – науку, изучающую индивидуальное здоровье человека и пути формирования здорового образа жизни.

Создатель ритмики – системы музыкально-ритмического воспитания – Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950), швейцарский общественный деятель, музыкант, педагог, указал на воспитательное значение и силу ритма, положив его в основу своей системы. Весь метод Далькроза направлен именно к тому, чтобы образовать личность, дать ей возможность осознать себя и обогатить двигательными навыками управления собой.

Гибкость системы Далькроза позволяет найти ей применение в разных областях и видоизменять ее метод работы в зависимости от потребностей в данной области. В деле оздоровления детей, их духовно-нравственного очищения ритмика приобретает свои специфические особенности.

Валеологическая ритмика в отличии от традиционной предполагает осознанный поиск путей оздоровления, духовного очищения. Для этого на уроках создается атмосфера свободы, радостного творчества, которая помогает детям сбросить нервные нагрузки, избавиться от внутренних тревог, страхов, вызывает активное желание заниматься движениями под музыку, узнавать о ней, совершенствоваться. В ходе занятий у обучающихся укрепляется воля, мышечный аппарат, вырабатывается красивая осанка, одухотворяются лица и жесты. На занятиях по валеоритмике дети переживают счастливые минуты. Валеоритмика органично и естественно сочетает два сильнейших фактора, воздействующих на здоровье человека: музыку и движение. Мощным побудителем проявления нравственных эмоций является детский коллектив. Организуя совместную деятельность детей. Педагог поощряет добрые, сердечные отношения, чуткость, благородные порывы.

Следует еще раз отметить, что разучивание различных движений, овладение ими на валеологической ритмике не являются главной целью, - это всего лишь средство, используемое педагогом для снятия у детей напряжения, активного выброса ими энергии в достойной форме, предупреждения негативных реакций, развитие духовности.

Нравственное воспитание на валеоритмике естественно сочетается с половым воспитанием. Формирование духовности невозможно вести вне зависимости от особенностей полов. Воспитание мужественности и женственности, взаимного уважения между различными полами, осознание специфичности, неповторимости их красоты и одновременно гармоничного дополнения, сочетания ведется через два основных направления: музыкальный образ и пластический. Задача педагога на занятиях – умелое обыгрывание и использование всех возможностей (музыки, движения, тактильных контактов, мимики, взглядов) в целях оздоровления детей и их нравственного воспитания. Вся методика преподавания валеоритмики построена на личностно-ориентированной модели обучения, педагогике сотрудничества, сотворчестве. При этом успешное достижение целей зависит исключительно от личности педагога, который сам должен соответствовать тем высоким нравственным качествам, которые он воспитывает в детях. Ритмист-валеолог должен быть умелым организатором, уметь действовать ситуативно, с учетом настроений детей, неожиданными ситуациями на занятиях. Спонтанность, импровизация являются составными моментами в творчестве педагога. Важным в работе ритмиста-валеолога является включение в занятия таких атрибутов для радости и счастья в нашей жизни, как улыбка и смех. При этом педагог сам должен быть естественным, искренним, открытым навстречу детям. Получая заряд радости от общения с педагогом, от восприятия музыки, различной по стилю и передачи ее выразительных движениях, ребенок оздоравливается, окультуривается, становится возвышенно-раскрепощенным.

Реализация программ по валеологической ритмике дает прекрасные результаты. Дети на занятиях освобождаются от негативных эмоций, стрессов, “зажимов”, от робости и стеснительности, физической неуклюжести, угловатости, неуравновешенности. У них формируется любовь к красоте и гармонии, потребность создавать их в своей жизни и в жизни других людей, дарить им радость.